КОМИ-ПЕРМЯЦКАЯ ДИАСПОРА



Проблема территориального размещения этноса существенно значима, поскольку от того, насколько компактно или наоборот дисперсно проживают его отдельные группы во многом зависит ход этнических процессов, их направленность и интенсивность.

Наличие значительной диаспоры, особенно у народов, численность которых относительно невелика, создает условия для усиления ассимиляционных процессов и нарушения этнокультурной стабильности. Специфика ситуации состоит в том, что в исторически короткий срок уровень диаспоризации у коми-пермяков возрос втрое: с 12% в 1959 г. до 38% в 1989 г. При этом за пределы округа мигрировала наиболее образованная, молодая, динамичная часть населения, что качественно изменило состав коми-пермяцкого населения округа.

Экономические мотивы долгое время были главным стимулом миграции за пределы исконных коми-пермяцких земель, ибо малоземелье, низкая продуктивность сельскохозяйственных угодий и ограниченные возможности для развития крестьянских хозяйств вынуждали коми-пермяков покидать родные места. Переселение в ХIХ и начале ХХ вв. шло на Урал и еще больше - в Сибирь. Однако переселенцы почти нигде не сформировались в устойчивые локальные группы, хотя и были отмечены факты довольно компактного их расселения в новых местах жительства23. Дело в том, что массовыми эти переселения не были, и потому коми-пермяки в окружении иноэтнического населения довольно быстро ассимилировались. Быстрые темпы ассимиляции объясняются также тем, что окрестное русское население являлось близким по культуре и мировозрению к коми-пермякам и не существовало каких-либо этнических барьеров, препятствовавших тесным и многосторонним контактам представителей двух народов. Даже миграционные всплески, вызванные голодом 1932/33 гг. и 1937 г., когда пределы округа вынуждены были покинуть значительные группы коми-пермяков, не изменили ситуацию, ибо уровень диаспоризации этноса практически не возрастал. Кроме того, надо отметить, что как этнографические группы язьвинцев и зюздинцев, так и дисперсно расселенные за пределами округа коми-пермяки не имели сколь-нибудь тесных контактов с округом.

Изменение общественно-политической ситуации в стране, произошедшее в конце 50-х годов, позволило сельским жителям свободно выбирать себе место жительства и сферу приложения труда, что прежде было весьма затруднительно. Это создало благоприятные условия для резкого усиления миграции населения за пределы округа со второй половины 50-х годов. Причинами же того, что сальдо миграции в течение трех последующих десятилетий было отрицательным, явилось серьезное отставание в развитии экономики, социальной и культурной сферы в округе, и как следствие - низкий уровень жизни, слабые возможности реализации социальных запросов местного населения. Кроме того, отсутствие в округе крупных культурных и индустриальных центров, где сосредотачивается интеллигенция, высококвалифицированные специалисты и рабочие, явилось дополнительным стимулом для выезда наиболее образованной и социально продвинутой части населения за пределы округа.

Существенные потери понесло прежде всего село, и здесь важную роль сыграли не только вышеперечисленные факторы, но и сама аграрная политика государства, в частности, политика ликвидации "непереспективных" деревень. Активное осуществление этой политики в округе особенно в 60-е - начале 70-х годов выдавливало значительные массы сельского населения из обжитых мест и заставляло их переселяться в другие регионы страны.

Особенно активно шло переселение в Сибирь, Казахстан, Ставропольский и Краснодарский края, в Ростовскую область, Крым, собственно в Пермь и другие крупные промышленные центры Пермской области. При этом следует отметить, что направленность миграции коми-пермяков во многом совпадала с основными миграционными потоками, имевшими место в стране в послевоенные годы. Сегодня в Тюменской области проживает примерно 6% коми-пермяков диаспоры, столько же их сосредоточено в Краснодарском, Ставропольском краях и в Ростовской области вместе взятых и около половины в пределах Пермской области (см. табл. 21). Самая крупная община коми-пермяков за пределами округа - в г. Перми. Здесь их проживает чуть более 11 тыс. человек.

Динамика формирования этнодисперсных групп коми-пермяков различна. Некоторые их них уже сформировались и в последние десятилетия численно не растут, например, северо-кавказская группа (Ставропольский, Краснодарский края и Ростовская область). Другие продолжают довольно динамично увеличиваться: так в Республике Коми численность коми-пермяков за период между переписями 1979 и 1989 гг. возросла на 40%, а в Тюменской области - на 55,0%. В Казахстане в ряде мест мелкие локальные группы коми-пермяков, которые сформировались в 60-е годы, впоследствии распались (например, в Талды-Курганской области), то же самое происходило во многих других областях.

Таблица 21 Расселение коми-пермяков в пределах бывшего СССР по данным переписи 1969 г.

Область, край, республика, АО Численность
Коми-Пермяцкий автономный округ Пермская область (без КПАО) Украина Казахстан Коми Удмуртия Татарстан Марий Эл Ростовская область Краснодарский край Ставропольский край Свердловская область Архангельская область Кировская область Вологодская область Самарская область Волгоградская область Тюменская область в т.ч. Ханты-Мансийский округ Томская область Омская область Новосибирская область Другие области 95329 27955 2146 1579 1076 331 500 26 2007 1525 337 2122 185 939 68 289 452 3436 2607 107 477 264 10800

Перспектива дальнейшего увеличения уровня диаспоризации коми-пермяцкого этноса прослеживается достаточно определенно. Несмотря на то, что в 1992 г. сальдо миграции в Коми-Пермяцком округе стало положительным, видимо, процесс роста диаспоры в ближайшие годы будет продолжаться. Свидетельством тому являются ориентации коми-пермяцкого населения округа, которые были выявлены в результате массового опроса 1992 года: согласно данным опроса, 12% респондентов высказали твердое намерение выехать из округа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты наших исследований позволяют сделать ряд заключений и выводов, касающихся развития коми-пермяцкого этноса на современном этапе.

Коми-пермяцкий этнос переживает глубокий кризис, причем многосторонний, охватывающий как собственно демографическое воспроизводство, так и этнокультурное, проявляющийся и на уровне бытия и на уровне сознания. По сути дела наблюдается прогрессирующий этноморфоз и коми-пермяки генетически и культурно не представляют цельное этническое образование. Видимо, возможности для нормального этнического воспроизводства сохраняются ныне только в Кудымкарском районе, исключая собственно город Кудымкар. А все остальные районы - пример той или иной степени этнокультурной эрозии. Еще в большей мере это относится к коми-пермяцкой диаспоре.

Половозрастная, образовательная, социальная структура коми-пермяков, проживающих на территории округа, отличается в сравнении с соседними регионами в худшую сторону. В округе идет активный процесс люмпенизации населения: пьянство приобретает все более значительные масштабы, заметная часть молодых здоровых мужчин не занята в общественном производстве. Многие из них дезертируют" из семьи. Экономика округа остается крайне слабо развитой и в нынешних сложных условиях весьма уязвима. Роль интеллигенции, профессиональной художественной культуры в жизни общества очень малозначительна, так же малозаметны и малоразвиты здесь новые рыночные структуры.

Каковы же в такой ситуации могут быть дальнейшие перспективы коми-пермяцкого этноса? На наш взгляд, можно выстроить три вероятных "сценария" развития коми-пермяков.

Первый - наименее благоприятный и, видимо, мало реальный - это быстрое ускорение процессов этнической эрозии за счет резкого ухудшения экономической ситуации в округе и выплеска "остатков" наиболее образованной, квалифицированной, или так называемой пассионарной24 части этноса за пределы округа. Этнос без собственной интеллектуальной элиты, естественно, просто погибнет, ибо некому станет производить и сохранять культурные ценности народа. К таким же результатам может привести и осуществление крупных проектов на территории округа, типа проекта строительства атомной электростанции.

В условиях краха экономики округа его руководство может оказаться просто вынужденным пойти на то, чтобы привлечь в округ инвестиции для осуществления крупных проектов, которые позволят создать новые рабочие места, дадут новый источник доходов для населения, позволят как-то стабилизировать экономическую ситуацию в регионе. Однако это, в свою очередь, привлечет в округ значительное количество инонациональных специалистов и рабочих, что коренным образом изменит этнический состав населения и при нынешних проблемах в этническом развитии коми-пермяков только резко усилит процессы этнической эрозии.

Второй, и весьма вероятный, вариант развития коми-пермяцкого этноса - это его медленное "угасание", т.е. если воспользоваться терминологией, предлагаемой некоторыми исследователями, которые делят все этносы на "незрелые", "зрелые" и "стареющие"25, то коми-пермяки будут все очевиднее переходить в стадию стареющего этнического организма. Свидетельств тому достаточно: это и демографическая ситуация, и состояние экономики, и характер этнического самосознания коми-пермяков, и положение языка и национальной культуры в целом, о чем достаточно подробно было сказано выше.

В пользу второго варианта свидетельствует то, что процессы деэтнизации приобрели устойчивый характер и нет никаких видимых возможностей, которые смогли бы изменить положение к лучшему: экономическая стагнация продолжается в условиях общего глубокого кризиса, улучшения на местном уровне ожидать не приходится, культурный потенциал этноса подорван и его не возродить в короткий срок. Демографическая ситуация не позволяет говорить о возможности сохранения хотя бы простого воспроизводства, не говоря уже о расширенном. Вместе с тем, достаточно высокая доля коми-пермяков в населении округа, преобладание здесь сельских жителей и сравнительно стабильная обстановка в центре этнического массива - в Кудымкарском районе говорят о том, что этническая эрозия скорее всего не приобретет обвальный характер. Но несомненно, что "сдерживающая" функция, которую может выполнять наиболее благополучная часть этноса, сосредоточенная в пределах Кудымкарского района, ограничена, ибо здесь же находится и город Кудымкар, где процессы этнической эрозии протекают особенно активно. Кроме того, поскольку ни одна часть этноса не изолирована от других, дестабилизирующие воздействия утрачивающих этничность частей этноса неизбежно будут распространяться и на те, которые еще сохраняют устойчивые этнические ориентации.

При этом межгрупповая конкуренция при существующем соотношении этносов в пределах Пермской области исторически складывалась и складывается не в пользу коми-пермяков. Результаты приводят к кардинальным изменениям в этническом самосознании, выражающемся в остром дефиците национальной идентичности, разрушении позитивного образа собственного этноса. Осознание своей принадлежности к собственному народу не является сегодня актуальным для коми-пермяков и свой внутренний выбор, так называемый "внутренний референдум", они в значительной массе сделали или делают в пользу иных национальных ценностей.

Наконец, третий вариант развития - это резкая актуализация этнического фактора, усиление этнической солидарности коми-пермяков и на этой основе изменение общей направленности процессов национального развития. Однако консолидация этноса на какой-то новой основе вряд ли возможна в силу выше перечисленных факторов и явлений. Использование для возрождения какой-либо национальной идеи (явление, которое эксплуатируется ныне так называемыми национальными движениями) тоже не представляется возможным. Чтобы активно использовать политические процессы для решения собственных национальных проблем, нужно не только относительное самостоятельное, но и сильное национальное движение, либо партия, способная выработать и осуществлять реалистическую программу действий. Общество "Югор" (которое действует в Коми-Пермяцком автономном округе, также, как и национально-культурные общества и движения других финно-угорских народов, в определенной мере политизировалось) таким не является и не имеет перспектив стать таковым, поскольку не имеет ярких и авторитетных лидеров, не имеет собственной политической линии.

Особо стоит вопрос о коми-пермяцкой диаспоре, ибо, если в округе, еще есть возможности для мобилизации каких-то сил и средств, стремящихся стабилизировать национальное развитие, то каким образом сохранить этническую специфику у многочисленных представителей коми-пермяцкой диаспоры остается неясным. Их тяготение к метрополии можно было бы использовать и попытаться оказать культурное влияние, но пока наблюдается обратный процесс и потребуются серьезные исследования и большие усилия, чтобы как-то сместить акценты в этом взаимодействии.

Таким образом, проблемы полноценного национального развития коми-пермяков вряд ли могут быть решены в ближайшее время, ибо очевидно, что для этого требуется наличие таких условий, которые создать при нынешней экономической и политической ситуации невозможно.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Информационный бюллетень финно-угорских народов. Сыктывкар, 1982. N 1. С.5.
  2. Рогов Н.А. Материал для описания быта пермяков. // Журнал Мин. Внутр. Дел. 1958. Апрель. Т. 29. Кн. 4. С.64.
  3. Сапуков К.Н. Марийцы: прошлое, настоящее, будущее. Йошкар-Ола, 1992.
  4. Удмурты. Ижевск, 1993. С.61.
  5. Таблица составлена по: Брук С.И. Народы бывшего СССР в стране и за рубежом (этноде-мографический очерк). //Расы и народы. М., 1992. С.53-55.
  6. Информационный бюллетень... С.9.
  7. Таблица составлена по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Общий свод по империи. Т.II. Табл.ХIII. СПб., 1905; Население Коми-Пермяцкого автономного округа. Пермь, 1981; Справочный материал по Коми-пермяцкому автономному округу. Кудымкар, 1990.
  8. Справочный материал по Коми-Пермяцкому автономному округу. Кудымкар, 1990. С.2
  9. Таблица составлена по: Справочный материал по Коми-Пермяцкому автономному округу. Кудымкар, 1990; Список населенных пунктов Уральской области. Предуралье. Свердловск, 1928; Пермская область. Административно-территориальное деление. Пермь, 1963; Население Коми-Пермяцкого автономного округа. Ч.1. Пермь, 1981.
  10. Таблица составлена по: Население Коми-Пермяцкого автономного округа. Пермь, 1981. С.1; Вестник статистики. 1990. N 3. С.74.
  11. Вестник статистики. 1990. N 3. С.74
  12. Таблица составленп по: Материалы текущей статистики; Список населенных мест Уральской области. Предуралье. Свердловск, 1928.
  13. Чепкасов П.Н. География населения и населенных пунктов севера Пермской области. //Экономическая география Западного Урала. Вып. 4. Пермь, 1967. С.66-67.
  14. Таблица составлена по: Материалы текущей статистики.
  15. Чепкасов П.Н. География населения... С.93.
  16. Иформационный бюллетень... С.7.
  17. Котов О.В., Шабаев Ю.П. Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. // Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254. Сыктывкар, 1990. С.10.
  18. Боталова Р.М., Кривощекова-Гантман А.С. Коми-пермяцко-русский словарь. М., 1985.
  19. Таблица составлена по: Материалы текущей статистики.
  20. Боталова Р.М., Кривощекова-Гантман А.С. Указ. раб.
  21. Бромлей Ю.В. Этнические процессы: теория, история, современность. М., 1967. С.183-184.
  22. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. С.273.
  23. Теплоухов Ф.А. Обзор данных о географическом распространении пермяков //Записки общества любителей естествознания. Т.ХI. Вып. 2. Свердловск, 1927. С.83-104.
  24. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
  25. Перепелкин Л.С., Шкаратан О.И. Экономический суверенитет республик и пути развития народов. // Советская этнография. 1989. N 9. С.37.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!