Тема дітей у творчості Діккенса



С 1832 г. Диккенс работал газетным репортером, а в 1833 г. опуб­ликовал свой первый художественный очерк «Обед на Поплар-Уок», подписанный псевдонимом Боз. Собрание ранних очерков Диккенса уви­дело свет под названием «Очерки Боза» (1836), принеся ему славу на­блюдательного художника и юмориста. В «Очерках Боза» утвердился новый тип так называемого «маленького», не претендующего на роман­тическую исключительность, взятого из жизни героя. Концепция «ма­ленького» героя получила развитие в романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).

И дальше почти во всех произведениях автора мы наблюдаем обращение к теме детей, так как главными героями произведений Диккенса в основном являются дети. Это можно проиллюстрировать целым рядом примеров из творчества писателя.

В романе «Приключения Оливера Твиста» (1837—1839) маленького Оливера, как и его сверстников, оказавшихся во власти бессердечных и морально нечисто­плотных людей, ждет судьба «смиренного и голодного бедняка, проходя­щего свой жизненный путь под градом ударов и пощечин, презираемого всеми и нигде не встречающего жалости».

Образ Оливера наделен романтической исключительностью: вопреки влиянию среды ребенок не­укоснительно стремится к добру даже тогда, когда он, не сломленный нотациями попечителей работного дома, не научившийся покорности в доме следующего своего воспитателя-гробовщика, попадает в воров­скую шайку Фейджина.

Одно из лучших произведений писателя, роман «Домби и сын» (1846—1848). Самыми яркими в этом произведении являются образы детей — ма­ленького Поля и Флоренс. Истории этих идеальных героев определяют композицию романа. В центре первой части повествования находится Поль, а после его смерти действие сосредоточивается на Флоренс. Раз­вивая традиции Вордсворта, Диккенс показывает особенности мира ре­бенка, восставал против отношения к детям как к маленьким взрослым." Благодаря образу Поля Диккенс позволяет читателям взглянуть на мир глазами маленького мудреца, который своими «странными» и точно на­правленными вопросами ставит в тупик взрослых. Мальчик позволяет себе усомниться даже в таких незыблемых ценностях мира взрослых, как деньги, неопровержимо доказывая их бессилие спасти человека.

Роман «Жизнь Дэвида Копперфилда» (1849—1850) по сюжету и композиции ближе к более ранним романам писателя, чем к «Домбн и сыну». В силу ретроспективного принципа построения сюжета роман подво­дит итог творческим наработкам самого писателя, его размышлениям о соотношении мира ребенка и мира взрослых, особенностях детской психики, проблемах воспитания и границах добра и зла. Характер воспо­минаний, который носит произведение, позволяет автору сопоставить впечатления детства с восприятием жизни его возмужавшим героем. Композиционно роман делится на три части, посвященные детству, отро­честву и юности героя. При этом писатель насыщает сюжет романа вос­питания показом творческого становления художника, угадывающегося уже во впечатлительном крошке Дэви.

В этом романе Диккенс замечательно опоэтизировал мир детства, передал ту особую непосредственность и наивность, с которой малень­кий человечек оценивает происходящее. Детское простодушие маленько­го Дэвида гармонирует с сентиментальным описанием идиллии первых лет его жизни, сдобренным тонким и мягким диккенсовским юмором.

В романе «Крошка Доррит» (1855— 1856) основу сюжета составляет полная превратностей история се­мейства Доррит. В прошлом состоятельный человек, Уильям Доррит по­падает в долговую тюрьму Маршелси, где пребывает столь долго, что заслуживает уважительно-сочувственное прозвище «отца Маршелси», затем, неожиданно получив наследство, обретает свободу. Однако после смерти Доррита выясняется, что его семья вновь разорена финансовыми аферами банкира Мердла. Взлет и падения Дорритов позволяет Диккен­су еще раз обратиться к теме влияния денег на характер человека. И Уильям, и его старшие дети не выдерживают испытания бедностью и богатством. Постоянством отличается одна лишь Эми — Крошка Дор­рит. Стойкая в собственной беде, она не забывает и попавших в беду друзей. Ее человеческая порядочность вознаграждается счастливым бра­ком с Артуром Клэннемом, прошедшим, как и она, через тяжкие испы­тания заключением в Маршелси.

«Большие ожидания»—дань Диккенса теме утраченных иллюзий. Деревенский сирота Филип Пиррип, или попросту Пип, воспитыва­ется старшей сестрой, замученной домашними хлопотами, неласковой и вздорной женщиной. Единственным его заступником и другом является муж сестры, кузнец Джо Гарджери. Грусть, которой пронизана жизнь ребенка.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!