Требования к выставочному оборудованию



Организация выставки требует известного материально-технического оснащения библиотеки. Наиболее применимы для экспозиции книг витрины (горизонтальные и вертикальные открытые и застекленные), стенды, представляющие комбинацию из различных витрин и щитов для демонстрации иллюстрированного материала и турникеты. В небольших библиотеках, где нет специальных витрин и мало помещение, выставки устраиваются на стенах или боковых стенках стеллажей. Практикуется устройство выставок на столах и прилавках выдачи (в специальных ящиках или просто книги раскладываются на плоскости стола). В практике передвижной работы применяются выставки на щитах, удобных для переноски.

Композиционные методы формирования библиотечной выставки

Объем выставки зависит от количества имеющегося материа­ла, однако и здесь следует учитывать законы восприятия, a именно объем человеческого внимания. Взрослый человек может ох­ватить сразу около 6 различных объектов. Таким образом, если настоле или прилавке будут разложены 20—30 книг, то внимание читателя раздробляется, что, естественно, затрудняет не только выбор, но и знакомство с книгами. Подобную картину очень часто можно видеть в книжных магазинах, где буквально "разбегаются глаза" от обилия литературы. Но из сказанного вовсе не следует, что выставка в библиотеке должна включать в себя не более 6-10 книг. Дело в том, что читатель воспринимает предметы и явления последовательно, идя от общего к частному. Так, читатель, пришедший в библиотеку, вначале обращает внимание на выставку в целом, а затем внимание его переключается на отдельные разделы (благодаря, в частности, организующей роли заголовков) и, наконец, на отдельные книги. Следовательно, практический вопрос об учете объема внимания решается путем правильного построения (или подбора) выставочных витрин.

Слишком узкие витрины, на которых в одном ряду умещают­ся всего три книги, мало удобны. Они не дают читателю сосредо­точиться на одном вопросе, поскольку взгляд постоянно переска­кивает с полки на полку из-за недостаточного количества материала. На таких витринах почти невозможно дать хороших иллюстраций. С другой стороны, слишком широкие витрины, где на полке можно разместить 12—15 книг, также неудобны. Чита­тель не может сразу воспринять все книги, стоящие в одном ряду, и действие выставки ослабляется. Наиболее правильным является применение 4—5 полочных витрин, на каждой из полок которых свободно размещаются 5—6 книг нормального формата.

Компоновка материала должна быть логичной. Литературе располагается на выставке согласно тематическому плану таким образом, чтобы раскрыть содержание темы. Внутри каждого раздела собираются книги, статьи, тексты, касающиеся той или иной стороны конкретного вопроса. Материал размещается по его зна­чимости. На первое место выставляются основные, важнейшие произведения, охватывающие весь вопрос в целом, а далее идут произведения менее значимые, затрагивающие отдельные сторо­ны вопроса, раскрывающие его связь с другими проблемами. Зачастую в конце раздела дается художественная литература. Ци­таты и иллюстрации помещаются рядом с той книгой или стать­ей, с содержанием которой они непосредственно связаны.

Библиотекарь может, не нарушая логики раскрытия темы, на­сколько варьировать порядок размещения материала внутри раздела. Меняя расположение книг, статей, цитат и иллюстраций, ондобивается такого оформления выставки, которое учитывало бы закономерности восприятия и производило бы наилучшее впе­чатление на зрителей. Но, вместе с тем, вопросы размещения материала никогда не должны ставиться на первое место.

Внимание человека привлекается всем новым, ярким, красочным. Однотонная, унылая выставка не может заинтересовать посетителя. Нужно, чтобы порядок экспонирования подчеркивал богатство и разнообразие содержания выставки. В большинстве случаев внутри каждого раздела оказываются (после отбора ма­териалов) сходные по оформлению книги. Однако они все-таки отличаются друг от друга и по формату, и по графическому ре­шению обложки (без рисунка или с рисунком), и по общему тону переплета(светлые и темные). Эти различия нужно использовать, чтобы добиться интенсивного восприятия, более или менее чере­довать темные и светлые "пятна", сочетать иллюстрации с неил­люстрированными обложками. Однако нельзя забывать, что оформление должно подчиняться основной задаче книжной вы­ставки — полному и яркому раскрытию темы. Поясним вышеска­занное на примерах. Если на полке даны в начале две книги в темных переплетах, а затем три в светлых, то такая выставка бу­дет плохо смотреться, она как бы распадается на две части (свет­лую и темную — по окраске), внутри которых трудно выделить отдельные произведения. Поэтому лучше чередовать книги в светлых и темных обложках, тогда каждая из книг будет в то же время подчеркивать, оттенять предыдущую и последующую. Из­вестное разнообразие в оформлении вызывает и более живую ре­акцию у читателей. Примерно так же следует поступать и в том случае, когда имеется ряд книг в одноцветных переплетах, а не­которые с рисунками на обложках. Еще раз подчеркнем, что речь здесь идет о книгах одинакового содержания.

Необходимо также учитывать и размерные соотношения. Бо­лее правильно периодически чередовать книги большего и книги меньшего формата или же группировать более крупные по разме­рам книги в центре полки. Размещение материала по убывающей или по возрастающей степени не рекомендуется. Это может при­вести к непроизвольному переводу внимания читателя от содер­жания выставки на ее форму — на рассмотрение очертаний раз­мещенных экспонатов.

Нельзя не отметить такого неправильного приема экспозиции книг, когда одна книга накладывается на другую, закрывая ее за­главие и обложку. Тем самым затрудняется выполнение главной Цели выставки — раскрыть содержание книги.

Важная или интересная для данной аудитории книга может быть выделена: а) путем использования размерных и цветовых соотношений — книга большего или меньшего формата среди общей массы равных по размерам, белая обложка отдельного издания среди разноцветных томов сочинений и, наоборот, рисунок обложки среди однотонных переплетов, белые обложки очень выделяются на цветном (красном, синем) фоне; б) большим, по сравнению с обычным, расстоянием между книгами; в) выделением такой книги на отдельную полку; г) помещением книг в развернутом виде; д) применением текстов и иллюстраций.

Большие затруднения у библиотекарей вызывают экспозиция статей из томов сочинений или из периодической печати. Под­черкнуть, что из тома сочинения или сборника взята одна статья можно двумя путями. Во-первых, на выставку ставится книга, к которой прикрепляется карточка, где указаны автор статьи, за­главие ее и страницы. Во втором случае книга раскрывается на странице, где начинается нужная статья. На карточке указывается источник: Сочинения, издание..., том. Также поступают и при экспозиции журнальных статей.

Сложнее показать на выставке статью из газеты. Чаще всего практикуют помещение на выставке газет в сложенном виде так, чтобы виден был заголовок статьи. Газета мнется, ее очень неудобно снимать с выставки, не виден объем статьи. По нашему мнению, гораздо удобнее газетные вырезки (или целые газеты в сложенном виде) помещать в папку из согнутого вдвое листа бу­маги. На обложке четко пишется фамилия автора, заглавие статьи и источник, в котором она помещена.

Иллюстрации следует помещать среди более-менее однотонных обложек, без ярких рисунков, чтобы именно от иллюстрация внимание переходило на книги. Если иллюстрация цветная или темная, то лучше поставить рядом книги в светлых обложках – это выделяет иллюстрации.

Что же касается текстов, стоящих в общем ряду с литературой, то здесь лучше давать текст в окружении темных переплетов книг, чтобы ярче выделить белый лист с цитатой. При оформлении книжных выставок не нужно забывать о декоративном использовании книжной суперобложки, которая специально оформляется для фронтального показа книги.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!