Относительно общества
1. В этой, десятой, главе записан разговор
между Яти Йоганатхой и Махарши Раманой,
Который будет радовать общество.
Йоганатха:
2. О великий Мудрец,
каково отношение между обществом и его членами?
Мастер, будь добр разъяснить это
для постепенного улучшения общества.
Бхагаван:
3. Общество, состоящее из последователей
разных образов жизни, о лучший из садху,
Само напоминает тело,
а члены общества подобны органам тела.
4. О аскет, член общества процветает,
работая для блага общества, словно орган,
служащий телу.
5. Используя ум, речь и тело,
человеку следует всегда вести себя так,
чтобы служить интересам общества;
Он должен также побуждать свое окружение
делать подобное.
6. Следует строить свое окружение
для служения общественным интересам,
А затем сделать его процветающим,
так чтобы и само общество могло процветать.
Йоганатха:
7. Среди мудрых
некоторые превозносят внутренний Мир [ шанти ],
другие — силу [ шакти].
Что из перечисленного, о Мастер,
является лучшим средством
содействия благополучию общества?
Бхагаван:
8. Шанти служит очищению собственного ума человека,
а шакти — прогрессу общества,
Общество следует поднять с помощью шакти,
и тогда установится шанти.
Йоганатха:
9. О великий Мудрец,
какова на Земле
Высочайшая цель для достижения
человеческим обществом как целым?
Бхагаван:
10. Братство, основанное на чувстве равенства1,
|
|
Есть высочайшая цель для достижения
человеческим обществом как целым.
11. Посредством братства среди человечества
возобладает высочайший Мир,
И тогда вся эта планета
будет процветать словно одна семья.
12. Этот разговор между Йоганатхой, аскетом,
и милостивым Махарши
Состоялся 15 августа 1917 года.
Такова десятая глава, именуемая
«Относительно общества»,
в Шри Рамана Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.
Глава XI
О совместимости Знания
и сверхобычных сил1
1 — 2. Вечером 16 августа, когда он был один,
я приблизился к Гуру, великому Мудрецу,
Наиболее замечательному из Просветленных,
всегда пребывающему в А т м а н е,
Прославленному Рамане,
сейчас имеющему человеческую форму,
И пропел ему хвалы как осчастливленному Знанием,
столь трудным для обретения:
3. «Только в Вас обнаруживается
высочайшее пребывание в Атмане
и чистейший интеллект.
Вы — хранилище всего знания,
так же как океан — всех вод.
4. О широко известный с самого детства,
В свои шестнадцать лет
Вы получили переживание Атмана,
недоступное даже йогинам.
5. Кто может описать, о Мастер,
Ваше состояние Бытия,
В котором все эти видимые объекты
|
|
предстают простыми тенями?
6. Для тонущих в этой ужасной сансаре,
мечущихся туда и сюда
и изо всех сил старающихся переправиться
через этот океан огромного страдания,
Вы один — великолепное прибежище.
7. О Брахман!Благодаря тонкому зрению,
дарованному Богом,
Я снова и снова вижу в Вас Субраманью,
самого выдающегося среди Просветленных
в человеческой форме.
8. Сейчас Вы не обитаете, Мастер,
ни на горе Сваминалай2, ни на горе Тируттани2,
ни на вершине Венкатачалы2.
На самом деле Ваше пребывание — Аруначала.
9. О Мастер, в древности Вы учили
секрету знания Бытия [ бхума видья ]
Махарши Нараду,
который служил Вам как ученик.
10. Знатоки Вед говорят,
что Вы — Брахмарши Санаткумара.
Те, кто знает Агамы,
провозглашают Вас Субраманьей,
главным из богов.
11. Только имена отличаются, но человек — тот же самый.
На самом деле Санаткумара и Сканда —
не что иное, как Вы.
12. Когда-то раньше, рожденный как Кумарила,
наилучший из брахманов,
Вы восстановили дхарму,изложенную в Ведах.
13. О Бхагаван, когда возникла путаница в дхарме,
Вы родились на земле тамилов как Тирунянасамбандар3
и восстановили Путь Преданности.
14. Сейчас Вы снова вернулись на землю,
|
|
о великолепный Единый,
Охранять Знание Брахмана,заслоняемое теми,
кто довольствовался просто изучением Писаний.
15. Мастер, Вы рассеяли множество сомнений своих
учеников.
Будьте добры, рассейте и это мое сомнение.
16. О повелитель мудрецов,
Знание [ джняна ] и сверхобычные силы
взаимно исключают друг друга?
Или все-таки есть какая-то связь между ними?»
17. После всех моих восхвалений и вопроса
Бхагаван Рамана пристально посмотрел на меня и сказал:
18. «Пребывающий в естественном состоянии [ сахаджа
стхити ]
сам по себе выполняет нерушимый тапас
день за днём.
В сахаджа стхити нет лени.
19. Естественное, без усилий, пребывание в Атмане
только и есть нерушимый тапас.
При таком непрестанном тапасе
каждое мгновение приходит новая зрелость.
20. При такой зрелости искателя
сверхобычные силы [ сиддхи ]
могут со временем прийти к нему.
Если так суждено прарабдхой 4,
то даже Мудрец [ джняни ]
может играть этими силами.
21. Точно так же как Мудрецу
мир видится только Атманом,
Так даже и игру с сиддхами он рассматривает
не отличающейся от Атмана.
22. Если использование сиддх не предрешено судьбой,
Мудрец, хотя и полный сверхобычных сил,
всегда спокоен, как океан без волн.
|
|
23. Пребывая в своем собственном естественном состоянии,
он не ищет другие пути.
Пребывание в Атмане — это общая сумма всех сил.
24. Тапас без усилий именуется естественным [ сахаджа ]
состоянием.
Считается, что сверхобычные силы в этом состоянии
возникают благодаря зрелости.
25. Многие могут окружать его, но человек,
твердо установленный в Атмане,
Совершает тапас,внушающий благоговейный трепет.
Он не нуждается в уединении.
26. Невежды те, кто думает, что Знание лишено силы.
Ибо Мудрец пребывает
в своем подлинном состоянии Бытия,
которое само есть полнота сил
и всеобщее совершенство».
Такова одиннадцатая глава, именуемая
«О совместимости Знания и сверхобычных сил»,
в Шри Рамана Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.
Глава XII
О шакти
1. На девятнадцатый день Бхаратваджа Капали,
возвышенная душа, выдающийся знаток Писаний,
Задавал вопросы Гуру Рамане.
Капали:
2. О Бхагаван,
в каждодневной жизни и Мудрец, и невежественный,
Оба наблюдают триаду —
субъект, объект и познание.
3. В каком особом свойстве тогда
Мудрец превосходит невежественного?
О Мастер, рассейте, пожалуйста,
это моё сомнение.
Бхагаван:
4. Для кого субъект не отличается от Атмана,
Для того объект и познание
тоже не отличаются от Атмана.
5. Для кого, благодаря привязанности к телу,
субъект отличается от Атмана,
Для того объект и познание
тоже кажутся отличающимися от Атмана.
6. Даже в этом мнимом различии
Мудрец воспринимает неотъемлемое единство.
Невежественный человек,
захваченный мнимым различием,
считает себя отдельным.
Капали:
7. О Мастер, то Бытие,
в котором появляются эти различия в триаде,
Наделено Силой [ шакти ]или лишено шакти?
Бхагаван:
8. Дитя, то Бытие,
в котором эти различия в триаде появляются,
Знающие Веданту именуют всесильным.
Капали:
9. Та Божественная Сила,
о которой говорят ведантисты,
Динамична или статична?
Бхагаван:
10. Дитя, лишь только благодаря движению шакти
миры возникают,
Но Реальность как основание этого движения
всегда неподвижна.
11. То движение шакти,
что основано на неподвижном — Реальности —
и является причиной этого мира,
Знатоки Писаний именуют
не поддающейся объяснению иллюзией [ майя ].
12. Это движение кажется реальным
только незнающему, субъекту1.
На самом деле в Бытии нет движения,
о лучший из людей.
13. Кажущееся различие между Богом [ Ишвара 2]
и его Силой [ шакти ]
возникает из-за дуалистичности взгляда.
Если ум погружен в свой Источник,
эти двое становятся Одним.
Капали:
14. Бхагаван, эта активность Ишвары,
причина этой грандиозной вселенной,
является вечной или нет?
Пожалуйста, просвети меня.
Бхагаван:
15. Хотя Всевышний движется
благодаря Его собственной Высочайшей Силе,
Он, на самом деле, недвижим.
Только Мудрец может постичь
эту глубокую тайну.
16. Движение само по себе есть активность,
и её называют шакти.
Верховная Личность посредством Своей шакти
сотворила всё, что мы видим.
17. Активность бывает двух видов:
развертывание [ npaвpиmmu] и спад [ нuвритти ].
Ведический текст3:
«Всё это стало Атманом самим»
говорит о нuвритти.
18. Поэтому санскритское слово «сарвам» («всё это»)
относится к множеству,
наблюдаемому при дуалистическом взгляде,
А слово «абхоот» («стало»)
подразумевает некоторую активность.
19. Специфическое выражение «Атманом самим»
подразумевает,
что множество разнообразных вещей,
порожденных Им,
В конце концов будет возвращено в Атман.
20. О лучший из людей,
Бытие нельзя осознать без шакти 4.
Шакти имеет две стороны:
активность [ вьяпара ]и основание [ ашрайя ].
21. Знатоки Писаний говорят,
что работа по созданию, поддержанию
и растворению вселенной
суть активность [ вьяпара ].
О лучший из людей,
основание [ ашрайя ]есть не что иное, как Бытие.
22. Поскольку Бытие само по себе есть всё,
Оно ни от чего не зависит.
Кто понимает шакти
и как активность, и как основание,
только тот и знает.
23. При отсутствии движений ума5
в Бытии нет различий.
Когда Бытие подавляет или успокаивает шакти,
движения ума не возникают.
24. Если, со временем,
наступит великое растворение вселенной,
То эта активность поглотится Бытием
без каких-либо различий.
25. Без шакти невозможны
никакие проявления этой активности,
Ни творение, ни познание,
включающие триаду: субъект, объект и познание.
26. Единая трансцендентная шакти,
причина всех причин,
известна под двумя именами.
Как основание её называют «Бытие»,
и как работу творения её именуют «активность».
27. О достойнейший из людей,
тем, кто считает отличительным знаком шакти
только движение,
Надо указать, что существует как её основание
некоторая высочайшая Реальность.
28. Ту единую высочайшую Реальность
одни называют шакти,
другие — Бытие,
третьи — Брахман,
А еще некоторые — Личность.
29. Есть два средства, о дитя,
которыми постигается Истина.
Она определяется своими характерными атрибутами
или непосредственно переживается как Реальность.
30. Таким образом, знание Бытия
можно получить двумя способами —
посредством Его активности
или переживанием Его как такового;
То есть косвенно, через Его атрибуты,
или непосредственно, будучи единым с Ним.
31. Говорят, что Бытие является Основанием, дитя мое,
а активность — Его атрибутом.
Постижением источника активности
с помощью активности
человек твердо пребывает в Основании,
то есть в Бытии.
32. Бытие сопровождается атрибутом,
и атрибут — Бытием.
Говорят, что связь между ними — тождество.
33. Так как Бытие постигается только по Его атрибуту,
А именно — активности,
то Оно вечно активно.
34. На самом деле активность —
не что иное, как Бытие.
Все представления о различии —
лишь проекции ума.
35. Это творение, называемое игрой шакти, —
только идея Ишвары.
Если выйти за её пределы,
то останется одно Бытие.
Такова двенадцатая глава, именуемая
«О шакти»,
в Шри Рамана Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.
Глава XIII
Мужчина и женщина
одинаково пригодны для отречения 1
1—3. Лунный свет для своего рода, Атрейи,
Невеста, вошедшая в дом Васиштхи,
Мать невозмутимого Махадэвы, знатока Вед,
Идеальная жена и человек, преданный службе миру
И практике великой Шри Видьи 2,
восхваляемой мудрецами,
Первый Гуру юга Виндьясы в Тара Видье,
Мой друг в тапасе,прославленная Вишалакши3,
4. Она передала через меня два вопроса
Мудрецу Рамане, другу вселенной:
5. «Если женщины, постоянно пребывающие в Атмане,
сталкиваются с препятствиями,
То позволяют ли им Писания отречься от дома
и стать странствующими аскетами?
6. Если женщина,
получившая Освобождение еще при жизни,
оставляет тело,
То что будет правильнее — кремировать или хоронить
его?»
7. Бхагаван, великий Мудрец, постигший смысл
всех Писаний,
Выслушал оба вопроса и дал свое решение:
8. «Поскольку Писания не запрещают это,
нет ничего ошибочного,
Если женщины,
пребывающие в Атмане
и полностью подготовленные,
становятся странствующими аскетами.
9. Освобождение и Мудрость
не различаются для мужчины и женщины,
И поэтому тело женщины, освобожденной при жизни,
не должно кремироваться.
Разве оно не Храм?
10. Все несчастья,
проистекающие из кремации тела мужчины,
освобожденного еще при жизни,
которые перечислены в Писаниях,
Последуют даже тогда, когда кремировано тело
женщины,
освобожденной при жизни».
11. Мудрый Рамана Махарши осветил эти вопросы
о женщине, достигшей Освобождения,
21 августа 1917 года.
Такова тринадцатая глава, именуемая
«Мужчина и женщина
одинаково пригодны для отречения»
в Шри Рамана Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.
Глава XIV
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!