Политические идеи эпохи эллинизма.



Эпохи Эллинизма – последний этап развития греческой цивилизации (3 век до н.э. – 3 век н.э).

В эпоху Александра полисы не были изолированы. К 2 веку полисной формы государства уже не встречалось.

Период эллинизма был плодотворным, с точки зрения политической теории.

Идеология эпохи эллинизма отличается от политических идей классического периода: перенос центра тяжести с государства на человека.  

В эпоху эллинизма полис перестает быть интересным для исследования. Основной предмет исследования – человек. Вопрос не человек для государства, а государство для человека.

Школа киников – основатель школы философ Антисфен. В основе лежит этическая доктрина, суть выражается в понятии эскапизм. Последователи этой доктрины предлагают уйти от проблем реального мира. Отказ от материального в пользу духовного.

Человек должен отказаться от ценности материального мира, жить в согласии с природой и заботится о собственной душе.

Диоген -  пытался вести тот образ жизни, который проповедовали киники. Он ходил босиком, в одном плаще, никогда не работал, жил в глиняной бочке, отказывался от семьи.

Киники говорили о том, что любые ограничения свободы, скорее вредны, к числу таких союзов они относили: семью, родственные узы, любые объединения людей, и в конечном счете государство. В отношении семьи повторяли идеи Платона.

Государство – легкий вариант анархизма, оно вредно, ограничивает свободу, оно не нужно. Нужно жить по законам природы. Естественные и искусственные законы, естественные – природы.

 

Теория стоицизма – возникает в 3 в. До н.э. – основатель философ Зенон. Школа просуществовала несколько столетий. Существует до 3 в н.э.

Представители: Эпиктех, Сенека, Марк Аврелий

В основе теории лежит особое понимание природы мира. Космос или вселенная есть некий большой, единый живой организм. Организм этот живет по своему закону, который стоики называют логосом. Этот логос находится не где-то снаружи, этот логос является частью космоса, находится непосредственно в мире. Присутствует одновременно во всех вещах и живых существах. Образно может быть назван судьбой мира.

Судьба одно из основных понятий стоицизма. Судьба есть у космоса, у каждого народа, государства, судьба каждого человека вытекает из судьбы государства, а судьба государства логичное продолжение судьбы космоса. Изменить свою судьбу невозможно, то что должно, все равно произойдет.

Наиболее правильное отношение к жизни – апатия.

В отличие от киников: государство в целом это полезный институт. Государство это естественное объединение, которое возникает естественным путем, оно не противоречит природе человека. Причина государства – это природная связь всех людей. Судьбы всех людей связаны. Нормальное государство это государство всеобщее.

Космополитизм – политическая теория стоиков как теория космополитизма – это учение о мировом государстве или мировом гражданстве. Логос един для всех людей, люди подчиняются одному всеобщему закону. Все люди являются гражданами единого мирового государства. Каждый человек гражданин вселенной. Законами этого государства являются естественные законы.  Первичным для человека должно быть гражданство этого космополиса.

Проблема рабства – рабство не соответствует природе человека, оно противоречит естественным законам, оно противоречит идее космополиса.

Влияние стоицизма на христианство. Раннее христианство имеет своей основой стоицизм.

 

Эпикур (3 в.до н.э.) 

Этика Эпикура – этика, основанная на принципе удовольствия. Человек по своей природе стремится к тому, чтобы получать удовольствие и избегать страдания.

Государство есть необходимое зло. С одной стороны государство вредит человеку, ограничивает его. С другой стороны это зло необходимое, при отсутствии государства вредных последствий будет больше.

В основе государства лежит некий договор между людьми, он развивает идею договорной концепции происхождения государства. Государство и законы это результат договора людей между собой об общей пользе и взаимной безопасности.

Государство возникает в определенный момент. Люди договорились о соблюдении каких-то норм, люди договорились о справедливости.

Практическая часть доктрины Эпикура: он был сторонником ограничения вмешательства государства в общественную жизнь. Оно необходимо, но оно зло, поэтому должно вмешиваться в жизнь человека только в исключительных случаях, а не постоянно. Государство не должно переходить разумные рамки. Государство не должно вмешиваться в область духовной свободы.

 

Полибий - 2 век до н.э.

Жил в переломную эпоху – это время возвышения Рима. Полисы утрачивают самостоятельность, включаются в состав Римской империи.

История в 40 книгах. Сохранилось 8 книг из 40.

Полибий описывает исторический процесс как всеобщую историю – как всемирный процесс. В рамках всеобщей истории он затрагивает целый ряд политических проблем.

В частности затрагивает историю возникновения государства. Возникновение государства это естественный процесс, который происходит по законам природы, главная причина государства – природная слабость человека. Слабость из этого сначала однородная толпа, которая носит временный характер. С течением времени люди понимают совместное существование выгодно. Люди привыкают к совместной жизни, у них вырабатываются правила, привычки, законы и появляется какая-то постоянная власть. Со временем эта власть становится регулярной, постоянной – с этого момента можно говорить о возникновении государства.

Затрагивает вопрос о формах государства. Концепцию форм государства Полибий описывает в виде исторического процесса, точнее как круговорот форм правления.

1)Исторически первая форма, которая возникает - монархия. Вождь постепенно превращается в царя, естественным путем возникает. Перерождение власти вождя. Первоначально монархия была избираемой. Монархия становится наследственной, наследственность приводит к вырождению монархии.

2)Появляется тирания – на законы не опирается, заботится о своих интересах. Эта форма неправильная. Тирания вызывает недовольство лучших представителей народа, которые понимают, что монарх правит с нарушением естественных законов. Эти лучшие люди создают заговор и захватывают власть.

3)Появляется аристократия. Правители заботятся о благе народа, стараются действовать по закону. Аристократия изначально выборная, затем также деградирует. Становится наследственной, правление переходит в правление богатых.

4) Олигархия – неправильная форма. Все решает богатство. Народ полностью отстранен от власти. Олигархия вызывает недовольство всего народа. Народ в конце концов перестает терпеть, случается стихийное восстание, народ захватывает власть в свои руки. Перерождается в демократию

5)Демократия – основано на всеобщем равенстве, у всех одинаковые права. Сначала народ заботится о государстве, участвует в политической жизни, голосованиях – на протяжение 2-3 поколений. Вырождается демократия, так как народ утрачивает интерес к политике, происходит деградация моральных ценностей. Распространяется подкуп, каждый думает о своих интересах.  Теряется вся политическая система, вырождается в охлократию.

6) Охлократия (власть толпы) – близка к тому состоянию, которое было до государства, нет постоянных законов. У того больше прав, кто сильнее. Круг замыкается. Оно продолжается до тех пор, пока люди не одумаются и не изберут себе правителя.

Полибий говорит, что этот процесс происходит во всех государствах и полисах. Каждая из форм неустойчива. Так как постоянно есть недовольные, разное количество прав.

В правильном государстве должны быть соединены все три начала. Власть должна быть распределена:

Какая то часть власти у большинства народа, какая то часть власти у лучших людей, и какая то часть власти одному человеку. Это обеспечит стабильность – смешанная государственная форма. В этом государстве нет основы для революции.

В истории предпринимались попытки создания такого государства: Древняя Спарта – попытка соединить монархическое и демократическое начало. Но в наибольшей степени соответствует Римская республика: там представлены все 3 начала. Есть институт народных собраний, есть избираемый сенат, есть институт консула (их было 2) – война и армия. Победа Рима над Карфагеном обуславливается смешанной государственной формой.

Идея смешанного государства в дальнейшем широко использовалась. Наибольшее влияние Полибия на концепцию разделения властей.

 

25.09.12


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 768; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!