Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 8 страница



А финальные строки стихотворения Пастернака, безусловно, обращены к саму себе:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Смысл этих строк заключается в том, что поэзия жива, пока ее создатель не останавливается на достигнутом, не сочиняет строчки, складывая их из слов и рифм, а творит поэзию как жизнь. Пастернак провозглашает эту мысль как лозунг своего творчества, подобно тому, как соратник его поэтической молодости В.В.Маяковский писал о назначении поэта в стихотворении «Необычайное приключение…» (1920):

Светить всегда,

светить везде,

<…>

Вот лозунг мой –

и солнца!

В конце 1950 годов Пастернак возрождает идеалы поэзии, которые он усвоил в начале своего творческого пути, – идеалы Серебряного века русской поэзии. Например, поэт В.Я.Брюсов писал в своей заповеди «Юному поэту» (1896):

Только грядущее – область поэта!

А.А.Блок утверждал приверженность к жизни как источнику вдохновения:

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита! (1907)

Голос лирического героя Пастернака совпадает с этими заповедями:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

В

1. Как в творчестве Пастернака проявляется тема назначения поэта и поэзии?

2. Как тема назначения поэта и поэзии у Пастернака связана с предыдущей русской литературой и с творчеством поэтов – его современников?

 

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина, В.В.Маяковского и Б.Л.Пастернака

 

 


Николай Алексеевич Заболоцкий

Портрет

(1903-1958)

АI. Исследователь творчества Н.А.Заблоцкого писал: «Формулой творчества Заболоцкого стала провозглашенная им триада: мысль – образ – музыка». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Почему Заболоцкого относят к поэтам-философам? Какие проблемы нашли отражения в прочитанных вами стихотворениях Заболоцкого? Каков авторский взгляд на эти проблемы?

· В чем своеобразие образа героини в стихотворении «Некрасивая девочка»?

· Охарактеризуйте ритмический рисунок, интонации стихотворений. Какими способами они создаются?

· Как соотносятся содержание и особенности изобразительно-выразительных средств прочитанных вами стихотворений?

------------------------

Николай Алексеевич Заболоцкий – русский поэт. Родился под Казанью в трудовой семье интеллигентов: отец работал агрономом, мать была сельской учительницей. Детство Заболоцкого прошло в Вятской губернии, в селе Сернур, вблизи провинциального города Уржума. Учился будущий поэт сначала в сельской школе, затем с 1913 по 1920 годы в реальном училище, находившемся в его селе. После окончания училища Заболоцкий уезжает в Москву, где поступает в Московский университет сразу на два факультета – медицинский и филологический. В 1921 году молодой ищущий человек переезжает в Петроград и поступает в Педагогический институт им. А.И.Герцена, на отделение языка и литературы, окончательно определив свое призвание, который окончил в 1925 году.

После окончания института Заболоцкий служит в армии, а с 1927 года, после увольнения из армии получил место редактора в отделе детской книге, сотрудничает с детскими журналами «Еж» и «Чиж». В 1938 году в жизни Заболоцкого произошел драматический поворот: по ложному доносу в противогосударственном заговоре поэт был незаконно арестован и репрессирован. Пять лет Заболоцкий отбывал заключение в тюремных лагерях на Колыме, в 1943 году получил статус ссыльного поселенца и работал строителем на Дальнем Востоке, Алтае и в Казахстане.

В 1950 году Заболоцкий возвращается из ссылки и живет в Москве. Он много пишет, спешит наверстать безвозвратно утраченные годы. Однако невыносимая жизнь в лагере, тяжелые условия ссылки подорвали его здоровье: Заболоцкий в 1950 годы более и умирает в 1958 году от второго инфаркта.

 

Б

1. Вспомните, с творчеством кого из поэтов, современников Заболоцкого, вы знакомы.

2. Какие факты биографии Заболоцкого, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на его творчество. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Лирика Н.А.Заболоцкого

Интерес к литературе у Заболоцкого проявился уже в детские годы: известно, что в третьем классе сельской школы школьник «издавал» рукописный журнал, куда вписывал свои детские стихотворения. В годы учебы в Пединституте Заболоцкий сближается с группой молодых поэтов, сам сочиняет лирику, но его стихи еще слабые, результат поэтической деятельности, по выражению Заболоцкого, – «объемистая тетрадь плохих стихов». Первые настоящие стихотворения, в которых уже ощущалась индивидуальная поэтическая манера, Заболоцкий пишет в 1926-1927 года во время службы в армии.

Активный творческий период начался с работы в отделе детской книги: Заболоцкий выпускает книги для детей в стихах и прозе «Резиновые головы», «Змеиное молоко», пишет в журналах «Еж» и «Чиж». К этому времени относятся его творческие связи с известными поэтами Даниилом Хармсом и Александром Введенским. За десятилетие творческой деятельности, предшествовавшей аресту в 1938 году Заболоцкий становится Заболоцкий становится большим поэтом, он выпускает две книги стихотворений: «Столбцы» в 1929 году и «Вторая книга» (1937), пишет поэмы, создает переводы-пересказы для детей знаменитых произведений мировой литературы: «Гаргантюа и Пантагрюэля» французского писателя Франсуа Рабле, «Путешествия Гулливера» английского писателя Джонатана Свифта, « Легенду о Тиле Уленшпигеле» бельгийского писателя Шарля де Костера, поэму «Витязь в тигровой шкуре» грузинского поэта Шота Руставели. В эти годы Заболоцкий увлекается живописью и философией.

После лагерей и ссылки Заболоцкий создает ряд замечательных литературных произведений. Лирика Заболоцкого получает глубокий философский характер, в ней появляется трагическое звучание, вызванное тяжелыми впечатлениями прошлых лет. Заболоцкий также заканчивает полный перевод поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и делает один из лучших переводов величайшего памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве».

Одними из самых известных стихотворений Заболоцкого являются стихотворения «Некрасивая девочка»(1955) и «Не позволяй душе лениться» (1958). Эти стихотворения относятся к философской лирике поэта, особенностью содержания которой была обычная, будничная жизнь. Заболоцкий поднимает такие значимые философские темы, как жизнь человека и его душа или природа красоты, обращаясь к повседневной действительности. Например, он пишет стихотворение «Некрасивая девчонка, словно глядя из окна на играющих во дворе соседских детей, а в стихотворении «Не позволяй душе лениться» лирический герой размышляет о душе человека, ее укреплении в труде и постоянной жизненной заботе.

 

Б

1. Назовите основные темы и проблемы его творчества Заболоцкого.

2. Почему многие стихотворения Заболоцкого характеризуются трагическим пафосом?

--------------------------

 

А.

Прочитайте два стихотворения Заболоцкого. Какой поэтический образ объединяет эти тексты?

Некрасивая девочка

 

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, –

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955 год

 

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

1958 год

 

-------------------------

Главный вопрос стихотворения «Некрасивая девочка» – это вопрос о сущности красоты:

<…> что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Поэт увидел явление, поразившее его, и привлекает к нему наше внимание. И прежде всего он обратил внимание не на внешность девочки, а на ее восторг с которым она бегает вслед за мальчишками, разделяя их радость по поводу купленных велосипедов. В этой радости нет никакого эгоизма, нет зависти, нет навязчивости и просьбы покататься самой. Это чистое чувство, девочка радуется, потому что жизнь так интересна, так прекрасна и потому, что хорошо другим. Маленькая девочка одарена великой способностью чувствовать счастье и быть счастливой – самое высокое свойство человеческой души.

Стихотворение построено по принципуконтраста, антитезы: красота душа девочки чудесна, но сама она некрасива. Что случится с девочкой, когда она вырастет и узнает, что на нее не обращают внимание из-за непривлекательной внешности, что подруги удачливее ее? Поразит ли ее сердце это открытие, исчезнет в ней чистая радость жизни, появятся ли в душе зависть и ожесточенность? Эти мысли тревожат автора, и он передают их нам в свое лирическом обращении. И вопрос не только в противоречии внешности и внутреннего мира девочки, вопрос в том, чтобы люди умели распознавать настоящую красоту и беречь.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» – это, казалось бы, наказ читателю: оно так начинается, так развивается и так заканчивается. Главными в нем являются слова: «не позволяй», «душа обязана», – глаголы в повелительном наклонении, поучение, то есть поэтический императив.Однако стихотворение надо понимать не только как обращение к читателю – оно направлено прежде всего к себе, напоминание себе и каждому, что такое жизнь, душа и труд.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» – это результат трудного жизненного опыта автора и выражение глубокого раздумья лирического героя. Поэт сразу предупреждает читателя от неточного понимания своей мысли, говоря «не позволяй душе», а не наказывает ему просто все время работать. В стихотворении разделяется обычная занятость человека и труд души, который означает постоянную сосредоточенность, внутреннюю ответственность за каждый миг прожитой жизни. Это основное условие полноценной жизни человека, ясности сознания и глубины чувств.

 

В

1. Раскройте, анализируя тексты стихотворений, что значит «красота души» в поэтическом воплощении Заболоцкого.

2. Выделите в стихотворениях все случаи использования антитезы. Охарактеризуйте роль этого приема. Как обилие контрастных частей, образов, лексических единиц в стихотворениях отражает миропонимание поэта?

3. Являются ли эти стихотворения философскими? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Какими поэтическими и языковыми средствами достигается искренность, непринужденность общения с читателем?

5. Охарактеризуйте особенности поэтического синтаксиса в этих стихотворениях. Почему первое стихотворение заканчивается вопросительными предложениями? Почему во втором стихотворении так много восклицательных предложений?

6. В стихотворении «Не позволяй душе лениться…» ни разу не встречается слово «я». Можно ли утверждать, что в нем нет лирического героя? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· Идеал красоты в лирике русских поэтов (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, Н. Заболоцкий).


Типы героев в лирических стихотворениях

А

Перед чтением текста охарактеризуйте лирического героя одного из стихотворений, рассмотренных в данном разделе.

 

Термин лирический герой употребляется в двух значениях: с одной стороны, лирический герой – это художественный образ единичного стихотворения, с другой – образ, возникающий в ряде лирических произведений. Например, в стихотворении Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» мы слышим взволнованный голос лирического героя, стремящегося передать нам мысль о необходимости напряженного, постоянного труда для души человека:

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

А в стихотворении Вознесенского «Ты меня на рассвете разбудишь» лирический герой делает для себя открытие, потрясшее всю его душу:

Я тебя никогда не забуду,

Я тебя никогда не увижу».

Образ лирического героя того или иного автора может формироваться на основе цикла стихотворений, объединенных общей тематикой и соответственно цельностью внутреннего мира героя. В этом случае образ лирического героя обнаруживает свое единство и отчетливость сходных чувств и переживаний, он имеет общие черты и с героем отдельного стихотворения, и выражает определенную грань богатого мира лирического героя в объеме всего творчества поэта. Таков цикл стихотворений Пушкина о любви: «Я помню чудное мгновенье» (1825), «На холмах Грузии…» (1829), «Я вас любил» (1829», «Зимнее утро» (1829), «Жил на свете рыцарь бедный» (1829), «Мадонна» (1830). Так, в стихотворении «На холмах Грузии…» утверждается мысль о том, что человек есть источник любви:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Способность героя к безответной любви – общая черта поэтического мироощущения этого цикла. Сам же цикл любовной лирики поэта показывает многогранную, глубокую личность, возникающую во всей лирике Пушкина.

Наконец, у многих поэтов образ лирического героя сохраняет цельность на протяжении всего творчества поэта. Таков лирический герой Лермонтова. В лирике поэта выделяются постоянные черты – образ человека, его души, томящейся в «мире печали и слез», – который стал основой для дальнейшей поэзии Лермонтова, объединив мотивы одиночества, страдания, отчаяния, жажды любви, надежды, смирения… Идеал лирического героя Лермонтова выражен в заключительных строках стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» (1837):

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Б

1. Объясните, в каких двух значениях употребляется термин «лирический герой».

2. Лирический герой кого из поэтов, чье творчество изучалось в данном разделе, близок именно вам? Раскройте вашу позицию.


Учимся работать с научной литературой

 

А

Прочитайте фрагмент статьи А.А.Блока и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.

 

А.А.Блок

О назначении поэта

Речь, произнесенном на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже бога.

Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.

Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.

Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят «сбросить его с корабля современности»[2]. To и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.

Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, т. е. приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. <…>

Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих – внести эту гармонию во внешний мир.

Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. «Слова поэта суть уже его дела». Они проявляют неожиданное могущество; они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака; может быть, они собирают какие-то части старой породы, носящей название «человек»; части, годные для создания новых пород <…>

Нельзя сопротивляться могуществу гармонии, внесенной в мир поэтом; борьба с нею превышает и личные и соединенные человеческие силы. «Когда бы все так чувствовали силу гармонии!» – томится одинокий Сальери. Но ее чувствуют все, только смертные – иначе, чем бог – Моцарт. <…>

Первое дело, которое требует от поэта его служение,– бросить «заботы суетного света» для того, чтобы поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину. Это требование выводит поэта из ряда «детей ничтожных мира».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!