Посмертні нотатки Піквікського клубу» та их місце у творчій спадщині Ч. Діккеса
В 1830—1837 гг. Диккенс работает над своим первым романом «Посмертные записки Пиквикского клуба». Широкие полотно романа возникло из юмористических подписей, которыми Диккенс ни договору с одной из издательских фирм сопровождал рисунки художника Сеймура о приключениях членов охотничьего клуба. Эти подписи явились своего рода зерном, из которого возникли впоследствии главы, повествующие о похождениях членов Пиквикского клуба. Роман печатался отдельными выпусками. Каждый новый выпуск привлекал все большее и большее количество читателей, и к тому времени, когда роман был закончен, имя его автора было уже широко известно. Первоначально роман был задуман как повествование и комических приключениях президента клуба мистера Пиквика и его друзей. И первые главы романа представляют собой описание путешествия пиквикистов, их комические столкновения с жизнью, которую они совершенно не знают, и с различными людьми. Это ряд веселых сцен, из которых читатель узнает мистера Пиквика, решившего «во имя прогресса науки» совершить путешествие по Англии, познакомить со своими «открытиями» членов возглавляемого им клуба. Пиквик смешон и наивен. Его ограниченность, незнание жизни и людей, его чудаковатость — все эти вызывает веселый смех читателей. Подстать Пиквику и его друзья — влюбчивый и сентиментальный мистер Тапмен, поэтически настроенный Сподграсс, трусливый хвастун мистер Уинкл, выдающий себя за опытного спортсмена и охотника. По мере работы над романом Диккенс отказался от первоначального плана построения своею произведения к.ак серии комических зарисовок и сцен. Роман приобретает определенную сюжетную линию, и основу котором положена история судебного процесса, возбужденного против мистера Пиквика его квартирной хозяйкой миссис Бардль. Столкновение Пиквика с судейскими чиновниками, с крючкотворами и темными дельцами Додсоном н Фоггом, воплощающими продажность буржуазного суда, пребывание мистера Пиквика и тюрьме, его знакомство с се обитателями определяют собой основную направленность романа и своеобразие характеров его героев. Пиквик поставлен писателем в положение человека, который па собственном (правда, пока еще очень небольшом) опыте познает некоторые темные стороны жизни. Фигура Пиквика по мере развития романа перестает быть только комичной. Диккенсовский герой привлекает к себе сердца читателей своей непоколебимой честностью, неистребимой доверчивостью к людям, своей неиссякаемой добротой и нежеланием мириться с несправедливостью, в какой бы форме она ни представала перед ним. Смешные и нелепые положения, в которые па каждом шагу попадает мистер Пиквик, объясняются полным несоответствием между его представлениями о жизни и людях и реальной действительностью. Слепая доверчивость Пиквика делает его жертвой проходимца Джингля, хитрой миссис Бардль и многих других. Честность и прямолинейность Пиквика приводят его в долговую тюрьму, ибо он не может и не хочет дать взятку Додсону и Фогту. Пиквику чужд дух расчетливости, буржуазный практицизм, лицемерие. И именно поэтому Пиквик привлекает к себе симпатии читателей. Над ним нельзя не смеяться, как над человеком, совершенно не знающим жизни, но ему нельзя и не сочувствовать. Противопоставление идеала и жестокой действительности, которое мы находим уже в первом романе писателя, возбуждает стремление к справедливости. Сила же воздействия и обаяние героев Диккенса заключается в том, что они выступают как поборники справедливости, хотя формы их протеста п борьбы далеко не совершенны, а подчас просто несостоятельны и смешны.
Особливості диккенсівського гумору.
Диккенс умеет весело и заразительно смеяться над тем, что подлинно смешно, ни он никогда не приходит равнодушно мимо того, что достойно сострадания или осуждении. В сатирических тонах написаны очерки из жизни буржуа и аристократии. Эгоизм, корыстолюбие, лицемерие, самодовольство богачей становятся объектом осмеяния уже в этих ранних произведениях Диккенса. В «Записках Пиквикского клуба» Диккенс продолжил и развил традиции английского юмора. Блестящий юморист проявился в обрисовке образов всех действующих лиц романа. Создавая образы своих героев, Диккенс использует самые различные приемы. Блестящая по своему остроумию, красочности речь Сэма Уэллера, его афоризмы и каламбуры, врезающиеся в память читателя, помогают писателю создать образ умного, находчивого, практичного и никогда не унывающего веселого парня. Путем неоднократных повторений, концентрируя внимание читателей на какой-нибудь одной, вполне определенной черте характера Тапмена, Снодграсса, Уинкла, Диккенс передаст своеобразие каждого из них (Тапмен влюбчив, Уинкл труслив и т. д.). Иногда с помощью одной детали, неоднократно повторяемой и обыгрываемой, Диккенс создает полное представление о том или ином персонаже (сонливость толстого парня, глухота старой леди и т. п.). Богатство комических ситуаций в романе, сменяющихся непрерывной чередой, отнюдь не является самоцелью для автора. Каждая из них служит задаче раскрытия основного конфликта, заключающегося в столкновении наивного Пиквика с жизнью. Диккенс включает в роман вставные новеллы. Он насыщает текст пословицами и поговорками, вводит народные песни, баллады. Все произведение пронизано искрящимся весельем. Громко звучащий смех писателя, его оптимизм выражают уверенность в победе здоровых и светлых начал жизни.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!