Этническое самосознание коми-пермяков



Одной из важнейших характеристик является этническое самосознание, его состояние и специфические особенности. В нашем случае мы опираемся в основном на данные массового опроса, на самооценки респондентов, а также на собственные этнографические наблюдения и свидетельства исследователей культуры и быта коми-пермяков.

Сегодня на самоидентификацию коми-пермяков влияет целый ряд факторов: усложнилась их социальная структура, изменился тип расселения, межнациональные контакты и связи стали постоянными и многообразными, усилилось информационное воздействие на этнос.

Прежде всего, надо сказать о национальной лояльности коми-пермяков. Совершенно очевидно, что уровень этой лояльности достаточно низок и особенно это характерно для городского населения и младших возрастных групп. Только 30,5% городских респондентов заявили, что они "безусловно гордятся" своей национальной принадлежностью (в целом таковых 39,6%) (см. табл. 17).

Еще более показательным является характер самоидентификации коми-пермяков (см. табл. 18). Здесь очевиден явный дефицит национальной идентичности, особенно у городских коми-пермяков и молодого поколения.

Таблица 17 Гордитесь ли Вы своей национальной принадлежностью? (%)

  Безусловно По преимуществу Скорее нет Отнюдь нет Не могут ответить Другое
Всего Город Село 39,6 30,5 44,8 16,8 15,2 17,9 14,0 18,1 12,4 6,5 5,7 7,1 18,7 27,6 14,6 4,4 2,9 5,2

Таблица 18
Самоидентификация различных групп коми-пермяков (%)

  Ощущаю себя 100% коми-пермяком Чувствую себя больше русским, чем коми-пермяком Чувствую себя русским и коми-пермяком в равной степени Чувствую себя просто гражданином России Другое
Городские коми-пермяки Северные коми-пермяки Южные коми-пермяки Возрастная группа до 30 лет в целом по округу Село в целом Всего 22,6 34,6 55,4 37,9 45,5 37,9 17,9 21,8 5,4 14,7 13,1 14,7 31,1 14,9 14,3 20,0 14,6 20,0 23,6 26,7 20,5 23,5 23,5 23,6 4,7 2,0 4,4 3,8 3,3 3,8

Ослаблена самоидентификация и у северных коми-пермяков. Наиболее лояльны иньвенские коми-пермяки, т.е. проживающие в Юсьвинском и Кудымкарском районах. Однако, если прежде эта этнографическая группа являлась довольно цельной по своей культурной специфике, то ныне этого уже не наблюдается. В частности, характер самоидентификации коми-пермяков, проживающих в Юсьвинском районе, существенно отличается от того, который имеет место в Кудымкарском районе. Здесь только 37,3% респондентов заявили о том, что они чувствуют себя стопроцентными коми-пермяками (в Кудымкарском - 75,5%), 10,2% чувствуют себя больше русскими, чем коми-пермяками, 20,3% в равной мере ощущают себя коми-пермяками и русскими (в Кудымкарском - 7,5%), 28,8% отвергли этническую маркировку и заявили, что считают себя просто гражданами России (11,3% - в Кудымкарском).

Сельская среда в Кудымкарском районе остается практически моноэтничной. Здесь наименее нарушена традиционная система расселения, традиционный тип хозяйства и специфика культуры коми-пермяков сохраняются в наибольшей степени. Поэтому не случайно что в такой среде происходит быстрая аккультурация и последующая ассимиляция представителей иноэтнических групп. Например, в межнациональных браках, которые имеют место и в столь моноэтнической среде, как сельское население Кудымкарского района (доля коми-пермяков здесь равна 87,0%), брачными партнершами чаще всего являются русские и удмуртские женщины. И прожив довольно много лет в среде коми-пермяков, они не только усваивают язык, традиционный образ жизни, но и начинают считать себя пермячками, причем даже есть случаи, когда менялись паспорта и в них записывалась национальность "коми-пермячка".

В более урбанизированной среде, и особенно в городе, происходит очевидная эрозия этнического самосознания, что вполне объяснимо, поскольку коми-пермяки - это сугубо сельский этнос, а городское население в Коми-Пермяцком округе и ныне составляет меньшинство. Городские поселения в округе молоды и эти поселения в значительной мере сохраняют традиции сельского образа жизни, к тому же значительная часть их жителей - мигранты из села (в Кудымкаре это 47,8% жителей).

И тем не менее, даже в условиях не полностью сформировавшейся городской среды, в условиях не укоренившихся городских традиций происходит отрыв от национальной среды, национальных культурных ценностей, ибо городская культура воспринимается как иноэтническая или деэтнизированная. Характерным является замечание, высказанное одним из городских респондентов: "Я чувствую себя коми-пермячкой только тогда, когда приезжаю в свою деревню". При этом надо принимать во внимание, что более трети городского населения - это коми-пермяки, а в Кудымкаре - более 60%.

Относительно диаспоры мы располагаем только косвенными данными и, в частности, оценками тех, кто в свое время покинул округ, но затем вернулся сюда вновь. Показательно, что часть из этих людей уже не отождествляет себя с собственным этносом, и когда от них слышишь суждения о коми-пермяках, то часто эти суждения нелестны. В отношении представителей собственного этноса они в данном случае используют не местоимение "мы", а местоимение "они" ("Они, эти пермяки, совсем не могут за себя постоять, вот за это я их не уважаю"). Впрочем, явления, связанные с отходом от национального языка и культуры неоднократно отмечались исследователями в отношении многих других финно-угорских народов России.

Сознание горожан коми-пермяцкой национальности преимущественно является маргинальным, ибо примерно равные доли горожан определяют себя либо коми-пермяками, либо русскими. Но важно, что однозначно осознает себя коми-пермяками только пятая часть городской коми-пермяцкой общины. Характерно, что многие горожане, а также жители лесных поселков, райцентров, вполне отчетливо осознают себя маргиналами. Часто можно услышать: "Я - пермяк" или "Мы же с тобой пермяки, не так ли!" Но при этом в одной ситуации человек, который определяет себя как пермяка подтверждает это, а в другой говорит, что он фактически русский или заявляет "ме - коми-роч" (я и русский и коми). Впрочем, если говорить о маргинальности, то надо иметь в виду и такое явление. как двойная идентичность. Так, большинство русских на Украине и украинцев в России являются одновременно русскими и украинцами по культуре и самосознанию. Однако в нашем случае скорее приходится говорить не о двойной идентичности, а именно о переходном состоянии этнического самосознания.

Для национального самоопределения важное значение имеет этноцентризм, закрепленный в массовом сознании, ибо самоопределение происходит в процессе противопоставления "мы - они". Здоровый этноцентризм способствует сплочению этноса, усилению самоценности национальной принадлежности для отдельных его членов. В этом плане очень важным является актуальный автостереотип, т.е. укоренившееся представление о собственном народе. В этой связи весьма показательно отношение к собственному этносу или представление о нем, которое продемонстрировали респонденты, и свидетельствующее об этническом самосознании.

На вопрос, за что коми-пермяков не уважают соседи, только треть респондентов (35,8%) отметила, что у коми-пермяков нет дурных качеств и к ним не за что относиться неуважительно, но большинство опрошенных восприняли этот вопрос вполне логичным и дали различные варианты ответов: почти четверть коми-пермяков указала на низкий культурный уровень (23,5%), второе место в ранге отрицательных значений получили пьянство и грубость (17,5%), третье - отсутствие чувства собственного достоинства (14,5%), затем - отсутствие предприимчивости (8,4%) и в последнюю очередь была указана ленность (3,9%).

Однако заметна разница между сельскими и городскими коми-пермяками. Прежде всего надо отметить, что у сельских жителей отношение к собственному этносу более позитивное, чем у горожан. Здесь 41,4% респондентов указали на отсутствие у этноса качеств, которые могли бы вызвать негативные отношения, что свидетельствует о более высокой степени этноцентризма, более высокой самооценке. У горожан же, позитивный образ собственного народа выражен очень слабо, поскольку только 24,5% заявили об отсутствии у него отрицательных качеств. Если же говорить о порядке ранжирования, то он одинаков у сельского и у городского населения, только горожане еще более акцентируют внимание на низком уровне культуры, а также на пьянстве и грубости (см. табл. 18,19).

Таблица 19
За что коми-пермяков не уважают соседи? (%)

  За низкий культурный уровень За лен- ность За пьянство и грубость За отсутствие чувства собственного достоинства За отсутствие предпри- имчивости У коми-пермяков нет дурных качеств и их не за что не уважать Другое
Всего Город Село В возрасте до 30 лет Косинско-камские коми-пермяки Иньвенские коми-пермяки Кудымкарский район 23,5 28,3 20,3 35,2 21,6 17,3 18,8 3,9 7,5 1,9 7,4 4,1 - - 17,5 28,3 11,3 22,2 13,4 9,1 10,4 14,5 34,9 8,5 11,1 10,3 6,6 6,3 8,4 19,8 2,4 3,7 2,1 2,5 4,2 35,8 25,5 40,1 33,3 49,5 30,6 29,2 17,4 6,6 22,6 12,9 12,4 29,9 39,6

Таким образом, можно утверждать, что у городских коми-пермяков позитивный образ собственного этноса уже практически разрушен, а сельское население сохраняет его, но не в достаточной мере для создания благоприятного психологического фона и нормального этнокультурного воспроизводства.

Более интенсивный характер межэтнического взаимодействия в городе, тесные контакты с представителями других национальностей на межличностном уровне (треть наших респондентов происходят из смешанных семей, в то время как среди их родителей только 18,2% состояли в межнациональных браках, более 40% респондентов указали на наличие друзей иных национальностей и т.д.) при остром дефиците национальной идентичности способствуют нарушению позитивного образа коми-пермяцкого этноса и этноморфозу, т.е. прогрессирующему разрыву генетических и культурных связей с собственным этносом.

Характерно в этой связи оценить то, насколько сильно на индивидуальном уровне оценивается единство коми-пермяцкого этноса, какова доля людей, видящих и ощущающих свое родство с собственным народом (см. табл. 20). В целом 11,0% респондентов заявили, что коми-пермяков ныне ничто не сближает (в городе - 21,3%), а 29,4% не смогли определить, что же является интегрирующим фактором, большинство же опрошенных воспринимает коми-пермяков как некое единое целое.

Таблица 20
Что сближает всех коми-пермяков? (%)

  Ничто не сближа- ет Нацио- нальный язык Нацио- нальная одежда, пища Нацио- нальные обычаи, обряды, привычки Общность истори- ческой судьбы Нацио- нальная литера- тура, культура Гордость за прошлое своего народа Это трудно выра- зить
Всего Город Село В возрасте до 30 лет Косинско-камские коми-пермяки Иньвенские коми-пермяки Кудым-карский район 11,0 21,3 6,2 8,3 5,8 6,9 2,0 43,3 22,5 55,4 56,7 59,1 51,5 63,3 5,1 9,0 3,6 3,3 2,2 5,0 8,2 15,0 14,6 16,0 13,3 15,1 16,8 16,3 8,2 11,2 7,3 6,7 4,3 9,9 12,2 1,8 - 2,6 - 2,2 3,0 2,0 2,8 3,4 2,6 - 3,3 2,0 2,0 29,4 32,6 29,5 30,0 25,8 32,7 32,7

В формировании единого национального сознания, безусловно, важную роль сыграло создание коми-пермяцкой автономии, распространение коми литературного языка, создание национальной школы и складывание профессиональной художественной культуры. Опрос экспертов также показал, что сегодня локальные различия между коми-пермяками практически исчезли и процесс консолидации этноса завершен. В этом отношении коми-пермяки стоят ближе к коми и удмуртам, ибо процесс консолидации мордвы и марийцев еще до сих пор не завершен.

Существенно значимым вопросом при оценке единого этнического самосознания коми-пермяков, является вопрос о характере общности коми (зырян) и коми-пермяков. Конечно, здесь в первую очередь важны не объективные критерии, которые позволяют выявить специфичность этнической культуры, а субъективное восприятие степени родства двух народов. Это особенно важно учитывать, поскольку в литературе нередко оба эти народа не разделяют, и даже статистические данные приводят по двум народам в целом, не делая разницы между ними21. Кроме того, часть коми национальной интеллигенции в Республике Коми убеждена, что коми и коми-пермяки по существу один народ, имея в виду их языковую близость.

Как мы знаем, сам по себе язык в отрыве от других этнических показателей, не может служить критерием национальной принадлежности. Поэтому важное значение приобретают особенности национального самосознания коми-пермяков. Большинство из них знает, что "есть другие коми", "еще есть коми", "там дальше на севере живут тоже коми". Вместе с тем, значительная часть коми-пермяков четко осознает, что коми и коми-пермяки не есть один народ, что они близки, но различются между собой, хотя далеко не все способны четко определить, в чем же заключаются эти различия. Чаще всего называют какие-то особенности материального быта. Понятно, что сопоставить культурные особенности коми и коми-пермяков способны лишь те, кто имел какие-либо контакты с соседями или же те, кто обладает широким кругозором и достаточным уровнем знаний. В этой связи интересны данные экспертного опроса, который был проведен нами в 1991 г. в г. Кудымкаре.

В качестве экспертов выступали представители гуманитарной интеллигенции (работники ИУУ, учителя истории, научные сотрудники, управленцы высшего звена). Весьма характерно, что мнения экспертов по поводу того, являются ли коми и коми-пермяки одним народом, разделились: часть считала их одним народом, другая полагала, что это два близкородственных народа. Однако только пятая часть экспертов, заявивших о единстве коми и коми-пермяков, в качестве доказательства тому сослалась на то, что они сами считают себя одним народом. Большинство же указав, что "у них общая культура" и "они живут на одной территории", затем в качестве свидетельства единства были указаны общность исторической судьбы и национальные обычаи.

В целом опрос экспертов показал, что даже наиболее передовая часть национальной интеллигенции, проживающая в округе, не очень отчетливо осознает специфику коми-пермяцкого этноса, не в полной мере может оценить исторический путь, пройденный коми-пермяками, их самобытность и тем более не может соотнести эту специфику с культурой коми народа.

Весьма важное значение для анализа этнического самосознания имеет то, какие факторы и явления национальной жизни позволяют людям идентифицировать себя как представителей именно данного этноса. В числе факторов-интеграторов наиболее существенным оказался родной язык (среди сельских респондентов его указали 55,2%, а среди горожан - 22,5%). Собственно значение языка как основы национальной идентификации характерно для всех народов, даже для наиболее урбанизированных22.

Наряду со значением языка как фактора-интегратора, обращает на себя внимание крайне низкое значение национальной литературы и культуры в целом. Безусловно, это связано как с реальными трудностями развития профессиональной художественной культуры, так и с ее субъективным восприятием, со слабой ролью национальной интеллигенции в культурной жизни этноса и ее постоянной утечкой за пределы округа.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!