Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 2 страница



------------------------

Если в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин стремится постичь сущность любви, ее природу, то в стихотворениях 1829 года «На холмах Грузии…» и «Я вас любил» он показывает проявления любви в жизни человека и высказывает ключевые идеи о роли человека в утверждении любви. Оба стихотворения повествуют о разных лирических ситуациях, но их связывает некая общая лирическая история. Обратите внимание на подхват рифм и ритмический рисунок, объединяющие конец одного и начало другого стихотворения:

<…>…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

и

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит

В стихотворении «На холмах Грузии…» описывается ситуация безответной любви: любимая далеко, лирический герой не знает, думает ли о нем она, он словно шлет ей в течение волн Арагвы лирическое послание:

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…

Любовь героя освещает мир, лирическое послание располагается между выражениями «ночная мгла» и «сердце вновь горит». Поэтический текст льется, подобно реке, мягкому бегу и шелесту волн. Такой эффект достигается тем, что в тексте сменяются строки разной длины, мысли и чувство стихотворения оттеняются паузами, обильно применяется звукопись, аллитерации и ассонансы. Двухсложный размер стихотворения ямбобогащается тем, что в некоторых стопах отсутствует или ослаблено ударение, например в строе «шумит Арагва предо мною» ослаблено ударение в третьей стопе, для того чтобы выделить слова «Арагва» и «мною». Такой прием в поэзии называется пиррихием. Пиррихий также применен в предпоследней строке стихотворения:

И сердце вновь горит и любит – оттого…

Отсутствие ударения в четвертой стопе подчеркивает значение слова «оттого», вводящего главную мысль стихотворения: человек сам есть источник любви, озаряющей мир.

Лирическая ситуация стихотворения «Я вас любил» является развитием ситуации безответной любви. Поэт также прибегает к двухсложному размеру – ямбу, но ритм стихотворения, в отличие от «На холмах Грузии», размеренный и строгий и передает сдержанность, глубокую грусть лирического героя, расстающегося с возлюбленной. Это не признание в любви, а исповедь сердца о чувстве, уходящем в прошлое. В стихотворении нет пауз, возвращения поэтических строк назад – послание развивается последовательно и мысль высказывается определенно, без колебаний, сомнений, надежд или тревоги. Уникальность стихотворения состоит в том, что в нем отсутствуют эпитеты, как будто из мира исчезают звуки и цвета, потому что угасает чувство.

Однако ситуация безответной любви не приводит лирического героя к отчаянию, к безнадежности жизни – она приводит его к высокому, светлому решению и переходит в ситуацию самоотреченной любви. Лирический герой желает возлюбленной, казалось бы, невозможного:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Смысл поэтического итога стихотворения заключается не в том, что герой отрекается от себя и своей любви. Он осознает обреченность своего чувства, то есть невозможность его воплощения, поскольку она его не любит. Однако сама любовь из мира не уходит, поэтому он желает, чтобы она сохранилась в возлюбленной. Пожелание лирического героя выражают главную идею стихотворения: чувства человека преходящи, но любовь существует всегда. Эта мысль подтверждается структурой стихотворения: в нем трижды приводится утверждение «я вас любил», в первый раз оно относится к настоящему героя, во втором – к прошлому времени, в третьем – к будущему, в котором сохранится любовь.

 

Б

1. Можно ли эти два стихотворения Пушкина отнести к жанру элегии (стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутое настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др.)? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст стихотворений.

2. Каким предстает лирический герой первого стихотворения? Второго? Отметьте черты сходства и различия лирических героев этих стихотворений.

3. Выделите повторы в каждом стихотворении. Объясните их роль в тексте.

4. Как обращается лирический герой к возлюбленной в первом стихотворении? Во втором? Сделайте выводы из своих наблюдений.

5. Выделите эпитеты в стихотворении «На холмах Грузии…». Какова их роль в тексте? В чем особенность использования эпитетов в стихотворении «Я вас любил…»? Как вы можете объяснить эту особенность?

6. С какой целью поэт создает образ бурной реки в начале стихотворения «На холмах Грузии…»?

 

Е

Подумайте, какой дополнительный подтекст имеет эта фраза «Дай вам бог…»? Присутствует ли этот подтекст в стихотворении?

-----------------------------

А.

Прочитайте два стихотворения Пушкина. На какие схожие образы и мотивы этих стихотворений вы обратили внимание при чтении?

* * *Жил на свете рыцарь бедный,Молчаливый и простой,С виду сумрачный и бледный,Духом смелый и прямой. Он имел одно виденье,Непостижное уму,И глубоко впечатленьеВ сердце врезалось ему. Путешествуя в Женеву,На дороге у крестаВидел он Марию деву,Матерь господа Христа. С той поры, сгорев душою,Он на женщин не смотрел,И до гроба ни с одноюМолвить слова не хотел. С той поры стальной решеткиОн с лица не подымалИ себе на шею четкиВместо шарфа привязал. Несть мольбы Отцу, ни Сыну,Ни святому Духу ввекНе случилось паладину,Странный был он человек. Проводил он целы ночиПеред ликом пресвятой,Устремив к ней скорбны очи,Тихо слезы лья рекой. Полон верой и любовью,Верен набожной мечте,Ave, Mater Dei кровьюНаписал он на щите. Между тем как паладиныВвстречу трепетным врагамПо равнинам ПалестиныМчались, именуя дам, «Lumen coelum, sancta Rosa!»[1] – Восклицал в восторге он,И гнала его угрозаМусульман со всех сторон. Возвратясь в свой замок дальный,Жил он строго заключен,Всё безмолвный, всё печальный,Без причастья умер он. Между тем как он кончался,Дух лукавый подоспел,Душу рыцаря сбиралсяБес тащить уж в свой предел: Он-де богу не молился,Он не ведал-де поста,Не путем-де волочилсяОн за матушкой Христа. Но пречистая, конечно, Заступилась за негоИ впустила в царство вечноПаладина своего.

1829 год

 

 

МадоннаСонет Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах –Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.

1830 год

----------------------

В основу лирического сюжета стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный» положена необычная ситуация, Пушкин отнес ее к историческим временам войн крестоносцев первых столетий прошло тысячелетия, назвав само стихотворение легендою. Рыцарь-крестоносец навечно был потрясен видением Девы Марии и избрал поклонение Ей, забыв о земной любви, других радостях и молитвах. Казалось бы, он даже совершает святотатство, начертав имя Матери Божьей на своем щите вместо имени дамы сердца. Однако Пушкин, повествуя о странном рыцаре и его поступках, отмечает святость в поведении героя:

Полон верой и любовью,

Верен набожной мечте…

Быстро в сражениях, уединении и преклонении пролетела жизнь рыцаря. Пушкин выбирает для передачи стремительности жизни, подчиненной лишь одной мечте, двухсложный размер – четырехстопный хорей, к которому он прибегал в таких случаях. Вспомните стихотворение Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») или «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…»). Умер рыцарь без причастия, как и жил без молитвы и поста, и за свои грехи должен был быть наказан. Однако

Но пречистая, конечно,

Заступилась за него

И впустила в царство вечно

Паладина своего.

В этом стихотворении утверждается мысль, что на земной любви человека лежит отблеск Божественной любви, что не столько возвышает земную любовь, сколько возводит ее сферу чудесного и небесного.

---------

Стихотворение «Мадонна» написано как выражение высокого восторга и благодарности Творцу за ниспослание ему возлюбленной и счастья в год бракосочетания поэта с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал…

Стихотворение написано в форме итальянского сонета, в котором сначала создаются два четверостишия (катрена), а за ними следует, замыкая сонет два трехстишия терцета). Избрав строгую форму сонета, стихотворения четкой структуры и определенного порядка следования рифм, Пушкин стремится к точному изложению своих поэтических идей.

Стихотворение разделено на два плана: земной и Божественный. В нем говорится о желании украсить свою земную обитель не «множеством картин старинных мастеров», как это делалось во многих богатых домах, а в «простом углу моем» вечно созерцать лишь одну картину – изображение Мадонны с младенцем, освящающее его «медленные труды» и счастье:

<…> чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах…

Так вводится в стихотворение Божественная тема и образы. Свою любимую и жену лирический герой называет «моя мадонна», указывая тем самым на небесный характер истинной любви. В стихотворении также прослеживается идеал семьи героя – Святое Семейство.

Стихотворение «Мадонна» вбирает в себя все предшествующие мотивы любовной лирики поэта. В нем поглощаются и «чудное мгновенье» явления любви, и любовь человеческого сердца как источник любви в мире, безропотность и самоотреченность чувства и Божественная сущность земной любви.

 

В

1. Что общего в поэтическом воплощении темы любви вы отметили в стихотворениях «Жил на свете рыцарь бедный…» и «Мадонна»?

2. Вспомните стихотворение Пушкина, в основу которого тоже положена легенда. С какой целью Пушкин в своем творчестве использует этот фольклорный жанр?

3. Стихотворение «Мадонна» построено по законам сонета. С какой целью Пушкин обращается к этой стихотворной форме?

4. Как различается ритмический рисунок первого и второго стихотворения? Как ритм стихотворений связан с их содержанием и настроением?

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Создайте сборник любовной лирики А.С. Пушкина.

  • Какие стихотворения и почему вы включите в сборник?
  • Какой принцип расположения стихотворений в сборнике вы изберете: хронологический или иной (какой именно)? Обоснуйте свой выбор.
  • Как назовете сборник?
  • Какие иллюстрации поместите (укажите название картины и имя художника)?
  • Напишите вступительную статью к сборнику, включите фрагменты исследовательских и критических статей (обоснуйте свой выбор).
  • Как оформите сборник? Каков будет его формат, объем? Как вы оформите обложку (почему именно так?)
  • К какому событию вы приурочите создание этого сборника? Продумайте сценарий его презентации.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

(1814-1841)

А

I. Исследователь творчества Лермонтова писал: «Грусть стала звучать в песне Лермонтова, как только он начал петь…Она проходит непрерывающимся мотивом по всей его поэзии. Грусть лишена счастья, не ждет, даже не ищет его и не жалуется». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос.

II. Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Охарактеризуйте ведущее настроение известных вам стихотворений Лермонтова. Какое место в этом ряду занимает поэтическое выражение грусти? Сделайте вывод из своих наблюдений.

· Грусть – это состояние, сопровождающее чаще активного или бездеятельного человека? Охарактеризуйте в этой связи лирического героя Лермонтова. Сделайте вывод.

· Проанализируйте, как в лирике Лермонтова раскрывается мотив счастья. Можно ли, по-вашему, утверждать, что лирический герой не ждет и не ищет счастья? Обоснуйте свою точку зрения.

· Как вы думаете, почему исследователь называет поэзию Лермонтова «пением»? Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свою позицию.

--------------------------

Зрелый период творчества Лермонтова, период создания главных шедевров его поэзии и прозы начинается в 1837 году. В этом году происходят резкие перемены в жизни поэта: за стихи «На смерть поэта», написанные на гибель Пушкина, Лермонтов был арестован и отправлен в свою первую ссылку на Кавказ. Последующие годы жизнь Лермонтова проходит между Кавказом и Петербургом. Во время первой ссылки Лермонтов заболел, лечился в Пятигорске на водах, где сделал первые наброски романа «Герой нашего времени», служил в действующем отряде, побывал в Тамани, проехал всю военную линию и по Военно-Грузинской дороге в Грузию и Азербайджан. Впечатления от службы и поездок по Кавказу широко отразились в произведениях писателя конца 1830-х годов.

В конце 1837 года Лермонтов был переведен сначала в Новгород, затем в гусарский полк в Царском Селе под Петербургом. 1838 и 1839 годы отмечены возросшей известностью Лермонтова как поэта, это было время плодотворного литературного труда. В те годы Лермонтов пишет роман «Герой нашего времени, поэмы «Мцыри». «Демон» (последний вариант), множество стихотворений. Известность Лермонтова как поэта привела его к активной светской жизни, которая завершилась дуэлью с сыном французского посланника в России Барантом, арестом и второй ссылкой на Кавказ в 1840 году.

Во время второй ссылки Лермонтов принимает участие в боевых действиях против горцев, проявил себя мужественным и хладнокровным офицером. В октябре принял командование «сотней» отборных казаков. По свидетельству биографов Лермонтова, он заботился о подчиненных и делил с ними тяготы и опасности походной жизни. В служебной характеристике Лермонтова есть такие слова: «… был всегда первый на коне и последний на отдыхе». За доблестную и самоотверженную службу Лермонтов был представлен к двум боевым наградам с переводом в гвардию, но был вычеркнут из списка награжденных лично государем Николаем I, питавшим к поэту особую неприязнь.

В начале 1841 года Лермонтов приезжает в отпуск в Петербург. Он хочет уйти в отставку и предаться только литературе, но его не позволяют власти. Весной поэт в третий раз уезжает на Кавказ, чтобы выслужить отставку в боях. Но Лермонтову не суждено было более вернуться.

Посреди разъездов, опасностей и лишений постоянным в жизни Лермонтова было творчество, которое оборвалось с его гибелью 15 мая 1841 года на дуэли с бывшим приятелем, отставным майором Н.С.Мартыновым.

Б

1. Почему именно1837 год считают началом зрелого периода творчества Лермонтова?

2. Назовите драматические события жизни Лермонтова. Как они повлияли на формирование его личности и на особенности его творчества?

 

Философская лирика М.Ю.Лермонтова

Особое место в творчестве Лермонтова занимает философская лирика. Уже в юношеские годы Лермонтов создает такие шедевры лирики, как «Ангел» (1831) и «Парус» (1832). «Ангел» повествует о появлении души на земле, тем самым открывая тему «лирической истории души», которая завершится с гибелью поэта в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841). В «Парусе» Лермонтов обратился к проблеме существования человека в мире, одиночестве, борьбе и обретению гармонии и покоя. Эта тема возникает во всем дальнейшем творчестве Лермонтова, романе «Герой нашего времени» (1837-1840), поэмах «Мцыри» (1839) и «Демон» (1828-1838), стихотворениях «И скучно и грустно» (1840), «Родина» (1841), «Пророк» (1841) и других.

Лирический герой Лермонтова-лирика отличается многообразием чувств, переживаний и настроений. Очень широк диапазон его внутренней жизни: одиночество и стремление к любви и единению с людьми, протест и смирение, страдание и ощущение гармонии мира, отчаяние и надежда. Это говорит о том, что в лирике эти чувства и настроения не противопоставляются, а существуют воедино, вместе, нераздельно, как они существуют в реальном мире. Например, стихотворение «Парус» заканчивается строками:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Можно подумать, что в стихотворении воспевается стремление к борьбе. Это так, однако необходимо видеть и то, что здесь поставлен философский вопрос: каково соотношение бури и покоя в жизни человека? И мысль Лермонтова в стихотворении такова: истинный покой, гармония бытия достигаются не в результате борьбы, а преодолении борьбы в себе.

В центре творчества Лермонтова неизменно (всегда) находится человек. Поэтому и основные философские темы его лирики связаны с человеком: человек и мир, человек и природа, человек и жизнь, человек и общество, человек и любовь… Эти темы находят отражение во многих стихотворениях поэта, среди лирики зрелого периода творчества выделяются такие стихотворения, как «Когда волнуется желтеющая нива» (1837), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841).

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», по свидетельству троюродного брата поэта А.Шан-Гирея, написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда он находился под арестом по делу «о непозволительных стихах» на смерть Пушкина. Это стихотворение передает душевное состояние поэта, его потребность в гармонии с Богом и природой. Благодаря совершенству формы, мелодичности, живописности образов стихотворение стало неотъемлемой частью русской культуры: его текст переложен на музыку композиторами С.М.Ляпуновым, М.А.Балакиревым, Н.А.Римским-Корсаковым, Ц.А.Кюи, образы запечатлены в замечательных иллюстрациях художников А.М.Васнецова и Н.Г.Никифорова.

Стихотворение «И скучно и грустно» выражает стремление поэта к идеалу и его горькое суждение о жизни. Оно написано в Петербурге, в конце 1839 года и впервые напечатано 20 января 1840 года. В стихотворении отразилось тяжелое настроение поэта в этот период, неприятие пустой и лживой жизни высшего света, отсутствие дружбы и участия между людьми. Это настроение с большой силой звучит в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), оно привело к дуэли с Барантом и второй ссылке на Кавказ. Стихотворение положено на музыку многими композиторами, среди них А.С.Даргомыжским и И.И.Билибиным.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтов написал во время последнего приезда на Кавказ, в мае-июне 1841 года, незадолго до роковой дуэли. Это было время полного развития таланта поэта, когда были созданы такие шедевры, как «Утес», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Листок». В стихотворении Лермонтов достигает вершины романтической любовной лирики, в которой при изображении любимой и чувства лирического героя всегда проявляется отблеск драгоценного душе поэта идеала. Поэтому через весь текст проходит сопоставление, выраженное в повторяющихся местоимениях «я – ты». Однако стихотворение также содержит философские и реалистические мотивы. Существует более сорока переложений стихотворения на музыку. Самым популярным стал романс-вальс А.И.Шишкина, который получил большую известность в исполнении певицы Н.А.Обуховой.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!