Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы



 

В современном обществе очень остро стоит проблема приобщения ребенка к чтению. На сегодня существует огромное количество фильмов, снятых по различным художественным произведениям. Поэтому дети с неохотой читают книги, а с большим желанием смотрят мультфильмы или сказки по телевиденью.

Многие родители не стремятся как-то эту проблему решить, наоборот им даже лучше, когда их ребенок увлечен каким-либо делом и не отвлекает их по разным детским вопросам. Но в данном случае такое воспитание ребенка не дает развиваться ему в полной мере.

Именно художественная литература способствует активному личному развитию дошкольника. Стоит учесть, что она развивает мышление ребенка, воображение, обогащает его эмоции. С помощью русской литературы, дошкольник обогащает свой словарный запас.

Исследовав мнение ведущих специалистов на этот счет, а именно Л. М. Гуровича, Л. Б. Бероговой, В. И. Логинова, З. А. Гриценко, В. И. Пирадова, можно с уверенностью говорить о том, что книга, по их словам, должна войти в жизнь ребенка как можно раньше, тем самым приобщить ребенка к чтению [3, c. 56-57].

Основной проблемой приобщения ребенка к чтению выступает осознание этого факта родителями и воспитателем. Конечно же главную роль в данном процессе играет по приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы воспитатель.

Он учит детей правильно читать, прививает им любовь к чтению, вызывает интерес к чтению у детей старшего дошкольного возраста, стремится своими действиями научить детей понимать содержимое произведения и не только.

Также именно педагог выступает в роли консультанта по вопросам семейного чтения, пропагандирует книжное знание и непосредственно текст той или иной книги для совместного прочтения родителями и их детьми.

Воспитатель обязан наблюдать за ребенком в дошкольном учреждении, когда он читает художественную литературу, а также наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей старшего дошкольного возраста.

Именно овладение современными методиками приобщения детей к чтению поможет в дальнейшем педагогу правильно сформировать потребности ребенка в чтении, которые будут базироваться на научных принципах. Опытный воспитатель сможет с точностью разграничить интересы ребенка и вкусовые пристрастия его родителей и других людей, которым иногда свойственно навязывать свое мнение ребенку по поводу того или иного произведения. Поэтому воспитателю важно сформулировать индивидуальный круг чтения каждого ребенка.

В соответствии с этим, специалисты-педагоги применяют ряд методов по работе для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы, которые в больше степени различаются по возрастным возможностям детей.

А. Леонтьев в своих исследованиях называет основной на его взгляд метод – это беседу. Ученый считает, что только с помощью беседы можно понять какие впечатления, эмоции переживает ребенок от прочитанного. Стоит учесть, что каждый ребенок видит одно и то же произведения по-разному. Так как при чтении дошкольник чувствует себя не читателем, а соавтором данного произведения, начинает фантазировать по прочитанному материалу, стремится добавить в полученную новую информацию после чтения свои соответствующие нюансы, которые более конкретно будут «украшать» это произведения, более ярко запомнятся ребенку.

Р. Жуковская, Э. Короткова, Н. Карпинская, Е. Тихеева, Е. Радина останавливаются на том, что беседа дает возможность ребенку развивать его мыслительную деятельность, будет способствовать глубокому анализу прочитанного и осознание истинного смысла художественной литературы.

Именно в беседе дети начинают обращать свое внимание на мелкие детали прочитанного, которые в дальнейшем становятся для них значимыми моментами.

Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская говорят о том, что еще одним значимым методом приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению выступает выразительное чтение.

Оно помогает дошкольникам в процессе слушанья понять авторскую идею художественного произведения, увлечь детей в чтение, показать ритм чтения произведения, учит пользоваться детей определенным тембром голоса, интонациями.

М. М. Конин говорит о том, что если воспитатель хочет привить ребенку любовь к чтению, то ему необходимо его заинтересовать [5, c. 40-43]. Как одну из интересных идей, он предлагает в ходе чтения использовать игрушки или различные виды детского театра, музыкально сопровождение, все это будет давать наглядность прочитанному тексту, и дошкольник более активно заинтересуется чтением, будет считать этот процесс не заданием, а игрой.

Е. Тихеева и Н. Румянцева придерживаются также мнения о том, что рассказывание играет одну из основных ролей при приобщении детей старшего школьного возраста к чтению. На их взгляд, если воспитатель будет рассказывать художественное произведение, то также заинтересует ребенка в чтении художественной литературы.

Левшина Н. И., Гиззатуллина Р. И. говорят о том, что именно при рассказе произведения рассказчик формирует суть прочитанного, а именно только основные моменты произведения [2, c. 33-34]. Этот метод позволит ребенку воссоздать сюжет прочитанного самостоятельно по памяти, устно сформировать воедино основные моменты работы с текстом и передать смысл прочитанного воспитателю в таком виде, в каком ребенок его видит на данный момент.

Непосредственно нужно отметить, что система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы будет заключаться в таких приемах как:

1) Ежедневном прочтении сказок, стихов, рассказов детьми;

2) Самостоятельным рассмотрении детьми книг художественной литературы;

3) Проведения специальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к художественному чтению;

4) Свободное общение воспитателей и детей на основе прочитанной художественной литературы [8, c. 23-25].

Несмотря на это все, воспитатель должен для себя понять, что он выступает посредником между писателем и детьми, так как именно в его силах донести детям потребность в чтении. Воспитателю необходимо осознать для себя, что всю ту литературу, которую он читает детям каждый день, - это часть искусства, которое он доносит для каждого дошкольника. Его основная задача – это донести в сознание детей тот факт, что чтение – это интересное занятие.

Именно в этом случае от воспитателя зависит, как дети будут относится к художественной литературе, как к обузе или как к любимому занятию.

Педагог должен выделить для себя основное в данном процессе, а именно тот момент, что чтение для детей является базовым началом формирования культуры личности.

Гриценко З. А. утверждает, что положительный эффект от занятий чтения художественной литературы может быть только тогда у детей, когда воспитатель сам проявляет интерес к книге, осмысленно понимает роль книги в жизни человека, умеет определить, какие книги будут в данной возрастной категории наиболее полезны малышу, с которыми их пока не стоит знакомить [1, c. 67-68].

Также педагог должен не ленится читать, постоянно следить за новыми книгами, которые появляются для дошкольников, уметь интересно беседовать с ребенком. Самое главное, что необходимо учесть при работе с ребенком – это искренность в выражении своих чувств.

Структура занятия с детьми старшего дошкольного возраста для приобщения их к чтению художественной литературы должна состоять из таких этапов как:

1) Предварительный, где изначально воспитатель должен ознакомить детей с произведением, с которым они будут в дальнейшем работать, сюда можно отнести знакомство с автором произведения, показ иллюстраций и не только;

2) Первичное знакомство с текстом произведения путем прочтения его детям воспитателем;

3) Беседа о прочитанном, анализ того как дети восприняли произведение, как его понимают;

4) Повторное чтение произведения с детьми.

Чтобы педагог смогу добиться желаемого успеха, а именно заинтересовать детей в чтении художественной литературы, ему необходимо изначально подготовить ряд основных моментов при подготовке к занятию.

К главным особенностям при работе с детьми старшего дошкольного возраста можно отнести следующие моменты:

1) формы работы с детьми;

2) взаимодействие с библиотеками;

3) личного качества, которые сформировались у ребенка при чтении художественной литературы;

4) анализа прочитанных произведений;

5) принципы отбора книг;

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных моментов.

Для того, чтобы дети более активно приобщались к чтению, необходимо создать для этого все возможные условия. В таком случае основными формами работы с детьми будет выступать создание:

1) уголка чтения, где бы находилась соответствующая возрасту детей художественная литература, учитываться региональный аспект;

2) оформление выставок, которые бы были посвящены творчеству знаменитых художественных писателей, в данном случае возможно составить календарь памятных дат, который бы помогал педагогам ориентироваться в датах рождении соответствующих писателей;

3) проведение занятий по ознакомлению с художественными произведениями;

4) мастерских книг, где дети бы могли осуществлять «ремонт» книг, что формировало бы бережное отношение к книгам;

5) занятий по истории возникновения прочитанных книг, книжной продукции в целом;

6) по мотивам прочитанных произведений, создание детских выставок, поделок, рисунков;

7) создание детьми соответствующих книг-самоделок, которые бы помогали развивать мышление детей старшего дошкольного возраста;

8) изготовление макетов любимых произведений дошкольников;

9) привлечение родителей для создания семейных библиотек в старшей дошкольной группе;

10)  родительских конференций, где бы они обменивались опытом по привлечению детей к чтению. 

Активное взаимодействие с районной детской библиотекой также положительно повлияет на приобщение детей к чтению художественной литературы. На сегодня в библиотеках существует ряд мероприятий, по привлечению молодежи разных возрастных категорий к чтению.

Порой некоторые дети начинают эффективнее интересоваться чтением художественной литературы благодаря интересным мероприятиям, которые проводят помощники библиотек, иллюстрируя свою деятельность рисунками для детей старшего дошкольного возраста.

Если воспитатель будет рационально использовать все перечисленные формы работы с детьми в своей педагогической практике, то он сумеет добиться того, что дети не потеряют интерес к книге, полюбят читать, будут стремится обмениваться своими впечатлениями от прочитанного, с удовольствием посещать библиотеки с родителями.

Немаловажными особенностями, которые формируются у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы и способствуют развитию личных качеств ребенка – это:

1) честность;

2) вежливость;

3) уважительность;

4) совестливость;

5) скромность;

6) сострадательность;

7) дружелюбие.

Чтобы заинтересовать ребенка каким-либо полезным занятием, необходимо приложить немало усилий. Ребенок старшего дошкольного возраста очень активный, ему не нравится сидеть подолгу, он привык бегать, прыгать.

Для того, чтобы привлечь детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы, необходимо создать для этого соответствующие условия, которые бы не вызывали «скуку» у ребенка, а наоборот побуждали его к активным действиям.

Рассмотрим более подробно основные педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Основной целью любого преподаватель выступает привлечение к себе внимания детей, научить детей слушать педагог. Для этого воспитатель создает соответствующие условия, в которых воспитывает уважение детей к себе, стремится стать им другом, товарищем, а не просто взрослым, которые контролирует деятельность ребенка.

Достичь желаемого результата в воспитании дошкольников воспитатель может путем совмещения любимых для детей занятий с полезными.

Например, чтоб расположить детей к себе и заставить себя слушать, воспитатель должен руководствоваться теми предпочтениями, которые тем или иным образом будут удовлетворять потребности ребенка. После того, как ребенок научится слушать педагога, уважать его, воспитатель может начать понемногу совмещать занятия, которые дети делают не охотно, с теми, которые они любят делать.

Таким образом, чтобы приобщить детей к чтению художественной литературы, педагогу можно создать условия активного трудового дня, где ребенок будет целый день играть, трудится на свежей природе, а после того, когда ребенок почувствует усталость, педагог может предложить ему почитать книгу, отдохнуть таким образом.

При создании таких условий, постепенно дошкольники будут повторять данный вид занятий в привычку.

Чтобы чтение художественной литературы было более востребованным для дошкольников, нужно активно работать с детьми, ни в коем случае не заставлять их читать, а предлагать им прочесть для начала какой-либо фрагмент из произведения, пересказать его, постепенно выстраивая сюжет художественного произведения [18, c. 60].

После того, как дети ознакомятся с произведением полностью, можно будет предложить каждому из них пересказать его полностью.

В промежутках чтения художественной литературы важную роль играет период чтения и отдыха. Поэтому преподавателям нужно совмещать время чтения произведения с физкультминутками для дошкольников. Это будет способствовать эффективному усвоению нового материала.

Дети старшего дошкольного возраста воспринимают художественные произведения через иллюстрации. Для начала можно использовать художественное произведение, где очень мало текста, а большая часть литературного произведения представляется в виде иллюстраций к сказкам, рассказам, стихам. Когда ребенок научится рассказывать об увиденном, можно брать книги с большим количеством текста, таким образом произойдет постепенный переход ребенка к приобщению к чтению художественной литературы на более высоком уровне при стандартных для него условиях восприятия прочитанного. В таких ситуациях дети сами подсознательно изображают картинки по прочитанному тексту, а потом по воспринятому пересказывают интересные моменты с художественной литературы своим родителям и педагогам.

Воспитатель в любом случае должен понимать, что ребенка главное не заставить читать, а привлечь к чтению - поставить его в такие условия, чтобы он сам заинтересовался произведением, захотел его прочитать самостоятельно.

Еще одним обязательным условием педагога при приобщении детей старшего дошкольного возраста к чтению выступает создание иллюстраций дошкольником самостоятельно.

После чего необходимо создавать выставки рисунков по прочитанным произведениям. Этот момент обязателен для умственного развития дошкольника, именно благодаря ему ребенок в дальнейшем будет стремится прочитать несколько произведений, для того, чтобы воссоздать сюжет из них на рисунках.

Книга же, напротив, дает возможность развития воображения и творчества ребенка. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение семантики детской речи, учит понимать смысл прочитанного

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 879; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!