Изучение и отбор литературы по теме выставки
Необходимый этап - изучение содержания проблемы, которую предстоит раскрыть перед читателями. Здесь основным должно стать условие, при котором ни одна книга (статья или какой-либо иной материал) не должна появиться на выставке, если ее содержание неизвестно библиотекарю. На этом этапе проводится чтение и выборочное реферирование источников. Поверхностный просмотр источников в данном случае непригоден. Наметив тему выставки, библиотекарь вначале сам разбирается в существе вопроса. Конечно, за короткий срок, отводимый на подготовку выставки, библиотекарь не может глубоко изучить все вопросы темы. От него требуется общая ориентировка в теме, четкое понимание ее значения и современной трактовки, знание основных проблем, подвергающихся разработке, перспектив их развития.
Весь подобранный материал оценивается по его идейной направленности, научным и художественным достоинствам. Эта оценка служит обоснованием качественного отбора литературы текстов и иллюстраций. Отбор материалов призван обеспечить высокую идейность выставки, ее политическую направленность в соответствии интересам читателей.
5.Подбор текстов, иллюстраций и других материалов
Особую сложность представляет отбор текстового материала. Тексты, помещаемые на выставке, осведомляют читателя о содержании и значении темы в целом и отдельных ее разделов (это достигается применением подзаголовков, цитат, фактических, справок, например, данных о подъеме какой-либо отрасли промышленности), а также характеризуют отдельные произведения, для чего используются аннотированные карточки.
|
|
Книжные выставки предусматривают непосредственное знакомство читателя с книгами, причем это знакомство основываемся на известной самостоятельности читателя в выборе книг. Поэтому на тематической книжной выставке нет необходимости сопровождать каждую экспонируемую книгу аннотацией. К аннотированию следует прибегать лишь тогда, когда нужно выделить какую-либо особо важную книгу или статью. При этом средством выделения будет служить не только текст аннотации, но и сам факт сопровождения книги аннотированной карточкой.
Нельзя забывать о значении цитат при организации выставки. В некоторых случаях яркая цитата играет не меньшую роль, чем показ обложки данного произведения. Цитата не только служит средством более живой и конкретной характеристики темы, но и способствует привлечению интереса читателя к той книге, откуда она взята. При отборе цитат следует руководствоваться их соответствием теме, глубиной раскрытия ее основной идеи, и кроме того, свежестью, оригинальностью, "неизбитостью" цитаты.
|
|
На выставке не должно быть слишком много текстов, когда они отвлекают внимание читателя, мешают восприятию книг. Конечно, трудно дать какие-то каноны, устанавливающие число цитат на выставке, это зависит от характера и объема темы, и от размеров отдельных разделов, от всего оформления выставки. Но, во всяком случае, следует придерживаться такого положения, чтобы на раздел выставки, включающей от 10 до 30 книг и статей, приходилось не более 2—3 текстов. Если же разделы небольшие — по 6—8 книг, то можно ограничиться одной общей Цитатой или какой-либо фактической справкой.
Воплощение замысла выставки в зримых формах можно достичь с помощью разнообразных аксессуаров, содержательно связанных с концепцией выставки и дополняющих ее композицию в качестве фона. Аксессуары можно подразделить на знаковые, предметные, конструкционные. Знаковые аксессуары — это применение цитат, аннотаций, текстовых рубрик, заголовков.
Декоративные элементы экспозиции призваны облегчить последовательность смены впечатлений посетителей. Предметные аксессуары — это используемые на выставках натуральные предметы: детали, модели, макеты, муляжи.
|
|
Остановимся на таком важном вопросе, как отбор иллюстраций. Иллюстрациям принадлежит важное место в раскрытии содержания темы и конкретных книг. Иллюстрации оживляют выставку. Они заинтересовывают читателя и тем самым привлекают его внимание к книгам.
В ряде случаев на выставке могут демонстрироваться не только иллюстрации, портреты и пр., но также модели, макеты, подлинные предметы быта. Такие смешанные выставки могут быть устроены, в частности, по темам, связанным с историей данного края (города), с современным состоянием его промышленности, сельского хозяйства, культуры.
6.Составление плана (схемы, макета) выставки
В нашей специальной литературе обычно принято считать, что процесс отбора материала завершается составлением тематико-экспозиционного плана или схемы выставки. Это описание выставки, в котором (текстуально — в плане и графически — в схеме) перечисляются не только разделы выставки, но также состав и последовательность размещения экспонатов: книг, иллюстрации, текстов. При организации больших (особенно книжно-иллюстративных) выставок в крупных библиотеках такой план нужен, так как здесь в разработке и оформлении выставки различных этапах принимают участие разные работники (сотрудники массового отдела, библиографы, художники). Тематико-экспозиционный план обычно просматривается консультантом-специалистом данной отрасли знания и утверждается руководством библиотеки или библиотечным советом. В массовых (главным образом, в районных и сельских) библиотеках обязательное составление тематико-экспозиционного плана не представляется целесообразным. Всю работу по организации выставки здесь выполняет один человек. Размеры выставки обычно не превышают одного стенда или витрины и, практически, размещение материала внутри каждого раздела гораздо проще и удобнее производить непосредственно на витрине. Руководством при размещении материала служит тематический план. Его первоначальный вариант может быть несколько изменен или дополнен в зависимости от объема и состава отобранной литературы, а также от наличия соответствующего оборудования: витрин, стендов и проч.
|
|
Оформление выставки
Как говорилось выше, основное в выставке — содержание, состав экспонируемой литературы, словом, — то, что показывается. Однако содержание неотделимо от формы и поэтому вопросы оформления — как показывается — очень сильно влияют на успех выставок. Практика работы многих библиотек подтверждает, что рекламное значение книжных выставок наиболее действенно при условии их удачного оформления. Напротив, воздействие выставок, пусть даже содержащих очень ценную и интересную литературу, существенно ослабляется непродуманным размещением экспонатов и небрежным, неряшливым оформлением.
Оформление тематической книжной выставки должно преследовать цель создания интенсивного зрительного впечатления.
Оно должно привлечь читателей к рекомендуемым книгам и помочь удержать его, направить в нужную сторону. В оформлении книжной выставки недопустимы чисто декоративные приемы (характерные, например, для такого вида торговой рекламы, как витрины магазинов и некоторых выставочных экспозиций) в силу того, что они могут отвлечь читателя от главного — от содержания экспонируемых книг. Оформление книжных выставок более просто и строго. Оно сводится к трем основным моментам: техническое оснащение выставки, компоновка материалов, оформление текстов и иллюстраций.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1045; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!