Января 1598 г. скончался царь Фёдор Иванович. С его смертью пресеклась правившая в России династия Рюриковичей.



ВОПРОС 2

Украинцы

На левом берегу Днепра раскинулись живописные поселения украинцев. Украинские селяне проживали в большинстве своём в хатах-мазанках, стены которых с внешней стороны белили мелом или глиной. Четырёхскатную крышу такого жилища крыли камышом или ржаной соломой. Окна хаты обрамляли ставнями, окрашенными в красный или зелёный цвет. Такой дом выглядел опрятно и очень нарядно.

Внутри помещение, как правило, делилось на три части: сени, кладовая и горница. В углу горницы располагалась печь, расписанная цветными глинами. Самыми популярными узорами были цветы, волшебные животные или древо жизни. По диагонали от печи находилось главное место в горнице — красный угол, где на специальных полочках устанавливались иконы. Их украшали пучками целебных трав, цветами и т. п. Под иконами ставили стол и длинную лавку, покрытую пёстрыми покрывалами и вышитыми подушками. В красный угол усаживали только главу семьи и самых дорогих гостей.

Одной из особенностей внутреннего убранства украинской хаты было наличие вышитых полотенец — рушников. Ими украшали красный угол, оформляли оконные проёмы. С рушниками встречали дорогих гостей. Они были неотъемлемым предметом на свадьбе.

Украинский народный костюм был разнообразен и красочен. Основу мужской повседневной одежды, как и у других восточнославянских народов, составляла рубаха. Её шили из конопляного или льняного полотна домашнего изготовления. Рубаха имела узкий стоячий ворот с разрезом на горловине и завязывалась с помощью тесёмок. Украшением рубахи была яркая вышивка, обрамлявшая стойку ворота и разрез. Украинцы в отличие от русских заправляли подол рубахи в штаны, которые шились из холста или сукна. Украинские штаны, особенно те, которые носили казаки, отличались очень большой шириной. Головным убором летом служили соломенные широкополые шляпы — брыли. В холодное время года украинцы надевали шапки разнообразной формы из меха (овчины), шерсти, сукна.

Очень колоритно выглядело украинское казачество. Характерной приметой запорожского казака была гладко бритая голова, на которой красовался длинный чуб. Отросшие чубы, как правило, наматывались на ухо. Бороду казаки брили, но оставляли длинные вислые усы.

Украинская женская одежда состояла из длинной рубашки-сорочки с широкими рукавами, которые заканчивались манжетом у запястья. Ворот собирался в мелкие сборки и сверху обшивался. Сорочку подпоясывали шерстяным пёстрым пояском. Рубашку богато вышивали по подолу, рукавам, горловине. В холодное время года и мужчины, и женщины закутывались в длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Поверх рубашки по праздникам надевалась запашная юбка-плахта из клетчатой ткани.

Одежда украинской знати долгое время сохраняла традиционные формы. Однако тесные связи и контакты с Польшей и Венгрией привнесли в одежду знати новые элементы. В период Средневековья в городах Украины (как и в европейских и турецких городах) распространилась обувь с чуть загнутыми кверху носами. В женскую моду вошёл шнурованный лиф с длинной широкой юбкой. Такая одежда шилась из тканей, привезённых из Италии, Испании, Польши, Франции. В первой половине XVII в. в одежде знати было много восточных компонентов (пояса, пуговицы), появилась сафьяновая обувь.

Еду на Украине готовили в печи. К печи относились с почтением — именно благодаря ей в доме было тепло и не переводились хлеб и пироги. Основными приёмами приготовления пищи были варка, тушение, запекание. Хозяйка зачастую одновременно готовила различные блюда на завтрак, обед и ужин. Затем ставила их в растопленную печь. Толстые стены печи долго хранили тепло, и еда несколько часов томилась в глиняных горшках. Так украинцы готовили разнообразные каши, наваристые мясные, рыбные и овощные бульоны — юшки, борщи и другие супы. Важное место в рационе украинцев занимали изделия из теста. В печи выпекали хлеб: повседневный — ржаной и праздничный — пшеничный. Традиционной пищей украинских крестьян были отваренные в кипящей воде кусочки теста — галушки. Очень любили украинцы и вареники, начинённые вишней, творогом, капустой. Для приготовления мясных блюд использовали в основном свинину. Но мясо ели лишь по большим праздникам. Распространённой едой украинцев было свиное сало — солёное или копчёное, в виде шкварок, которые ели с хлебом или добавляли в качестве начинки в пироги.

Главой семьи считался мужчина. Воля отца была законом для всей семьи. Каждый день за ужином отец подводил итоги прошедшего дня, распределял между всеми домочадцами задания на день последующий. Мужчины были главными работниками в поле. Они занимались также изготовлением и починкой сельскохозяйственного инвентаря, заготовкой дров и строительных материалов. Уход за рабочим скотом — волами, лошадьми — тоже был мужским занятием. Совместно вся семья трудилась в поле во время сбора урожая (например, мужчина косил, а женщина вязала снопы). Хозяйка готовила еду, стирала, прибирала в доме. На её плечах лежала забота о саде и огороде, сбор урожая и его переработка. Домашняя живность — корова, свиньи, куры, утки, гуси — тоже находилась под её присмотром. Гордостью хозяйки и демонстрацией её умений были вышитые рушники и рубашки.

Народы Поволжья

Народы Поволжья предпочитали селиться вдоль рек, рядом с озёрами, вблизи родников. Их поселения — аулы, гурты, сёла — были небольшими по размерам и не имели чёткой планировки. Родственники старались строить свои дома поближе друг к другу, образуя в пределах одного села несколько кучек жилищ.

Самым распространённым видом жилья была четырёхстенная срубная изба с двускатной крышей. Кровля делалась из коры, соломы, дранки. В степных районах дома сооружали из глинистого грунта, смешанного с соломой. Некоторые кочевые народы жили в переносных юртах, представлявших собой деревянный каркас, покрытый войлоком.

Первоначально дома имели только одну комнату. Позднее к ней стали пристраивать сени. Жилой дом был окружён двором. Во дворе размещались различные хозяйственные постройки — амбары, клети, сараи, конюшни и т. д. Марийцы и удмурты сооружали двухэтажные клети-амбары с галереей-балконом на втором этаже. На первом этаже таких построек хранили продовольствие, на втором — одежду и утварь, а в летнее время там спали хозяева. Почти каждый двор имел летнюю кухню. Обычно это была небольшая срубная постройка с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись отверстия для выхода дыма. Посреди кухни размещался открытый очаг с подвесным котлом. Дворы огораживали деревянным забором или плетёной изгородью.

Самым важным элементом жилого дома была печь. У татар она находилась, как правило, справа от входа, ближе к центру помещения. Сбоку к печи дополнительно пристраивали очаг с котлом. Без котла не обходилось приготовление большинства татарских традиционных блюд. Под потолком по линии печи навешивалась домотканая занавеска, которая разделяла жилище на две неравные по размеру половины: мужскую, парадную, и женскую, кухонную. Вдоль всей передней стены дома на высоте 50—60 см от пола располагался широкий дощатый настил. На нём члены семьи проводили большую часть своего времени — ели, работали, принимали гостей, спали. Пол и настилы накрывали войлочными подстилками, коврами, подушками. Стены украшали яркими матерчатыми панно и вышитыми полотенцами.

У разных народов Поволжья основные элементы мужской и женской одежды практически совпадали, различаясь лишь в деталях. Нательной одеждой и у мужчин, и у женщин были холщовые рубахи и широкие свободные штаны. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол, поверх него — так называемое верхнее платье. Оно отличалось от камзола длинными рукавами. Татары носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. Рубахи и кафтан подпоясывались. Одним из элементов женской одежды у некоторых народов был передник. В холодное время года люди носили бешметы, суконные халаты-кафтаны (чекмени), дублёные шубы и овчинные тулупы.

Женские головные уборы были очень разнообразны. Они отражали возраст женщины, её принадлежность к тому или иному сословию, национальные особенности. Девушки-мордовки носили налобные повязки из бересты, обшитой плотной тканью, украшенной бисером или золотой (серебряной) тесьмой. Башкирские и чувашские девушки носили шлемовидные шапочки, украшенные бисером, бусинами, серебряными монетами. У татарок они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею, спину. Очень сложным был праздничный головной убор у чувашских женщин, которые пришивали к шапочке бисер и монеты.

Мужские головные уборы по своему строению и оформлению были значительно проще женских. Мужчины носили различные колпаки, шапки и шляпы, которые шились из холста, сукна или меха. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

Основу питания большинства народов Поволжья составляли жидкие горячие блюда. Самым распространённым было сочетание мясного бульона с различными мучными изделиями. Чуваши готовили шурпе — бульон с шариками из теста; марийцы — лашку — суп с шариками из пресного теста; татары — токмач — суп с домашней лапшой; удмурты — шыд — суп с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой. Праздничным угощением были пельмени, которые всегда подавались с бульоном. Любимое блюдо башкир — бешбармак — готовилось из мелко нарезанной жирной баранины или конины, заправленной бульоном и лапшой. Очень популярными были изделия из пресного теста с различными начинками: татарскийбэлеш с мясом, чувашская хупла с мясом или рыбой, а также различные блинчики, ватрушки, пирожки. На праздники гостей угощали домашними колбасами: вяленой из конины (казылык), из овечьего желудка, начинённого мясом и салом (шартан), варёной из рубленого мяса или рыбы с крупяной начинкой и кровью (тултармаш).

Готовили и каши из гороха, гречихи, овса. Широко использовались молочные продукты — творог, сыр, сметана, кисломолочные напитки — катык и айран. Башкиры предваряли и завершали свои трапезы напитком из кобыльего молока — кумысом. Но с особым почтением все народы относились к хлебу. Обычно он был ржаным. Хлеб из пшеничной муки могли позволить себе только богатые люди, да и то в праздничные дни. У некоторых народов хлеб считался священной пищей. Разрезать его имел право только глава семьи.

Народы Сибири

Жилища народов Сибири были разнообразными, максимально приспособленными к природным условиям и типу хозяйства. Сибирские татары жили в прямоугольных полуземлянках с выступающими на поверхность стенами из плетня, обмазанного глиной. Не были редкостью и срубные избы с плоскими крышами. Внутри дома в углу располагалась глинобитная печь с вмазанным в неё котлом или чувал — пристенный очаг с нависающим дымоходом. Вдоль передней стены сооружали большие настилы — нары, которые служили и кроватью, и местом для трапезы. Одежда и ценные вещи хранились в сундуках. На них складывали постельные принадлежности — тюфяки (мешки, набитые травой, шерстью или соломой), подушки, шерстяные одеяла.

У скотоводческих народов были летние и зимние жилища. Летом, чаще всего на берегах рек, сооружались конусообразные шалаши из жердей, обтянутых войлоком или корой деревьев. Для зимних стоянок строили юрты. Пол в юрте обычно был земляной, иногда его выстилали досками и войлоком. Внутреннее пространство не имело никаких перегородок, но чётко делилось на несколько зон, каждая из которых выполняла определённую роль в организации домашнего быта.

Зимнее жилище якутов — балаган — имело прямоугольную форму. Его стены изготавливались из тонких брёвен, вбитых в землю с небольшим наклоном внутрь. Вход в жилище всегда устраивался с восточной стороны. Внутри жилища, справа от входа, в северо-восточном углу, на невысокой глиняной подставке располагался очаг. Внутреннее пространство балагана имело мужскую (слева от входа) и женскую (справа у очага) зоны.

Суровые климатические условия и традиционные занятия народов Сибири определяли основные особенности их одежды. Прежде всего это касалось верхней зимней одежды. Как правило, это были длинные шубы из рысьего, лисьего, волчьего меха. Часто шубы подпоясывали кожаными или пёстрыми шерстяными поясами. Особенно богатыми были собольи шубы сибирских татар. Повседневную мужскую и женскую одежду шили из шерстяной ткани. Бедняки использовали крапивное полотно.

Буряты носили длинные свободные халаты на подкладке, с запахом на правую сторону. Халаты подпоясывались широкими матерчатыми кушаками или кожаными поясами. Зимний халат подбивался мехом.

Обязательным элементом одежды народов Сибири были самые разнообразные шапки. Сибирские татары предпочитали круглую, с плоским околышем шапочку-тюбетейку. Якуты носили островерхую шапку, с удлинёнными в виде наушников сторонами, с оторочкой из меха. Часто она украшалась металлическим кругом с рогами. Шапка бурят была с острой тульей и расширенным кверху околышем. Она изготавливалась из лисьих или волчьих лап, из шкуры кабарги, косули, соболя. Обувь делали в основном из меха и кожи. Зимой носили валенки из овечьей шерсти.

Пища народов Сибири была проста и незамысловата. Большое место в их рационе занимали молочные и мясные блюда. Самым распространённым продуктом был кумыс. Из коровьего молока делали простоквашу, сливки, масло. В простоквашу добавляли различные ягоды, коренья и замораживали на зиму. Мясо употребляли в основном в варёном виде. Земледельцы готовили различные блюда из муки и крупы. Почти у всех народов рыба была повседневной пищей. Рыбу ели сырой (свежевыловленную) и жареной; её замораживали, заквашивали на зиму в ямах. Летом и осенью рацион питания расширялся за счёт дикорастущих ягод и растений.

Народы Северного Кавказа

Большинство горских народов Северного Кавказа жило в аулах. Дома в них располагались на склонах гор. Это были одно- или двухэтажные строения с толстыми стенами, плоскими крышами, иногда с боевыми башнями. Дома часто нависали друг над другом. Зачастую крыша дома, построенного ниже по склону, служила двором для вышестоящего жилища. Улиц, как таковых, не существовало.

В некоторых горных районах возводились многоэтажные каменные жилые башни. Иногда к ним примыкали ещё более высокие боевые башни. Эти сооружения представляли собой мощные укреплённые комплексы.

Равнинные поселения располагались в живописных местах у подножий гор, на берегах рек, среди полей и лесов. Они были небольшими по размеру, 40—50 домов примыкали друг к другу в виде квадрата или круга. Фасады домов были обращены внутрь. На площадь, находившуюся в центре селения, на ночь загоняли скот. Здесь же в случае нападения неприятеля прятались женщины, старики и дети. В целях безопасности вокруг селения возводились своеобразные оборонительные сооружения.

Дома имели продолговатую форму, и в них располагалась только одна комната. Самым почитаемым местом в жилище был открытый очаг, который устраивался прямо на глинобитном полу. Над очагом для выведения дыма сооружалась плетённая из прутьев и обмазанная глиной труба — дымарь.

Внутреннее убранство жилищ было скромным. Вдоль стен располагались низкие деревянные сооружения — диваны, покрытые циновками с подушками. У бедного люда кроватями могли служить просто земляные возвышения. Некоторые народы использовали в своём неприхотливом быту сундуки, в которых хранилась праздничная одежда и другие ценные для семьи вещи, а также скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя ножками. Кухонную утварь хозяйки хранили в открытых настенных шкафах. Главным украшением дома считалось оружие. Его развешивали по стенам на специально вбитых для этого колышках.

Самым распространённым видом мужской одежды был бешмет — кафтан с воротом-стойкой, застёгнутый доверху на крючки. Этот кафтан русские называли черкеской. В XVI—XVII вв. черкески шили из домотканого неокрашенного сукна. С появлением огнестрельного оружия на груди черкески (слева и справа) стали нашивать специальные карманы — газыри, в которых хранились патроны. Зимой носили бурки — безрукавные плащи, чаще всего чёрного цвета, сделанные из войлока, а также овчинные шубы. Черкески и бурки белого цвета носили представители только знатных родов.

Самым главным элементом мужской одежды был головной убор. Летом носили войлочные шляпы. В холодное время года надевали меховые шапки — папахи. Поверх шапки очень часто надевали суконный остроконечный капюшон — башлык. Наряду с шапкой важнейшей принадлежностью мужского костюма было оружие. Без кинжала и ножа ходили лишь мальчики или глубокие старики.

Важной частью женского костюма было платье, которое по своему покрою очень походило на черкеску. Различия заключались лишь в качестве материала и покрое рукава. Праздничное платье украшали золотым или серебряным шитьём, узорной тесьмой. Зимой женщины также носили овчинные шубы.

Женские головные уборы отличались оригинальностью и разнообразием. Самым распространённым из них была чухта — своеобразный чепчик, затылочная часть которого представляла собой длинный мешочек, куда укладывались косы, либо просто полоску ткани, прикрывающую косы сверху.

Народы Северного Кавказа были сдержанны и умеренны в еде. Рыба практически отсутствовала на столах горцев. Основу их питания составляли разнообразные молочные продукты, изделия из теста, овощи и фрукты, мясные блюда (впрочем, мясо не являлось основной и каждодневной пищей). Как правило, блюда из свежего мяса готовились только осенью, когда резали скот, или же в дни праздников и значимых для людей событий (свадеб, похорон и пр.). Самыми любимыми были блюда из баранины. С удовольствием ели говядину, мясо домашней птицы и дичи. В непраздничные дни довольствовались мучной и молочной пищей. Одним из распространённых блюд являлся хинкал — сваренные в мясном бульоне кусочки теста. Любимым напитком северокавказских народов был айран (кисломолочный напиток, напоминающий кефир).

Гостеприимство было одной из самых древних традиций, распространённых на Кавказе. Любой путник, мирно вошедший во двор дома, считался лицом священным, независимо от своего происхождения и национальности. Ему предоставляли самую лучшую пищу, посуду, постельные принадлежности. Состоятельные семьи строили в укромном месте двора специальные домики для гостей. Ухаживать за гостем был обязан сам хозяин дома.

Гостеприимство было тесно связано с традицией куначества — установления тесных дружеских, братских отношений между двумя мужчинами, принадлежавшими к различным родам и даже народностям. Кунак принципиально отличался от гостя. Согласно древнему обычаю хозяин не имел права задавать гостю вопросы о личной жизни и имеющихся у него проблемах. Кунаки же обязаны были знать всё друг о друге, чтобы в случае необходимости прийти на помощь.

На Северном Кавказе был широко распространён и обычай аталычества. Он заключался в том, что представители знатных родов отдавали своих новорождённых детей на воспитание в простые семьи. Воспитателями — аталыками — становились самые достойные, уважаемые люди, смелые воины, знатоки народных обычаев и традиций.

ВОПРОС 3

Смута (Смутное время) — период в отечественной истории (1604 — 1618), когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России гражданская война.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 831; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!