Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 7 страница



<…> «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой...»

Последняя строфа стихотворение отмечает окончательное расставание с возлюбленным. На мир опустилась темнота («Я взглянула на темный дом…»), он стал для нее чужим. Заключительный образ в стихотворении представляет собой картину, от которой веет холодом и одиночеством:

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Стихотворение названо «Песня последней встречи», и оно похоже на осеннюю песню природы, расстающейся с теплом лета, как душа героини прощается с теплотой взаимных чувств.

-----------------

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» по своему настроению как будто продолжает лирическую ситуацию «Песни последней встречи». Если в «Песне…» передано смятение героини, ее страдание в самый момент расставания, то теперь переживания сменились душевным спокойствием, тихими занятиями, долгими прогулками. Героиня учится жить одна, она хочет забыть о прошлом. Быстрый, летящий ритм, сопровождавший стремительный уход героини в «Песни…», уступил место медленному лирическому повествованию о ее новых чувствах и мыслях. Начальные строки стихотворения подтверждают желание героини обрести покой:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу…

В лирике Ахматовой большую роль играет художественная деталь, с помощью которой поэтесса достигает в стихе особой выразительности в передаче чувств героев, их внутреннего мира. Художественная деталь – одно из основных средств создания художественного образа, она придает образу форму и делает его зримым, осязаемым и понятным. Деталь бывает разной, часто это предмет, вещь, фрагмент реального мира. Например, строки:

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной…

помогают нам увидеть сидящую на краю оврага героиню, как она в задумчивости слушает тихий шелест лопухов и смотрит на никнущую гроздь рябины, вспоминая, как некогда поникла ее любовь. Очень выразителен образ яркого огонька «На башенке озерной лесопильни» – это словно сигнал связи с миром, скрашивающий уединение героини.

Помимо предметных деталей важную роль в поэзии Ахматовой играют психологические детали, передающие оттенки чувств. В конце стихотворения героиня говорит:

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Героиня говорит, что она, наконец, достигла своей цели: она забыла свои прошлые переживания, ее жизнь заполнена иными впечатлениями, она не хочет больше встречать своего прежнего возлюбленного. Однако слова «мне кажется» показывают зыбкость ее нового состояния, героиня желает, но не может до конца забыть прошлое. Вот почему она долго бродит вечерами, чтобы физической усталостью «утомить ненужную тревогу» в душе.

----------

Стихотворение «Я пришла к поэту в гости…» посвящено самому известному поэту тех лет – Александру Блоку, поэзия которого очаровывала Ахматову, а сам поэт был для нее образцом творческой духовной личности.

Лирическая героиня описывает свой приход к Блоку не как обычный визит, а как событие, которое словно выпадает из повседневного течения времени. В начале стихотворения назван сам факт, имевший место в прошлом:

Я пришла к поэту в гости.

Однако это не просто один из многих случаев в жизни, и поэтесса словно останавливает движение времени в стихотворении: она описывает встречу с поэтом как происходящую в настоящий момент. Таким образом, читатель как будто получает приглашение увидеть все своими глазами.

Точно названо время, в которое попадает читатель:

Ровно полдень. Воскресенье.

Слово «ровно» означает, что героиня пришла заранее и ждала, когда наступит назначенное время. Слово «воскресенье» указывает на особый, праздничный день встречи. Тишину «просторной комнаты», в которой произошла встреча, окружает зимний пейзаж, созданный подобно живописному полотну. На эту «картину» поэтесса наносит морозные краски: «малиновое солнце», «сизый дым», – создавая тем самым атмосферу русской зимней природы.

В стихотворении не приведено ни одного слова из беседы поэта и лирической героини, ее суть понятна по создаваемому портрету поэта: «хозяин молчаливый» (подчеркнута ценность его редких слов), «ясно смотрит» (отмечена глубина и мудрость его взгляда), «у него глаза такие» (передана необыкновенность его личности). И завершается стихотворение обращением к будущему: «Но запомнится беседа». Так событие встречи с поэтом описано как вневременное: в прошлом, настоящем и будущем.

Стихотворение посвящено Александру Блоку, но в тексте произведения его имя не упоминается – он назван поэтом. Лирическая героиня приходит не к частному человеку, а к Творцу поэтического слова.

 

В

1. Почему, на ваш взгляд, первое стихотворение названо «песней»? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Подумайте, почему в стихотворении «Я пришла к поэту в гости…» отсутствует рифма. Обоснуйте свою точку зрения.

3. Согласны ли вы с утверждением, что в поэзии Ахматовой всегда изображается движение, изменение состояния лирической героини? Подтвердите свою точку зрения анализом прочитанных стихотворений.

4. Чем похожа героиня лирики Ахматовой на героинь предшествующей поэзии, чем отличается от них? Иллюстрируйте свой ответ текстами стихотворений.

 

Е

Как вы понимаете слова критика о поэзии Ахматовой: «Лаконизм стал принципом построения. Лирика утеряла как будто свойственную ее природе многословность. Все сжалось – размер стихотворений, размер фраз. Сократился даже самый объем эмоций или поводов для лирического повествования»? Приведите примеры, подтверждающее или опровергающие это высказывание.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ

· Поэтический диалог: «Я пришла к поэту в гости…» А.А.Ахматовой и «Красота страшна» – Вам скажут…» А.А.Блока.

· Роль антитезы в лирике А.А.Ахматовой.


Борис Леонидович Пастернак

Портрет

(1890-1960)

А

I. Исследователь творчества Б.Л.Пастернака писал, что в поэзии Пастернака «уравнены в правах: человек, природа, повседневность, история, вечное, личное, революционное, народное. Устанавливалось вселенское родство и героических, и самых будничных проявлений жизни». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

1. Приведите пример того, как в одном стихотворении Пастернак объединяет, казалось бы, несовместимые образы?

2. Что можно сказать об особенностях мировоззрения поэта на этом основании?

3. Как указанная выше особенность лирики Пастернака воплощается в преобладании метонимий в его текстах?

 

------------------------

 

Борис Леонидович Пастернак – русский поэт, прозаик, переводчик. Родители Пастернака были известными деятелями искусства своего времени. Отец, Л.О.Пастернак, был художником, автором ряда известных портретов, среди которых портреты и зарисовки Л.Н.Толстого, композитора А.Н.Скрябина, ученого А.Эйштейна и других, он создал ряд прекрасных иллюстраций произведениям Толстого и Лермонтова, был педагогом и академиком живописи. Мать – известная пианистка Р.И.Кауфман, концентрировала в Москве и крупных городах Европы, а также преподавала в Одесском филиале Петербургской консерватории. Брат и сестры Пастернака также были связаны с искусством и наукой. В доме Пастернаков бывали близкие семье известные представители культуры и искусства. Творческая атмосфера, царившая в семье Пастернаков, предопределила его увлечение искусством и интеллектуальной деятельностью.

В юности Пастернак, имевший разнообразные способности, не мог сразу определить свое истинное призвание. Поначалу, еще учась в московской гимназии, он увлекся рисованием, и в то же время его интересовала ботаника. С 1903 года под влиянием выдающегося русского композитора А.Н.Скрябина Пастернак шесть лет занимался музыкальной композицией, однако не решился связать свое профессиональное будущее с музыкой. В гимназические годы Пастернак много читает, особенно его увлекает романтическая литературавремени и поэзия младших символистовА.Белого и А.Блока. В 1908 году Пастернак с отличием окончил гимназию и поступил в Московский университет. Но и здесь он тоже не сразу определил специальность: после года учебы на юридическом факультете Пастернак он перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое закончил в 1913 году с дипломом I степени.

Первые литературные опыты Пастернака относятся к 1909-1910 годам: еще как начинающий музыкант Пастернак начинает посещать литературный кружок который собирался у одного из московских поэтов, Ю.П.Анисимова. Литературный дебют Пастернака состоялся в 1913 году, когда он опубликовал пять стихотворений в коллективном поэтическом сборнике «Лирика». Первые годы литературной деятельности Пастернака прошли в поисках новых форм в поэзии, борьбе за утверждение своих эстетических взглядов, полемике и сотрудничестве с разными ветвями футуристов. Наибольшее впечатление на Пастернака в те годы производит самобытная, искренняя поэзия Маяковского. По мнению выдающейся русской поэтессы Марины Цветаевой, Маяковский и Пастернак в 1920 годы были первыми русскими поэтами (статья «Эпос и лирика современной России»).

Лирическое творчество Пастернака нашло выражение в различных поэтических сборниках, среди которых выделяются «Сестра моя жизнь» (1917-1922), «Второе рождение» (1930-1931), «Когда разгуляется» (1956-1959). В них собраны острые впечатления молодости, отражен опыт зрелого восприятия жизни, поздние размышления поэта. Значительной вехой в творчестве Пастернака стал роман «Доктор Живаго», который он создавал в 1946-1955 годах. В образе главного героя, врача Юрия Живаго, писатель воссоздал духовный облик своего современника, свидетеля и участника драматических событий в России первой половины XX века. За роман «Доктор Живаго» Пастернаку в 1958 году была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он вынужден был отказаться по политическим соображениям.

 

Б

1. Расскажите, как атмосфера в семье предопределила творческую судьбу Пастернака.

2. Что сближало поэзию Маяковского и Пастернака?

3. Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды?

 

Лирика Б.Л.Пастернака

В первых стихотворениях Пастернака проявились его изобразительные и музыкальные способности, поэтому словесные тексты обогащались звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например, в самом известном раннем стихотворении Пастернак пишет:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Обратите внимание на цветовой контраст в первой строке: белое и черное, снег и чернила. Весна приходит в город, снежные улицы превращаются в слякоть под грохотом повозок и экипажей – город наполняет громкая радостная симфония весны. Ливень чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» – «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью черной землей и звонким весенним воздухом. В ранней поэзии Пастернак часто использует прием метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колес, который как бы передается перемалываемой ими снежной жиже.

Характерной чертой поэзии Пастернака является соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и черно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Это сопоставление получает в стихотворении развитие в ночном пейзаже, в котором соединяются материальные и мысленные образы.

Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как в стихотворении из сборника «Сестра моя – жизнь»:

Любимая – жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

Зрелое отношение к любви появляется в сборнике «Второе рождение». В одном из своих самых известных стихотворений Пастернак рассуждает о том, что истинная любовь, возможно, должна быть простой, что чудо – это само чувство, которое нельзя объяснить, но в котором заключена тайна бытия. Стихотворение может показаться остроумно-шутливым, однако мысль поэта вполне серьезна:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Важное место в лирике Пастернака занимает тема творчества. Поэта прежде всего занимают отношения творческой личности и мира, ответственность художника за свое слово, долг человека перед людьми и обществом. Эта проблематика носит философский и социальный характер. Таково, например, стихотворение «Гамлет» («Гул затих. Я вышел на подмостки…»), в котором звучит тема человека: поэта, актера, Гамлета, – проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение о мощи поэтического вдохновения – «О, знал бы я, что так бывает…» Одним из центральных стихотворений последнего сборника Пастернака – «Когда разгуляется» – стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…», в котором обнажена этическая суть отношений поэта и общества.

Заканчивается сборник стихотворением «Единственные дни», и его последние две строки могут служить девизом всей поэзии Пастернака. Первая из строк говорит о вечности жизни, вторая – о вечности любви:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Б

1. Чем различаются метафора и метонимия? Приведите примеры обоих этих средств художественной выразительности.

2. В чем заключается главная характерная черта поэзии Пастернака.

3. Перечислите ведущие темы лирики Пастернака.

 

------------------------

А.

Читая стихотворения, подумайте, какая тема их объединяет?

 

* * *

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

 

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

 

Но старость – это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

 

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

1932 год

 

* * *

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956 год

А

1. Анализируя стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», покажите роль метафор и метонимий в поэтическом воплощении идеи беззаветного служения искусству, «гибели всерьез».

2. Выделите эпитеты в этом стихотворении. В чем особенность их использования Пастернаком? Сделайте вывод из своих наблюдений.

3. Как вы думаете, почему стихотворение начинается с развернутого риторического восклицания? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Каким вы представили себе лирического героя стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»? Почему, на ваш взгляд, стихотворение построено не как повествование от первого лица, а как обращение ко второму лицу? Как вы думаете, к кому именно обращено стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Найдите повторы в этом стихотворении. Как они связаны с ведущей поэтической идеей?

6. Найдите в стихотворении метафоры и объясните их роль.

 

----------------

 

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» написано в пору творческой зрелости автора, в нем поэт со всей полнотой выразил свое понимание связи художника и его творения. Это понимание выражено в стихотворении через три стадии познания: личный опыт – рассуждение – обобщение. В первых двух строфах лирический герой восклицает, что создание поэзии не простое сложение слов, это действо губительное для того, кто решился говорить правду:

Строчки с кровью – убивают.

Нахлынут горлом и убьют!

Каждый истинный поэт постигает истину творчества, провозглашенную А.С.Пушкиным в стихотворении «Пророк» (1826), писавшим о смертельном даре поэта «глаголом жечь сердца людей»:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

<…>

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Этого не знал молодой, начинающий поэт-лирический герой, но понял, ощутив, как рвутся у него из горла слова поэзии, святые и убийственные.

Далее следует рассуждение о том, что от зрелого художника творение требует полной самоотдачи, не «читки» своей «роли», а «гибели всерьез». Оно сравнивается с выступлением гладиатора на арене древнеримского Колизея.

В заключительной строфе лирический герой формулирует главный закон настоящей поэзии: только в строке, рожденной чувством, «дышат почва и судьба», то есть поэзия и жизнь становятся неразделимы. Только такая поэзия способна показать поэту, ее творцу, верность его жизненного пути, и в то же время, поэт, создающий истинную поэзию, – не самодовольный автор, а послушный раб, гибнущий за правду.

 

* * *

Тему самоотдачи поэта Пастернак продолжает в более позднем стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» Слово «некрасиво» надо понимать широко, поскольку оно включает в себя многие оттенки мысли поэта: некрасиво – это и нехорошо, и стыдно, и кичливо, и мелко. Стихотворение можно рассматривать и как поучение молодому художнику, и как напоминание самому себе. Так строки второй строфы:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех –

обращены к начинающим поэт, еще не испытавшим искушение успехом и славой и мечтающему о них. В этом Пастернак продолжает традиции русской поэзии. Так, А.С.Пушкин в сонете «Поэту» (1830) учит поэта быть верным своему делу, а не славе:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум…


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!