Раскол — движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.



Фураж-корм для скота.

БИЛЕТ 22

ВОПРОС 1

Иосифляне и нестяжатели

В конце XV в., с образованием единого Российского государства, светские власти всё чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в своё владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской. Иван III задумал изъять земли, находившиеся во владении у митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счёт средств из казны, что означало бы утрату ею независимости от светской власти. Против этого выступил церковный собор 1503 г.

Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства.

Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения. Он говорил, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф Волоцкий призывал подвергать смертной казни. Сторонников идей Иосифа Волоцкого называли иосифлянами.

С ним не соглашался монах Нил Сорский, проведший в молодости более десяти лет в монастырях Афона и Константинополя. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью, а следовательно, им не нужны и земельные владения. Нил Сорский призывал монахов вести скромный и аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты.

Последователем Нила Сорского являлся монах Вассиан (Патрикеев), который в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Ярким последователем нестяжателей был Максим Грек. Выходец из греческой семьи, он в молодости уехал в Италию. Здесь на него большое влияние оказали проповеди священника-доминиканца Савонаролы, фактически правившего Флоренцией и выступавшего за отказ от мирских благ и соблазнов. Вернувшись из Италии на родину, Максим Грек прослыл одним из самых ярких богословов. Вскоре он был направлен Константинопольским патриархом в Москву для сличения русских церковных книг с греческими оригиналами. В споре, разгоревшемся между иосифлянами и нестяжателями, Максим Грек встал на сторону последователей Нила Сорского, за что был осуждён и сослан в монастырь.

Споры иосифлян и нестяжателей касались не только церковного землевладения. Одним из главных вопросов в них были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти.

Эти споры продолжались ещё много лет, пока Соборы 1547, 1549 и 1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую.

ВОПРОС 2

Научные знания

В XVII в. наука в России находилась ещё на начальной стадии своего развития. Главным источником научных знаний продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом стало составление карт отдельных районов России, географических справочников для путешественников.

Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы. Например, во второй половине XVII в. интересные сведения были получены русским послом Николаем Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

В 1674 г. в Киеве была издана первая печатная история Российского государства с древнейших времён до начала 1670-х гг. — Синопсис, ставшая одной из самых популярных книг, по которым и в XVIII в. изучалась история нашей страны. Её автором предположительно был киевский монах Иннокентий Гизелъ.

Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 917; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!