В XVI в. число грамотных людей в России увеличилось за счёт не только боярства, духовенства и купечества, но и посадских людей.



Расширение дипломатических контактов России и укрепление её международных связей с Европой и Востоком увеличило потребность в людях, владеющих иностранными языками. Со второй половины XVI в. зарождается традиция обучения молодых людей за границей. Так, несколько человек были отправлены в Константинополь для обучения «греческой грамоте и языку», один человек — в Германию для обучения немецкому «языку и писанию». На рубеже XVI—XVII вв. группа молодых людей обучалась иностранным языкам в Англии, Германии и во Франции. Вскоре и при Посольском приказе была открыта школа для подготовки дипломатов и переводчиков.

На землях бывшего Казанского ханства, присоединённых к России, просвещение осуществлялось на основе традиционной мусульманской системы образования. Получение знаний считалось богоугодным делом для каждого мусульманина. Учителями были представители духовенства. В городах и даже сёлах при мечетях создавались мектебе и медресе.

Большое внимание уделялось изучению иностранных языков, прежде всего арабского и фарси (персидского). В качестве учебных пособий в медресе использовались рукописные трактаты по географии, этнографии (истории происхождения народов), истории, а также литературные произведения. Одним из свидетельств высокого развития образования в Казанском ханстве является рукописный математический трактат «Сборник правил» (1542) Мухутдина Мухаммеда.

Начало книгопечатания

Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — книга для обучения грамоте. Иван Фёдоров был не только типографским мастером, но и литературным редактором. Он исправлял переводы, заменял устаревшие и малопонятные слова современными, писал послесловия к книгам, в которых вёл речь о значении просвещения. В конце XVI в. был издан первый русский учебник по арифметике под названием «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счётной мудростью». В нём содержались задания на сложение, вычитание, умножение, деление и действия с дробями. Арифметические задачи, как правило, содержали примеры, связанные с торговой деятельностью.

Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому доступнее для людей.

Летописание. Исторические произведения

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Всё это нашло своё отражение в многотомном Лицевом летописном своде, в котором описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами.

К официальным летописным сочинениям того времени также относится «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича». Это произведение содержит подробное описание деятельности Ивана IV, этикета и нравов царского двора. Оно также повествует о дипломатических контактах и событиях военной истории. Через всё содержание данной летописи проходит идея о необходимости самодержавной царской власти. Чуть позже текст «Летописца...» был дополнен описанием покорения Казани, восхваляющим Ивана IV.

Одним из крупнейших русских летописных произведений XVI в. является «Степенная книга». Она представляет собой первую попытку изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Каждая ступень этой лестницы является определённым периодом русской истории, связанным с деятельностью конкретного государя — от Владимира Святого до Ивана Грозного. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей, отважных воинов и примерных христиан.

В середине 1560-х гг. неизвестным автором была создана «Казанская история». Большая часть этого летописного произведения посвящена истории Казанского ханства и завоеванию Казани русскими войсками в 1552 г. Не обошёл стороной его автор и борьбу Ивана IV с боярами. При этом создатель «Казанской истории» разделяет позицию царя. «Казанская история» — настоящий гимн самодержавному правлению в России.

ВОПРОС 2

Общинные традиции

Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения, при этом у него оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение различных договоров, распоряжение своим имуществом. Личная и общественная жизнь русского крестьянина определялась в это время ещё не столько волей помещика, сколько нормами и правилами, существовавшими в крестьянской общине.

Её традиционными основами были совместное владение землёй, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших вопросов общины на крестьянском сходе, равноправие всех членов при решении местных и некоторых государственных вопросов. Согласно взглядам русских крестьян общинное управление основывалось на идеалах справедливости и христианских заповедях. Крестьяне были убеждены в том, что земля — это Божье достояние и к ней нужно относиться уважительно, а использовать её бережно. Община должна была делить землю между крестьянами поровну, а в случае необходимости перераспределять. Крестьянин не представлял себя вне общины. Без её поддержки он чувствовал себя изгоем.

Обычно русские крестьяне всем миром (общиной) решали, когда начинать сев, покос, жатву. В поле выходили, как правило, все вместе, но каждая семья работала на своём участке земли и на себя. Все виды работ сопровождались особыми традициями. Например, накануне сева крестьянин мылся в бане, чтобы уродился хлеб. Перед началом посевных работ приглашали священника. Он совершал молебен и кропил поле святой водой. На сев крестьянин выходил в чистой белой рубахе. На покос девушки отправлялись в лучших своих нарядах. Это был своеобразный смотр невест.

Одним из самых устойчивых явлений крестьянской жизни были «помочи»: добровольная и бескорыстная помощь соседу или родственнику в срочной и большой работе (постройка дома, жатва, покос, вывоз леса, вывоз навоза на поле и т. п.). Семья, нуждавшаяся в помощи, заранее обходила все дома, прося людей прийти в назначенный час. Каждый житель деревни считал своим долгом принять участие в «помочи». Отказ от работы воспринимался как оскорбление, нанесённое всей общине. Да и жизненный опыт подсказывал, что помощь рано или поздно может потребоваться и твоей семье. Особенно заботилась община о вдовах, сиротах, больных, погорельцах.

«Помочи», как правило, устраивались в воскресные или праздничные дни. Помогавшие приходили в назначенное время со своими орудиями труда, инструментами, если нужно — лошадьми и телегами. Работали весело, скоро, много шутили, пели песни. После работы следовало непременное угощение, которое состояло из нескольких блюд. Перед застольем все переодевались в нарядные одежды, специально принесённые с собой. После трапезы затевались игры, пляски, молодёжь каталась по деревне на лошадях, распевала песни и частушки.

Быт и обычаи крестьян

Обычный крестьянский двор состоял из крытой дранкой или соломой избы, топившейся по-чёрному, клети для хранения имущества, хлева для скота, сарая. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы по-чёрному внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста.

Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закреплённых вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьянская семья спала на печи — это было самое тёплое место в доме. Одежду шили из домотканых холстов, шкур овец (овчины) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). На ногах носили лапти. Зажиточные крестьяне носили также поршни (моршни) — обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.

Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая посуда являлась редкостью и стоила огромных денег. Пища готовилась в русской печке в глиняной посуде. Ели из деревянных тарелок деревянными ложками.

Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (в обычные дни) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. В пищу употреблялось много овощей — капусты, моркови, свёклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба.

У зажиточных крестьян имелись также плодовые деревья — яблони, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику, в центральных районах — землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 896; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!