Если б нас сейчас пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать…
У них одно желание – вернуться домой, но и там их встретит «забота и нужда»:
Там, припав усталой головою
К груди бедной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей.
Это стихотворение – подлинный обвинительный акт против тех, кто наживается на подневольном труде, кто живет в праздности и не хочет увидеть страданий народа.
Истоки народной трагедии Некрасов видит в абсолютной оторванности дворянско-помещичьей жизни от жизни народной, власти – от крестьянских нужд. Паразитизм «образованных сословий» на крестьянском теле обернулся против самих помещиков, против дворянства, против власти. Некрасовская сатира рисует обреченность, пустоту и безжизненность «верхних» сословий в поэзии Некрасова формируется жанр стихотворного фельетона, героями, которого становятся «праздно болтающие» и «обагряющие руки в крови» «владельцы роскошных палат. Обращаясь к ним, поэт надеется пробудить их спящую совесть:
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! В тебе их спасение!
Но и сам понимает, что его надежды – тщетны:
Но счастливые глухи к добру…
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
|
|
И к чему? Шелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь,
Без него проживешь ты со славою,
И со славой умрешь!
Но даже в сатирических стихах он не занимает позицию верховного судьи, прокурора и обвинителя. Часто он объединяет себя со своими антигероями словом «мы». И получается, что сатира Некрасова обращена и против него самого, - ведь он – «от костей твоих и плоти, остервенелая толпа». Он от рождения несет в себе черты барства и рабства. Может быть, именно поэтому один из мотивов его лирики – мотив вины и покаяния:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет;
Но, жизнь любя, к её минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для неё не жертвовал собой.
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! Прости!...
Это чувство Некрасов стремился пробудить в своих современниках, среди которых было немало тех, кто был готов во имя родины и народа пожертвовать и своим благополучием и, если нужно, жизнью… Эти люди – «стан погибающих за великое дело любви»: восторженная, честная, чистая молодежь – выходцы из разных социальных слоев: разночинцы, дети духовенства, мещане, дворяне, отказавшиеся от своих прав и привилегий. Он восхищался их самоотверженностью и в своих стихах звал всех, кому дорого счастье родины примкнуть к стану борцов «за отчизну любезную». Такой призыв звучит в знаменитой «Песне Еремушке», ставшей в середине 60-х годов самым популярным среди молодежи стихотворением поэта.
|
|
Композиционно оно распадается на две части. Первая – песня нянюшки, которая стремится передать младенцу опыт выживания в мире, где только подхалимством можно достичь «степеней известны»:
Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.
Сила ломит и соломушку –
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей.
Вторая – песня проезжего, возмущенного песней няни и не принимающего «пошлый опыт – ум глупцов». Он учит маленького Еремушку совершенно другому:
|
|
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
С ними ты рожден природою, -
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.
Песня призывает принести в жертву родине не «холопское терпение», а
Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду.
Современной Некрасову молодежью, песня воспринималась как «правила новой житейской мудрости».
Немало прекрасных стихотворений посвятил поэт новым людям. Среди них цикл стихов, посвященных вождям демократии: Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Шевченко. Эти стихи давали ответ на вопрос, каким должен быть борец за дело народное, какими духовными качествами он должен обладать. В стихотворении «Памяти Добролюбова» он писал:
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!