И только тот один, кто всех собой давил,



Свободно и дышал, и действовал, и жил.

Однако кое-что перенял будущий поэт и от отца, который брал его с собой на охоту. К десяти годам из него вышел меткий, смелый стрелок. Он презирал трусость, был настойчив, умел преодолевать, препятствия, трудности. Упорство и настойчивость в достижении цели, воспитанные ещё в детстве, позже очень пригодились ему в жизни.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, но курса не окончил. Гимназические занятия не могли заинтересовать пытливого подростка. Ярославские учителя по-чиновьичьи, формально относились к преподаванию, многие плохо знали свой предмет. Обычно уроки задавались просто по учебнику, без предварительного объяснения. Важнейшим методом воспитания была порка. При переходе в шестой класс Некрасов не сдал экзаменов, остался на второй год и ушел из гимназии. В это время он был уже начитанным юношей. Особенно ему нравился Пушкин, а из его стихотворений ода «Вольность».

В 1838 году отец отправил его в Петербург для поступления в военное учебное заведение - Дворянский полк. Но, вырвавшись в Петербург, Некрасов подал прошение в университет и был зачислен вольнослушателем на историко-филологический факультет. Разгневанный отец лишил его материальной поддержки. Начались петербургские мытарства Некрасова. Жизнь юноши целиком была заполнена поисками грошовых заработков, писанием юмористических стишков, рецензий. Правда, он пытался издать привезенные им из деревни стихи.

В 1840 году они вышли в виде сборника "Мечты и звуки" под инициалами Н.Н., но эта первая попытка выйти в литературу осталась для него одним из самых тяжелых воспоминаний юности. Расчет на заработок не оправдался; книга вызвала ряд отрицательных оценок, среди которых была и оценка Белинского, который по поводу стихов Некрасова писал, что «посредственность в стихах нестерпима». Некрасов был огорчен неудачей и скупал экземпляры сборника, чтобы уничтожить весь тираж. Эта неудача сделала его гораздо  более требовательным к своим стихам.

В исключительно трудных условиях жил Некрасов в первые годы своего пребывания в Петербурге. Чего только не приходилось делать ему для того, чтобы не умереть с голоду. Однажды он составлял афишу для «Кабинета восковых фигур», в другой раз правил рукопись о различных способах ухода за пчелами. Работать приходилось и днем и ночью, и все-таки иногда денег не хватало даже на хлеб. Именно об этих годах позже он напишет:

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда.

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени – не был никогда.

То, что видел Некрасов в эти годы в Петербурге, послужило материалом для его стихотворений на городские темы, поэмы «Несчастные» и коротеньких, но живых зарисовок цикла «На улице».

Литература постепенно становится основным делом Некрасова. Он писал водевили под псевдонимом Наум Перепельский, печатал статьи на литературные темы. Встреча с Белинским во многом определила творческий путь Некрасова. Когда в 1845 году Некрасов прочитал ему свое стихотворение "В дороге", критик, пораженный новизной и оригинальностью стихов, воскликнул: "Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный!".  Оно стало началом большого поэтического пути Некрасова.

В конце 1846 года, совместно с Иваном Панаевым, Некрасов взял в аренду журнал «Современник». В январе 1647 года вышел первый номер, и с тех пор в течение почти двадцати лет жизнь Некрасова связана с «Современником». Он стоил ему многих бессонных ночей, великих трудов, бесконечных трудов и хлопот. После революционных событий 1848 года российская цензура неистовствовала и «революцию» усматривала в самых невинных, казалось бы, стихотворениях и рассказах.

Но труды Некрасова не пропали даром. Его организаторский талант, его умение привлекать в журнал все лучшее, что было в тогдашней литературе, превратили «Современник» в лучший литературный журнал того времени.  Здесь печатались Белинский и Герцен, Достоевский и Григорович, Лев Толстой и Фет, Тургенев и Гончаров и др.

В 1856 году вышло первое собрание стихотворений Некрасова, имевшее огромный успех. Чернышевский писал Некрасову, лечившемуся за границей: « Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя имели такой успех».

Стихи Некрасова поразили читателей своим содержанием. Впервые в сборнике стихотворений крупного поэта на первом месте были строки о страданиях народа, о ненависти к богачам, о голоде и тяжком труде.

В это время в «Современнике» ведущую роль начинают играть демократы Чернышевский и Добролюбов. "Современник" стал трибуной русской революционной демократии. Во имя идейного единства журнала Некрасов решился на разрыв с прежними сотрудниками и привлек писателей-разночинцев, Помяловского, Решетникова, Николая Успенского. Это было время подготовки крестьянской реформы, к которой «Современник» относился настороженно, не веря в возможность освобождения крестьян сверху. Сам Некрасов разделял точку зрения своих товарищей по журналу. Когда манифест был опубликован, он оказался ещё более неприемлем для поэта, чем он ожидал.

Вторая половина 50-х и начало 60-х были для Некрасова временем расцвета его поэтического таланта. В эти годы появляются такие произведения, как «Размышления у парадного подъезда», поэма «Мороз, Красный нос», « стихотворение «Железная дорога».

Последние годы существования «Современника» были тяжелыми и для журнала и для его редактора. В 1861 году умер Добролюбов, в 1862 – арестован Чернышевский, новые сотрудники не могли заменить ушедших, цензура свирепствовала. В 1862 году выход журнала был приостановлен на восемь месяцев. В  1866 году, после покушения на Александра II,  журнал был запрещен по высочайшему повелению.

После двухлетнего перерыва Некрасов вновь занялся издательской деятельностью. С 1868 года и вплоть до кончины он - редактор журнала "Отечественные записки", который объединил вокруг себя писателей- демократов. С ним сотрудничали Салтыков-Щедрин и Островский, Глеб Успенский и Лесков. Демократическая молодежь этого времени видела в нем величайшего поэта современности. Один из них писал: « Некрасов стоит неизмеримо выше всех поэтов русских во всех отношениях».

«Отечественные записки» поглощали огромную часть его времени, но все же летом, в период отдыха он много работал над поэмами «Дедушка», «Русские женщины», «Современники». Основным делом его жизни в эти годы, наряду с журнальной работой, была работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», начатой ещё в 1863 году.

70-е годы – время славы Некрасова. Книга за книгой выходят его произведения. Ширится круг читателей. Всё больше и больше утверждается за ним имя певца народных страданий.

В начале 1876 года появились первые признаки болезни, сведшей Некрасова в могилу. Болезнь быстро прогрессировала, причиняя ему невыносимые страдания. Мучительная агония длилась почти год. Лежа в постели, он не оставлял пера. Тяжело больной – писал стихи. В это время написаны поэма «Мать», стихотворения «Колыбельная песня», «Элегия», продолжается работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

Итак, подводя итог первой части нашей лекции, вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале. Как вы сейчас ответили бы на вопрос: кто такой Некрасов? Продолжите фразу: Некрасов – это…

Некрасов был сатириком и публицистом, сказочником и хроникером, фельетонистом и тончайшим лириком, эпическим бытописателем и историком.

Он  умер 27 декабря 1877 года. Многие современные поэты откликнулись на неё своими стихами. Молодой поэт Боровиковский писал:


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!