Основные положения античной концепции здоровья



1. Внутриличностный аспект.

Античные философы рассматривали здоровье, прежде всего, как внутриличностную характеристику, а не как социальный феномен. 

2. Гармония и соразмерность.

Здоровое состояние человека базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных состояний человеческого естества, предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта.

3.  Естественность.

Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей.

4. Разумность.

Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее (чрезмерностью страстей) и не противодействуя ей (в силу неразумения). Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. Благодаря им, человек владеет своими страстями, не позволяя им ввергнуть себя в смятение, стойко переносить лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.

5. Принятие себя.

Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования. Силы для совершенствования себя следует искать внутри самого себя, для чего необходимо уважение к самому себе, адекватная самооценка. Умение видеть собственные достоинства и недостатки – необходимое условие здоровья.

6. Автономность.

Здоровье связывается с внутренним устройством человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с окружающим миром. Стремясь к здоровью «точку опоры» следует искать в самом себе, ибо внешние блага преходящи, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение или наслаждение, но не обеспечивают постоянного устойчивого положения в мире.

7. Гармония с миром.

Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка». Здоровый человек не должен выступать против собственной природы, а поскольку эта природа аналогична природе мироздания, то здоровый человек не должен иметь непримиримых конфронтационных отношений с миром.

Сегодняшние представления о здоровье, как и многие понятия медицины и психологии, является системным, многоуровневым. В большинстве стран мира в качестве отправной точки трактовки понятия выбрано определение ВОЗ от 1946 г.

Определение здоровья в уставе ВОЗ (1946) звучит следующим образом: «Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здесь ярко выступает попытка соединить физическое, психическое и социальное.

Поскольку мы обсуждает здоровье человека, постольку без определения того, что мы будем понимать под человеком наша интерпретация здоровья полноценной не будет.

Человек – живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала.[26] («Философский словарь», под ред. И.Т.Фролова, 1992).

 В 1916 г. отечественный врач, талантливый психотерапевт В.Н. Мясищев определил свои позиции в изучении человека, трактуя его как биопсихосоциальное существо.

Один из основателей отечественной психологии А.Н. Леонтьев, подтверждая взгляды В.Н.Мясищева, говорит: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека:

 уровень биологический, на котором открывается он в качестве телесного природного существа;

 уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец,

уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс».

Здоровье выступает как характеристика целостного развития человека, поэтому здоровая личность психически устойчива, что позволяет ей поддерживать и противостоять воздействию среды, преодолевать сопротивление внешних условий.

В системном понятии здоровья выделяют биологическую, психологическую и социальную составляющую.

I. Биологическая (физиологическая, физическая) составляющая.

а). Отсутствие болезней.

На биологическом уровне раскрывается особенность медицинской модели, где здоровье – отсутствие болезни. Биологическое здоровье подразумевает, прежде всего, отсутствие болезней.

Для каждого возрастного этапа существуют определенные показания физиологического функционирования, поэтому для осознания наличия или отсутствия биологической патологии важно и понимание возраста. Биологический возраст отражает и функциональную зрелость организма, как его отдельных тканей органов, систем, так и организма в целом. Биологический возраст далеко не всегда совпадает с паспортным. У биологического возраста есть свои критерии: скелетная зрелость (сроки оссификации скелета); зубная зрелость (прорезывание и смена зубов); зрелость форм тела (пропорции и телосложение); морфологические критерии (развитие вторичных и первичных половых признаков); функциональные критерии (показатели зрелость ЦНС и ВНС, а также опорно-двигательного аппарата); биологические критерии (ферментативные, гормональные, цитохимические показатели).

б). Согласованность и уравновешенность функционирования внутренних органов.

Отсутствие болезней – не единственный показатель биологического здоровья. Болезни может не быть, но системы организма работают несогласованно. Следовательно, еще одним показателем биологического здоровья можно считать согласованность и уравновешенность функционирования внутренних органов и систем с внешним окружением. Именно такую трактовку здоровья мы обнаруживаем в БМЭ, где утверждается, что «здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (1979). Взгляд на здоровье как на динамическое равновесие с окружающей средой высказывается и учёными других стран. В частности индийский врач Ашок Тхакер (1973) рассматривал здоровье, как динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. 

в). Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации.

Следующий подход к здоровью на биологическом уровне – нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, нормальное течение его физиологических и биохимических процессов; способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность к статистической.

г). Здоровье – форма адаптации организма.

Адаптационная концепция рассмотрена в работах Л.А. Брусиловского (1959), Г. Селье (1960), В.В. Фролькиса (1969), И.А. Аршавского (1976), Д.С. Саркисова (1987), Ф.З. Меерсона (1988), Л.Х. Гаркави (1990) и др. Вслед за Г.Спенсером (1873) указанные учёные определяют жизнь, как непрерывное приспособление внутренних сил организма к внешним воздействиям. Тогда здоровье ничто иное как «взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биофизических или психологических характеристик до социально-культурной реальности» (Alonjo A.A., 1985).

Н.М. Шустов (1924) считал, что абсолютно здорового человека быть не может. Человек может быть здоровым только в определенных жизненных условиях. При неблагоприятных обстоятельствах поражаются наиболее восприимчивые места. Потенциал здоровья – способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия.

Если рассматривать здоровье с адаптационных позиций, то необходимо вспомнить учение о гомеостазе.

В 1857 г. Клод Бернар высказал мысль о постоянстве внутренней среды, т.е. способности организма человека поддерживать в определенных пределах свои жизненно важные функции в ответ на возмущающие воздействия из внешней среды.

А в 1929 г. Уолтер Кеннон, последователь К. Бернара, предложил термин «гомеостаз», сущность которого в противодействии организма нарушению нормального протекания процессам. Способность к уравновешению со средой или адаптационные возможности, являющиеся одной из важнейших особенностей живой системы. Процесс адаптации во многом связан с изменением гомеостаза. Адаптация и гомеостаз – взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы. Адаптация трактовалась как способность организма с течением времени все более адекватно реагировать в одинаковых условиях внешней среды, приспосабливаясь к новым условиям.

Итак, биологический уровень здоровья подразумевает отсутствие болезней, уравновешенность функционирования систем и органов между собой и с внешней средой, возможность адаптироваться к биологическим условиям среды. Все указанные факторы согласуются с тем пониманием здоровья, которое дал Б.Г.Ильин (1988): «Здоровье – функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, высокую физическую, умственную работоспособность, хорошее самочувствие и функции воспроизводства здорового потомства»[27].

II. Психологическая составляющая.

Психологическая составляющая здоровья включает два подуровня: собственно психологический и психопатологический (психиатрический).

Психиатрическое (психопатологическое) здоровье означает отсутствие психических заболеваний.

Собственно психологическое здоровье предполагает социальную адаптацию, адекватную социализацию и индивидуацию. Социально адаптированный человек способен жить в современных ему геосоциальных условиях, приспосабливаться к изменяющимся социальным обстоятельствам. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта. Социализированный человек знает правила проживания в определенном социуме и следует им. В современной европейской культуре к таковым правилам относится

· реакция на другого человека как на равного себе, что предполагает уважение прав другого человека на его жизнь, свободу, стремление к счастью;

· уважение к правам и обязанностям социальных индивидуумов, следование своим правам и обязанностям;

· умение переживать собственную автономность, уважение автономности другого.

Последняя составляющая психологического здоровья – индивидуация (индивидуализация). Индивидуация позволяет описывать отношение человека к самому себе. Человек с адекватно протекающей индивидуализацией создает необходимые ему психические качества, сознает собственную неповторимость, уникальность и защищает всеми принятыми в социуме способами свою личность, реализует свое право на самоактуализацию.

В случае психологического нездоровья отсутствует или крайне мал запас противостояния патогенным воздействиям; такие воздействия во время не компенсируются, в результате чего общая неустойчивость возрастает, следовательно, искажается протекание основных психических процессов.

Необходимо заметить, что психическое всегда протекает в рамках определенных организменных (биологических) условий. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, влияя на сами функции.

III. Социальная составляющая здоровья.

Переход от психологического уровня к социальному условен, т.к. психологические свойства личности вне системы общественных отношений не существует.

Социальное здоровье довольно точно определено Е.Н. Кудрявцевой (1988): «Здоровье – это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций».

Через призму социальной составляющей здоровье воспринимается как условие эффективной профессиональной деятельности; главная относительная неспецифическая динамическая основа продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека. Здесь здоровье рассматривается через призму жизнедеятельности человека, через взаимоотношения человека с социальной средой.[28] Особое значение имеют отношения, связанные с достижениями душевной гармонии личности (разносторонность, полнота, согласованность психических функций (ПФ) человека). В.Н. Мясищев считал, что постоянная активность позволяет человеку поддерживать социальное здоровье.

Социальная составляющая здоровья, таким образом, проявляется в способности выполнять собственные социальные функции.

В современной психологической науке сформулированы характеристики психологически здорового человека. Они совпадают с признаками самоактуализирующейся личности, которые были даны американским психологом А. Х. Маслоу.[29] В своем описании здорового человека А.Х.Маслоу использует такие понятия, как: конгруэнтность и самоактуализация. Для понимания признаков здорового человека следует их уточнить.

Конгруэнтность (пик переживаний) – состояние, в котором человек переживает собственную идентичность. В этом состоянии человек чувствует себя более целостным, чем в любое другое время. Это вершина сил человека. Он чувствует себя ответственным, активным, творческим центром собственной жизни; он свободен от страхов, сомнений, самокритики. В это время он спонтанен, ведет себя искренне, честно, простодушно. Он становится уверенным в себе.

А.Х.Маслоу полагал, что самоактуализация есть реализация человеком того потенциала, который заложен в нем изначально. Самоактуализацию можно рассматривать и как процесс реализации собственных качеств и свойств, позволяющих человеку и стать человеком в высоком смысле этого слова.

Характеристики психологически здорового человека.

1. Высокая степень восприятия реальности.

2. Развитая способность принимать себя, других и мир такими, какими они на самом деле являются.

3. Повышенная спонтанность и непосредственность.

4. Развитая способность сосредотачиваться на проблеме.

5. Выраженная отстраненность и стремление к уединению.

6. Выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо одной культуре. Приверженность общечеловеческим ценностям.

7. Свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

8. Более частые прорывы, по сравнению с другими людьми, в состояния конгруэнтности с собственной личностью.

9. Сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

10. Улучшение в межличностных отношениях.

11. Демократическая структура характера.

12. Высокие творческие способности.

13. Система ценностей, где основной ценностью является самоактуализация.

Итак, из всего выше изложенного, можно сделать выводы о сложности, многогранности, разносторонности  понятия «здоровье». В зависимости от задач исследования, позиции автора выделяются ярче те или иные стороны понятия. Неизменным является наличие в понятии психологической составляющей. Согласно Парсонсу (1976) здоровье в конечном итоге можно определить      «как состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения им ролей и задач, соответствующих его социальному статусу». Таким образом, здоровым является работоспособный человек, который оптимально соответствует нормальным ролевым ожиданиям, в состоянии справится с повседневными требованиями, адекватно воспринимает действительность, устойчив к фрустрации и стрессу. Вспоминается изречение Ф.Ницше, сказавшего: «Здоровье – не свобода от болезни, а возможность справиться с болезнью».

Поговорим теперь о таком важном понятии в медицине как болезнь.

Болезнь

Со времён Гиппократа врачи пытались определить, что такое болезнь. С помощью определения болезни обычно стараются охарактеризовать предметную область медицины. Точки зрения на толкование болезни отличаются большим разнообразием[30].

Одно из самых распространенных определений болезни дал во втором веке нашей эры дал римский врач Гален. Он назвал болезнь «Contra naturam», подчеркнув тем самым её противоестественность, противоположность нормальному существованию. В конце восемнадцатого века немецкий врач Хуфеланд (1795), утверждает, что болезнь существует настолько, «насколько она воспринимается именно как отклонение, или нарушает функции человека». В первой половине XIX в. основатель медицинской антропологии Виктор Вейцзеккер представляет иное определение болезни, в котором центральное место занимает субъективный взгляд больного. Он говорит: «Сущность болезни есть некая необходимость, и выражается как просьба о помощи». Мишель Фуко в своей книге «Рождение клиники» (1998) собрал и проанализировал высказывания французских врачей XVIII – XIX вв. о болезни. Среди многих высказываний медиков Франции обнаруживаются такие: «Болезнь – промежуточное состояние между жизнью и смертью», «Болезнь – проявление смерти в живом организме», «Болезнь будет лишь патологической формой жизни».

Последние высказывание созвучно определению болезни, сделанному выдающимся русским психиатром В.Х.Кандинским. В.Х.Кандинский полагал, что болезнь есть та же жизнь, текущая по тем же закономерностям, но только в измененных условиях.

Взгляд на болезнь, как на явление, в целом обладающее теми же характеристиками, что и жизнь (а жизнь есть норма), позволяет применить к болезни такие же критерии анализа, как и к здоровью. Определение здоровья, как мы уже убедились, связано не только с биологическим компонентом, но и с психологическим и социальным. В упомянутой нами книге М.Фуко «Рождение клиники»[31] (1998) автор утверждает, что болезнь находится в 3-х измерениях: биологическом, психологическом, социальном. Подобный взгляд на заболевание доминирует в современной Европе. В своей монографии «Клиническая психология» (2002) М. Перре, У. Бауманн пишут: «Понятие болеть используется только для характеристики таких состояний, которые уже не выглядят нормальными, а потому нуждаются в особом объяснении. Это могут быть уже заметные или тревожные изменения в самочувствии (в первую очередь боли), в поведении и работоспособности какого-то человека, которые не характерны для него обычно. В норме они могли бы возникнуть, скажем, вследствие перенапряжения или удара судьбы […}. Используя понятие «болезнь» мы объясняем такие изменения. Они являются следствием каких-либо предполагаемых изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Это соответствует субъективному впечатлению человека, который и сам называет себя больным, Более точное обозначение этого субъективного состояния – плохое самочувствие; болезнью же можно назвать то, что индивид «имеет на самом деле», а именно конкретное изменение в нем самом»[32].

«Кроме психологического («плохое самочувствие») и телесно-биологического аспектов («болезнь») существует еще социальный аспект: изменившееся поведение больного («больное поведение»), что становится очевидным для окружающих, и тем самым оно превращается в социальное явление. Насколько эти изменения кажутся со стороны действительно следствием «не могу», а не «не хочу» - настолько данный индивид рассматривается как больной, соответственно так с ним и обращаются: ему высказывают сострадание  и предоставляют помощь, он почти освобождается от своих обычных задач, а также от обязательного соблюдения правил социального поведения. Но зато он имеет и новые обязанности: он должен беречь себя, стараться выздороветь, а с этой целью посещать врача и выполнять всего указания. Социолог Парсонс назвал эту систему изменений ожиданий «роль больного», которая приписывается заболевшему человеку.

Таким образом, то, что обозначается […] понятием «больной» или «болезнь», заключает в себе три перспективы:

1. какое-то изменение (биологическое) состояния индивида, его тела или части тела;

2. переживание по поводу ущербности и недомогания;

3. приписанная роль, связанная с особыми требованиями и привилегиями» [33].

В приведенной нами цитате указывается на изменение взаимоотношений больного лишь с микросоциальным окружением. Однако изменяются отношения и с обществом в целом. Больной человек теперь не в состоянии выполнять свои прежние функции и нуждается в помощи со стороны общества. Следовательно, социальная составляющая необходимо включает аспект взаимоотношений с обществом в целом. Общество не может быть равнодушным к определению понятия болезни и степени помощи людям с тем или иным заболеванием. Неудивительно, что «болезнь» определяется не только в медицинских и психологических изданиях, но и юридических. Например, Верховный федеральный суд ФРГ дал своё толкование болезни: «Болезнь есть всякое нарушение нормального состояния деятельности тела, которое может быть вылечено, т.е. устранено или смягчено». Определением Верховного федерального суда ФРГ подчеркивается наличие социального аспекта в заболевании, признание явления болезни как факта социально-культурного, юридического.

На современном этапе медицинской науки лечение болезней невозможно без учета психологических факторов. В отечественной клинической психологии и передовой отечественной медицине болезнь воспринимается как особое образование, включающее в себя

·  изменение натуральных биологических функций организма;

·  субъективное переживание изменившейся реальности;

·  феномен культуры[34].

Почему болезнь называют феноменом культуры? Есть ли основания для этого?

Взгляд на болезнь как на явление культурное характерен для отечественной психологической науки, где утвердился культурно-исторический подход к анализу психологических явлений. Кросс-культурный подход к анализу проблем здоровья и болезни утверждает, указанные явления есть социокультурные переменные. Их характеристики относительны и определяются социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира. Проведенные в рамках данного подхода исследования показали, в частности, что некоторые нарушения психического здоровья, характерные для европейца, всецело обусловлены специфическими особенностями западной цивилизации. Они практически не встречаются у папуасов или эскимосов.

Сходные биологические состояние различно трактуются в разных культурах: то, что у одних народов считается недугом, у других особым божественным знаком. Например, народы Индии описывают как особое состояние просветления нахождение под деревом в течение семи дней и семи ночей Будды. Согласно мифу он сидел под деревом в позе лотоса, углубившись в себя, не меняя позы и не вставая. Индийцы описывают состояние Будды как возвышенное. Европейцы же, знакомые с психиатрией, увидели бы здесь болезненное явление, тяжелого кататонического ступора. «Падучая болезнь», или эпилепсия, в Древнем Риме не считалось болезненным явлением, а скорее знаком причастности к особой касте благородных особ.[35]

Нельзя упускать и временной аспект в трактовке болезненных состояний. То, что современному психиатру представляется системой бреда или паранойяльным расстройством на более ранних этапах развития общества, могло расцениваться как проявление божественного дара, харизмы или гениальности. В своей работе «История безумия в классическую эпоху» (1997) М.Фуко утверждает, что душевнобольных до XVIII в. не было, т.к. не существовало самого понятия «душевнобольной»[36]. Людей, с признаками нарушений психики, именовали «одержимыми дьяволом», «безумными», «околдованными», «юродивыми», но только не больными. Соответственно и отношение к ним было не как к больным, нуждающимся в помощи. Пока аномальный феномен не выделен и не описан, признать человека страдающим той или иной болезнь невозможно. Отсюда утверждение, что болезнь является переменной культурно-исторической.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!