В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 25 страница
183
Высококвалифицированные кадры для высшей школы и руководящей работы в партийно-государствен ном аппарате, общественных организациях готовил Институт красной профессуры (создан в 1921), институты (философии, истории, литературы, искусства, советского строительства и права, мирового хозяйства и мировой политики, экономики, аграрный, естествознания) Социалистической (с 1924 — Коммунистической) академии. В 1925 г. восстановлена аспирантура, готовившая научных работников и преподавателей высшей школы. Для подготовки национальных партийно-советских кадров в 1921 г. созданы Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), Коммунистический университет национальных меньшинств Запада (КУНМЗ), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.
Заместитель наркома просвещения М. Н. Покровский, занимавший ключевые посты в системе революционной науки об обществе, был бессменным руководителем Социалистической (Коммунистической) академии, Института красной профессуры, Общества историков-марксистов, Института истории, Центрархива, редактором исторических журналов «Красный архив», «Борьба классов», «Историк-марксист». Он резко противопоставлял фронт историков своей школы как марксистский «немарксистскому фронту» историков старой русской школы (В. В. Бартольд, С. В. Бахрушин, Ю. В. Готье, В. И. Пичета, Н. П. Лихачев, М. К. Любавский, П. Г. Любомиров, Е. В. Тарле, С. Ф. Платонов, А. И. Яковлев и др.). Противостояние закончилось переходом в октябре 1929 г. к судебной расправе над выдающимися историками дореволюционной формации по сфабрикованному «Академическому делу» («Делу историков»), которые обвинялись в создании контрреволюционной организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России». После смерти М. Н. Покровского в 1932 г. значительная часть его «вклада» в науку правомерно перечеркнута как проявление вульгарного марксизма, вульгарного социологизма, национал-нигилизма и нигилистического отношения к дореволюционной русской истории. Воинствующими борцами за чистоту марксизма-ленинизма в исторической науке (в которых недостатка, конечно, не было) стали также историки партии Е. М. Ярославский и М. А. Савельев.
|
|
Переход от войны к миру в начале 1921 г. резко поднял значимость подлинной науки, особенно прикладных исследований, без которых планы модернизации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми. В первую очередь государство предприняло ряд мер, обеспечивающих выживаемость, спасение ученых от голодной смерти. С 1920 г. действовала особая форма их обеспечения — натуральный академический паек (выдавался до 1923). В 1921 г. приняты декреты «Об улучшении быта ученых», «О мерах к улучшению жилищных условий научных работников». В 1921 — 1931 гг. при Совнаркоме действовала Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В 1921 г. издан
|
|
184
специальный декрет «О создании благоприятных условий для работы нкадемику Павлову», единственному в то время российскому лауреату Нобелевской премии (присуждена в 1904).
Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук. С 1917 по 1936 г. ее возглавлял крупный ученый А. П. Карпинский. Другими центрами науки были университеты и специальные высшие учебные заведения, сочетавшие преподавшие с научно-исследовательской деятельностью. Научные подразделения действовали также при наркоматах и ведомствах. К 1921 г. в стране существовали свыше 70 научно-исследовательских институтов (НИИ), не считая имеющихся при вузах. Около 20 НИИ в области физики, химии, биологии, общественных наук работали при Нар-компросе. По данным на 1922 г., 30 научных подразделений различного профиля существовали при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использование науки в интересах укрепления обороны страны. Численность научных сотрудников Российской академии наук (РАН) к 1925 г. выросла в 4 раза по сравнению с 1917 г. Общее же их число в стране к 1927 г. составляло около 25 тыс., что было почти в 2,5 раза больше, чем до революции.
|
|
В июле 1925 г. РАН признана решением правительства «высшим нессоюзным ученым учреждением» и получила статус АН СССР. В 1926 г. для усиления руководства наукой со стороны государства создаются межведомственная комиссия при СНК для содействия Академии наук, отдел научных учреждений СНК, комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР. С этого года лучшие работы и области науки стали отмечаться премиями имени В. И. Ленина.
Советским ученым в 20-е годы удалось внести существенный вклад и мировую науку. Успешно работал выдающийся специалист в области теории чисел И. М. Виноградов. Ценные труды по математической физике, минералогии и геохимии Земли завершили академики П. А. Стеклов, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман. Академик А. Ф. Иоффе внес крупный вклад в разработку физики кристаллов. Д. С. Рождественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. Н. Н. Семенов успешно работал над теорией цепных реакций. Теоретические работы А. И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. В 1924—1925 гг. под руководством Л. Н. Туполева были созданы цельнометаллические самолеты АНТ-2, ЛНТ-3. К. Э. Циолковский в конце 20-х годов приобретает мировую и шестность как глава нового научного направления — ракетодинами-ки. Ф. А. Цандер разработал и в 1930 г. построил первый в мире реак-шиный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А. Л. Чижевский вел пионерские работы в области ионификаиии.
|
|
В те же годы увидели свет новые крупные научные труды академика И. П. Павлова в области физиологии; работы Д. Н. Прянишникова и
185
В. Р. Вильямса в области агробиологии, агрохимии, физиологии рас ний. Выдающийся биолог и генетик Н. И. Вавилов, автор закона го логических рядов в наследственной изменчивости организмов 09 развивал учение о биологических основах селекции и центрах про хождения культурных растений. Широкую известность получила д тельность И. В. Мичурина по селекции новых сортов плодовых дере ев. В 1925 г. его питомник стал научным учреждением обшегосуда ственного иасштаба. Важное значение имели труды А. В. Чаянова и Н. Д. Кондратьева по проблемам выживаемости крестьянских хозяйств и планированию сельского хозяйства, исследования С. Г. Струмилина по методологии статистики. П. А. Флоренский, один из разработчиков плана ГОЭЛРО, выдающийся ученый-энциклопедист и богослов, пытался разрешить проблему культурно-исторического баланса между Хаосом и Логосом, полагая, что «культура есть борьба с мировым уравниванием — смертью». Советские ученые и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидравлических электростанций. Осуществление научных и технических разработок позволило выпол' нить рассчитанный в 1920 г. на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 г.
В начале нэпа возобновилось участие российских ученых в международных конференциях и заграничных научных экспедициях. В 1925 г. состоялся первый в СССР после революции международный научный форум специалистов в области изучения пресных вод — III лимнологический конгресс. На празднование двухсотлетия Российской академии наук в том же году прибыли свыше 130 ученых из 25 стран. В приветствии Советского правительства по этому случаю отмечалась большая роль Академии в обеспечении научной работы в масштабах страны, в распространении научных знаний среди трудящихся и приобщении к науке десятков национальностей, которые впервые в условиях Советского государства получили возможность широкого культурного и хозяйственного развития.
Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу также стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жизни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к диктату в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политической цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные ятели сами выработают оптимальные формы социалистического кусства. В конце 1920 г. ЦК партии направил на места письмо «О п леткультах». Оно свидетельствовало об озабоченности претензия возникшего еще до революции и просуществовавшего до 1932 г. С юза пролетарских культурно-просветительных и литературно-худо ственных организаций на выработку и утверждение в обществе ос бой пролетарской вместо всей культуры прошлого. В письме разъясн
186
лись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прививаются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться нанизывались полубуржуазные философские системы и выдумки.
Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаруживались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и включавших в свои ряды талантливую, прошедшую Гражданскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 г. впервые выступили и печати более 150 таких писателей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Тихонов, А. Фадеев, М. Шолохов.
Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писателей объединения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП, 1920)', литературной группы «Кузница» (1920)2 и в ряде но-1)ых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922-1923 гг. (только в Москве насчитывалось более 30 литературных течений). Заметный след в литературной жизни оставили Петроградская литературная группа «Серапионовы братья» (1921)3, группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922)4, литературная группа «Молодая гвардия» (1922)5, «Левый фронт искусств» (1922)6, Московская ассоциа-
Оформилась на 1 Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве (18-21 октября 1920). В состав правления избраны члены группы «Кузница» В. Александровский, П. Арский, М. Герасимов, М. Волков и др. Центральным органом стал журнал «Кузница» (1921).
2 Создана поэтами (В. Александровский. М. Герасимов, В. Казин, С. Обрадо-
Иич, С. Родов и др.), вышедшими в 1920 г. из Пролеткульта. В 1931 г. влилась в
Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП).
3 Основана 1 февраля 1921 г. в Петрограде. В нее входили И. Груздев, М. Зощен
ко. Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимс
кий, Н. Тихонов, К. Федин. Названа по наименованию кружка друзей в одноимен
ном романе Э. Гофмана. Существовала до 1929 г.
4 Существовала в 1922—1925 гг. Ядро группы составляли писатели, вышедшие
Ю «Кузницы»: А. Малышкин, А, Дорогойченко, С. Родов. Участвовали также
Ю. Либединский, А. Тарасов-Родионов; позже — Ф. Березовский, Д. Фурманов.
В 1923 г. вместе с группами «Молодая гвардия» и «Рабочая весна» влилась в МАПП.
Члены группы вошли в руководство журнала «Октябрь».
5 Возникла в конце 1922 г. Весной 1923 г. влилась в МАПП. Участники:
A. Безыменский, А. Жаров, М. Светлов, М. Голодный, И. Молчанов, М. Колосков,
B. Герасимова, А. Исбах и др. В группе начинал литературную деятельность М. Шо
лохов.
ь Объединение создано в Москве в конце 1922 г. во главе с В. Маяковским. И его составе были поэты Н. Асеев. В. Каменский, С. Кирсанов, Б. Пастернак (до 1927), художники М. Родченко, В. Татлин, теоретики искусства Б. Арватов, О. Брик,
C. Третьяков, Н. Чужак, В. Шкловский и др. Издавался журнал «ЛЕФ» (1923—
1925), «Новый ЛЕФ» (1927-1928). В 1929 г. ЛЕФ преобразован в РЕФ (Революци
онный фронт искусств).
187
ция пролетарских писателей (1923)7, Литературный центр конструктивистов (1923)8, литературная группа «Перевал» (1923)9, Всесоюзная и Всероссийская ассоциации пролетарских писателей (1925)'", Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей с головным отрядом — Российской ассоциацией пролетарских писателей (1928)".
До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажинисты»12, представители которой декларировали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.
В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так называемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое
7 Оформилась на 1-й Московской конференции пролетарских писателей (15-16 марта 1923). Объединяла группы «Октябрь», «Молодая гвардия», «Рабочая весна», «Вагранка». Возглавлялась правлением (А. Безыменский, А. Дорогойченко, В. Плетнев — председатель Пролеткульта, С. Ролов, А. Соколов). Печатным органом МАПП стал литературно-критический журнал «На посту». С июня 1924 г. выходил литературно-художественный и общественно-политический журнал МАПП «Октябрь» (отв. ред. С. Родов), ставший с 1925 г. органом ВАПП (гл. ред. и 1926-1929 — А. Серафимович).
к ЛЦК как поэтическое течение был провозглашен в 1923 г. К. Зелинским, И. Сельвинским и А. Чичериным. Центр оформился в 1924 г., распушен в 1930-м. В него входили Б.Агапов, Н.Адуев, Э. Багрицкий, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луганской, Н. Ушаков и др.
9 Возникла в конце 1923 г. при журнале «Красная новь» (ред. А. Воронский),
Участвовали А. Веселый, М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный; позднее — И. Ката
ев, Э. Багрицкий, Н. Огнев, М. Пришвин, А. Малышкин, А. Караваева, Дж. Алтау-
зен и др. Выступала против сектантства, левачества и администрирования «напое -
товцев» и рапповцев, рационализма и формализма лефовцев и конструктивистон,
за сохранение преемственной связи советской литературы с лучшими традициями
русской и мировой.
10 Создана в Москве на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писате
лей с участием представителей других городов (6—11 января 1925). В правление
ассоциации избраны Д. Бедный, И. Вардин, Г. Лелевич, С. Родов и др. После выхо
да резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литера
туры» (18 июня 1925), поддержавшей идею о свободном соревновании различных
художественных направлений, в руководстве ВАПП произошел раскол. Грушт
И. Вардина, Г. Лелевича, С. Родова осталась на левосектантских позициях. Боль
шинство во главе с Л. Авербахом, Б. Волиным, В. Киршопом, Ю. Либединским,
Д. Фурмановым приняли установки резолюции ЦК. Вскоре к ним присоединились
А. Фадеев, А. Сел ивановский, В. Ермилов, В. Сутырин и др. Новый критический
журнал ВАПП «На литературном посту» отмежевался от «напостовского» нигили
стического отношения к культурному наследию.
" ВОАПП и РАПП образованы на 1-й Всесоюзном съезде пролетарских писателей в Москве (30 апреля — 8 мая 1928). Они объединяли все национальные отрялы пролетарских писателей. Распущены в 1932 г.
12 «Имажинистами» (от англ. image — образ) именовались С. Есенин, И. Грузи-нов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др.
188
пело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литературу, создаваемую силами писателей-пролетариев, были ассоциации ВАПП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923—1925), «На литературном посту» (1926—1932). Литературно-художественные силы тех лет делились в журнале на три лагеря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области лите-рптуры, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.
Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетических критериев над политическими, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользоваться Привилегиями.
Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напо-стовской» линии, призывала бережно относиться к «попутчикам», но 1) целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции •неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литературе не произошло. В 1927 г. сторонники РАПП добились отстранения Воронского от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и классических традиций, а позднее обрушились на школу профессора В. Пе-реверзева за некое вульгарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состоялся Первый съезд писателей страны, на котором создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей — ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.
В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие I) золотой фонд отечественной культуры. В 1922 г. посмертно опублико-наны мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев — «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Черный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за границей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конармия» (1926); М. Булгакова «Белая гвар-ния» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» {1-я часть, 1928). Одним из
189
первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» (1925) Ф. Гладкова, о деревенской жизни — «Виринея» (1924) Л. Сейфуллиной. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина; «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара* (1928) Ю. Тынянова; «Одеты камнем» (1925) О. Форш.
Критическое отношение писателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборниках рассказов «Роковые яйца», «Дьяволиада» (1925) М. Булгакова, в «Повести непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.
Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творчество С. Есенина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе в 20-е годы поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский.
Русская деревня в 20-е годы также приобрела новых оригинальных художников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков, П. Карлов, А. Ширяевец, еще в 1914—1915 гг. составившими группу «Новокрестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно — всей крестьянской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-ХомяковскиЙ, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молчанов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Прокофьев, П. Родимов. Отличительной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историческому пафосу современности.
Изобразительное, как и другие виды, искусство развивалось в 20-е годы в условиях противостояния и взаимодействия различных объединений и группировок. Основной тон задавала Ассоциация художников революционной России (АХРР)13. Активно проявляли себя художники, составлявшие «Общество станковистов»м и общество «Четыре искусства»15.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!