Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 16 страница



Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель хладеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор.

Чацкого уже нет на сцене. Но он до ухода дал обильную пищу той главной комедии, которая началась у него с Фамусовым, в первом акте, потом с Молчалиным, – той битве со всей Москвой, куда он, по целям автора, затем и приехал.

В кратких, даже мгновенных встречах с старыми знакомыми, он успел всех вооружить против себя едкими репликами и сарказмами. Его уже живо затрогивают всякие пустяки – и он дает волю языку. Рассердил старуху Хлестову, дал невпопад несколько советов Горичеву, резко оборвал графиню-внучку и опять задел Молчалина.

Но чаша переполнилась. Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный, и по старой дружбе, в толпе опять идет к Софье, надеясь хоть на простое сочувствие. Он поверяет ей свое душевное состояние:

Мильон терзаний! –

говорит он.

Груди от дружеских тисков,

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

А пуще голове от всяких пустяков!

Здесь у меня душа каким-то горем сжата! –

жалуется он ей, не подозревая, какой заговор созрел против него в неприятельском лагере.

«Мильон терзаний» и «горе!» – вот что он пожал за все, что успел посеять. <…>

Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа.

За него отвечает Грибоедов, который неспроста кончил пьесу этой катастрофой. В ней, не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики.

От грома первая перекрестилась Софья, остававшаяся до самого появления Чацкого, когда Молчалин уже ползал у ног ее, все тою же бессознательною Софьей Павловною, с тою же ложью, в какой ее воспитал отец, в какой он прожил сам, весь его дом и весь круг. <…>

<Софья> это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию. <…>

Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, – возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-слуга – идеал московских мужей!» На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.

Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.

Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

Чацкого роль – роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.

Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил. Если б у Фамусова при разъезде не было «укоряющих свидетелей», то есть толпы лакеев и швейцара, – он легко справился бы с своим горем: дал бы головомойку дочери, выдрал бы за ухо Лизу и поторопился бы свадьбой Софьи с Скалозубом. Но теперь нельзя: наутро, благодаря сцене с Чацким, вся Москва узнает – и пуще всех «княгиня Марья Алексеевна». Покой его возмутится со всех сторон – и поневоле заставит кое о чем подумать, что ему в голову не приходило. Он едва ли даже кончит свою жизнь таким «тузом», как прежние. Толки, порожденные Чацким, не могли не всколыхать всего круга его родных и знакомых. Он уже и сам против горячих монологов Чацкого не находил оружия. Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю.

Молчалин, после сцены в сенях – не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол. Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, еще смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против. Битва только разгоралась. Чацкого авторитет известен был и прежде, как авторитет ума, остроумия, конечно, знаний и прочего. У него есть уже и единомышленники. Скалозуб жалуется, что брат его оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух ропщет, что племянник ее, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, бой, и он завязался, упорный и горячий – в один день в одном доме, но последствия его, как мы выше сказали, отразились на всей Москве и России. Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участья», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой – увезя с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацких – терзаний от всего: от «ума», а еще более от «оскорбленного чувства». <…>

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу. <…>

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого – и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела – будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне – ни группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед – с другой.

Вот отчего не состарелся до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. И литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений. Он или даст тип крайних, несозревших передовых личностей, едва намекающих на будущее, и потому недолговечных, каких мы уже пережили немало в жизни и в искусстве, или создаст видоизмененный образ Чацкого, как после сервантесовского Дон-Кихота и шекспировского Гамлета являлись и являются бесконечные их подобия. <…>

1871 год

 

Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

· Почему Гончаров называет «Горе от ума» комедией, «которая едва ли найдется в других литературах»?

· Какова роль образа Чацкого в комедии?

· Что, по мысли Гончарова, явилось поводом к «мильону терзаний» Чацкого?

· Как Гончаров характеризует Софью?

· Какие два лагеря выделяются в комедии? В чем смысл борьбы между ними?

· На чьей стороне победа в этой борьбе?

· Каково значение сцены бала? С какой целью созданы образы второстепенных персонажей?

· Какой «катастрофой» заканчивается пьеса?

· Каково обобщающее значение образа Чацкого?   

Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи, формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа.

 

Е

Согласны ли вы с утверждением Гончарова: «Не состарился до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий»? Обоснуйте вашу точку зрения.

 

 


Внеклассное чтение

Федор Михайлович Достоевский

Портрет

(1821-1881)

Федор Михайлович Достоевский вступил в русскую литературу в 1840-е годы. Литературный дебют Достоевского состоялся в 1845 году, когда его роман в письмах «Бедные люди» был сразу высоко оценен В.Г.Белинским, Д.В.Григоровичем, Н.А.Некрасовым. Героями произведения стали бедный чиновник Макар Девушкин и беззащитная девушка-сирота Варвара. Между ними возникла взаимная симпатия, их отношения были заботливыми человечными, но им не суждено было развиться в более тесную связь: герои вынужденно расстались. И в течение всех 1840-х годов творчество Достоевского в основном было посвящено незаметным жителям Петербурга, то есть героем его произведений становился не столько представитель какого-нибудь сословия, а человеческая личность – человек большинства.

Основной конфликт в ранних произведениях Достоевского – столкновение человека, обладающего чувствительным сердцем, ранимой душой, умом, наблюдательностью, индивидуальными личностными качествами с бездушной действительностью, холодными и безжалостными законами петербургской жизни. Неизбежное следствие этого столкновения выражалось в разрушении идеалов, разочаровании, страдании – человек или волею обстоятельств оставался одиноким, или отгораживался от людей. Достоевский хорошо знает жизнь петербургских «углов» и подробно описывает жизнь и быт своих героев. Уже в раннем творчестве определилась основная черта Достоевского-прозаика: внимание к личности человека отразилось в тонком психологизме, объединенном со скрупулезной предметной детализацией описаний. Таковы повести «Господин Прохарчин» (1846), «Двойник» (1846), «Слабое сердце» (1848), «Неточка Незванова» (1849).

Один из центральных типов героя в ранних произведениях Достоевского, помимо мелкого чиновника или бедной девушки-сироты, стал тип героя-мечтателя – молодого человека, живущего идеалами любви, сострадания, добра. Мечтатель Достоевского живет в пошлой среде, ходит по грязным улицам, среди бесчувственной толпы, но душа его открыта мечте, он словно бы не замечает всего этого. Такое соединение мечты и чувства и подробностей быта критики называли сентиментальным натурализмом. Яркое воплощение тип героя-мечтателя нашел в повести, названном Достоевским сентиментальным романом, - «Белые ночи» (1848). Обратите внимание на название, включающее в себя слово «ночи»: Достоевский точно выбирает время суток, когда происходят события. Это единственное время для молодых мечтателей, чтобы отвлечься от угрюмой жизни, освободиться от дневных забот, услышать зов любви и увидеть тайну. Поэтому Достоевский свою повесть строит таким образом, что события в нем происходят ночами. Всего их четыре, и сами главы не имеют особого названия: очередная ночь образует следующую главу и дает ей имя, то есть «Ночь первая», «Ночь вторая», «Ночь третья». «Ночь четвертая» и, наконец, печальное пробуждение от мечты – «Утро».

Эти ночи – время встреч двух героев: молодого Мечтателя, чиновника-разночинца и юной девушки – Настеньки. Они встречаются в период белых ночей в Петербурге, сияние которых освещает этих чистых и ясных душой героев в блеске каналов и полутьме улиц. Вся повесть пронизана лиризмом и поэзией, рождает романтическое настроение. Поэтому Достоевский выбирает в качестве эпиграфа цитату из лирического стихотворения И.С.Тургенева «Цветок» (1843):

…Иль был он создан для того,

Чтобы побыть хотя мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

Повесть «Белые ночи» написана в продолжение традиций немецкой романтической литературы, в частности Э.Т.А. Гофмана, и русской, близкой по времени русской литературе: Мечтатель напоминает героя повести «Невский проспект» Н.В.Гоголя» и цикла «Русские ночи» Н.В.Гоголя. Одним из прототипов образа Мечтателя был близкий друг Достоевского, поэт-лирик А.Н.Плещеев, которому и посвящена повесть. Присутствуют в ней и автобиографические мотивы, сам Достоевский писал, вспоминая свою юность, которую он провел в мечтах: «Не было минуты в моей жизни полнее, святее, чище». Повесть «Белые ночи как одно из самых светлых и добрых произведений Достоевского послужила источником вдохновения для художника М.В.Добужинского, создавшего к ней классические иллюстрации и кинорежиссера И.А.Пырьева, снявшего фильм по ее сюжету.

 

Б

1. Как вы понимаете выражение «человек большинства».

2. Охарактеризуйте основной конфликт ранних произведений Достоевского.

3. Какие черты личности определяют тип героя-мечтателя?

4. Почему именно ночью происходят все главные события повести «Белые ночи»?

--------------

 

Возьмите в библиотеке повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», прочитайте ее и выполните задания:

· Какова роль эпиграфа к повести? Как он связан с ее главной идеей?

· Как вы думаете, почему повествование ведется от первого лица? Обоснуйте свою точку зрения.

· Какова роль пейзажных зарисовок в повести? Чьими глазами мы видим Петербург и пейзаж?

· Жалость или восхищение вызывает у вас герой? Аргументируйте свой ответ.

· Чем вызвано полное одиночество героя? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.

· Как характеризуют героя его странные диалоги с домами в начале повествования?

· Как вы понимает смысл высказывания героя: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни». Как герой разъясняет философию своего мечтательства? Эта философия – спасение или гибель для него? Обоснуйте свою позицию.

· Почему речь героя изобилует пространными патетическими монологами? Отвечая на вопрос, анализируйте текст повести.

· Охарактеризуйте Настеньку. Соответствует ли она, по-вашему, самохарактеристике: «И стыд, и любовь, и гордость – все разом говорило во мне». Обоснуйте свою точку зрения.

· Осуждаете вы Настеньку или оправдываете ее? Обоснуйте свою позицию.

· Чем похожи Настенька и Мечтатель, чем различаются? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст повести.

· Почему только героиня имеет имя? Посмотрите в словаре, энциклопедии или интернете, что означает имя Анастасия. Как это связано с идеей повести?

· Как вы думаете, почему у возлюбленного Настеньки нет имени?

· Найдите в тексте повести повторы словосочетания «Дайте мне руку» (или близкие по смыслу словосочетания). С какой целью используется этот повтор?

· В чем заключается символический смысл художественной детали – булавки, которой пришпилена Настенька?


Приложение I

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!