Божественный Мудрец



Прекрасная, превосходящая все грёзы, очаровывающая внутренняя жизнь божественного Мудреца Шри Раманы, ее духовные приключения и ее божественные достиже­ния, оживляет высшие устремления и толкает вверх, в глубины нашего бытия; она передает нам чувство значи­мости нашей жизни, придает нашему существованию глу­бокий смысл и великую цель, показывает божественные возможности жизни, иллюстрирует ее величественную Цель и, более того, указывает великолепный Путь ее дос­тижения даже здесь, на земном плане, и в этом самом жилище из праха1.

Небесные красоты и неземные триумфы его трансцен­дентной жизни, Божественной жизни, открыты только тем, кто имеет «глаза, чтобы видеть»; те, кто имеет веру в него, молятся ему, обожают его в мысли и духе, могут чувствовать и чувствуют их, а те, кто абсолютно чист и достаточно подготовлен, чтобы жить его жизнью, могут пережить их. Сама мысль о Шри Рамане в благородном сердце вызывает чувство обожания и манит сердце Его взглядом и образом жизни. Шри Рамана — вечное при­глашение довести Совершенство до конца: Он есть Боже­ственный Зов.

Для реализации Атмана, становления подобным Шри Рамане, величайшее послание, которое Махарши дал для устремления и просветления человечества, есть инди­видуальное исследование «Кто я?». Само-реализации, или Переживанию Везде-присутствующей Реальности, всегда должен предшествовать подготовительный взгляд во внутренние пласты наших глубин, героическая борьба на нашем Пути в направлении к самому смыслу и источнику всей жизни, сжигающая любовь и всепоглощающее рве­ние для достижения Божественного Света и Милости; в противном случае человек обязательно потеряет свой путь в ложных путях и встретит поражение, разочарова­ние и сумасшествие. Поэтому поиск внутреннего Центра, Подлинного Человека, метафизической Сущности, то есть Потаённого, скрытого в сердце интеллектуальной, виталь­ной и физической оболочек каждого человека, есть Пер­вый Шаг.

Но обращенное вовнутрь познание Атмана само становится возможным и расцветает в наиболее эффек­тивную действующую силу только после определенного необходимого периода удачной психологической трени­ровки и дисциплинирования человека в целом. Сознатель­но упражняя силу воли, в свете знания, обретенного по­сле углубленного изучения Прастханатрайи 2,и пережи­вания человек должен отбросить тайные мысли, уничто­жить внутренние страсти, превозмочь тонкие желания, отказаться от эгоистических интересов и возвысить душу над всеми человеческими страстями и предрассудками, пристрастиями и недоразумениями. Эта садхана порож­дает в устремленном «пустоту» сердца: тишину ума, фи­лософское равновесие и духовное зрение.

Вичара,везде-присутствующее размышление над осно­ванием и причиной жизни и вещей, вивека,везде-присут­ствующее различение между разрушимым и Неразруши­мым, нереальным и Реальным, и вайрагья,ревностное отвращение от эгоизма и чувственности — эти три ком­понента составляют спасательный пояс, крылья и глаза каждого серьезного искателя Истины. Типичная поза для Шри Раманы, «сумасшедшего», утратившего себя в транс­цендентной радости Божественного Я, — постоянный вы­зов пышности, славе и блаженству земных царей и импе­раторов. Крайнее равнодушие Шри Раманы к волнениям и чудесам мира дает нам меру его неземного величия. Про­стое размышление о его философском равновесии, его по­стоянном Мире, его внутренней духовной радости про­кладывает путь к обладанию новым умом, новым сердцем и новыми глазами. Высоты распознавания, подлинного бесстрастия, глубины, полноты, милости его проявленной жизни сравнимы с теми же у Господа Даттатрейи и Шри Дакшинамурти.

Для современного человечества жизнь Шри Раманы сделала Невидимое живой Реальностью, неизвестным3 сознательным Переживанием. В нём Бог стал плотью, Ис­тина нашла свое полнейшее выражение, Атман про­явил Себя во всей Своей полноте. Эта великая Цель ожи­дает каждое дышащее существо. Шри Рамана — духовная Судьба каждого человека. Само-выражение посредством Само-исследования, Самопознание и обнаружение Атмана — смысл и цель всей сознательной жизни. Шри Рамана — Божественный Зов. Он зовет каждого устремленного — в Себя, в Свое Совершенство, в Свою Реализацию. Как искатель он нашел Путь, протоптал его, достиг Божественного предназначения; стал тем, что ви­дел в той Цели; принес ее красоты в земную жизнь и разделил свой бесконечный Мир и Радость с миллионами душ, бредущих на ощупь в глубочайшем неведении, печа­ли и болезнях.

Пусть Божественная Милость Шри Бхагавана снизойдет на каждого, все более и более обильно, чтобы осуществить Знание Атмана и Свет Атмана здесь и теперь!


ГЛОССАРИЙ

А

Авадхута Гита — экстатическая Песнь мудреца Авадхуты, достигшего оконча­тельной Реальности; содержит 8 глав.

аватар, аватара — воплощение Бога, обычно Виш­ну (см.), ради блага мира.

Агамы — тексты в шиваитской традиции, на основании которых в Южной Индии строятся храмы и выпол­няются ритуалы.

агами карма — новая карма (см.), накопленная в нынешней жизни и переноси­мая для отработки в будущие перевоплощения.

Агастья — Мудрец, написавший апологию тамили, родному языку Махарши.

адвайта — недвойственность; также и фи­лософское учение, школа, не­дуализма в Веданте (см.).

анахата — психический центр, чакра,рас­положенный в середине грудной клетки, в районе Сердечного центра. Согласно Шри Бхагава­ну, не совпадает с Сердечным центром, лежит за ним.

анкуша — особый инструмент для сдержи­вания слона.

Аруначала — букв.: «Гора Света»; священная гора в Южной Индии, где Шри Рамана провел всю свою взрос­лую жизнь; имя Бога.

Аруначала Панча — «Пять драгоценностей Арунача-

Ратна лы», поэма, написанная Шри Раманой на санскрите. Содер­жащая всего 20 строк, она от­личается исключительной ёмко­стью содержания, дает сущность четырех классических Путей йоги в Свете Аруначалы как Высочайшего Бытия.

Архис — Свет. Путь Архиса — «путь Света». Им следуют святые, об­ретающие бессмертие (в отли­чие от «пути Дыма», которым следуют остальные, идущие к новому рождению).

Атман — чистое Я, без малейших приме­сей эго — представления «Я-есть-тело»; истинная природа человека, его истинное Я,вы­ражаемое чувством «Я есмь». Тождествен Брахману (см.), как солнечный луч — солнцу, а потому есть высочайшее Бытие, конечная Реальность.

АХАМ — русское соответствие англий­скому AHAM, аббревиатуре «The Association of Happiness for All Mankind» («Ассоциация счастья для всего человечества» основа­на А. Раманой (см.) в 1978 году, после того как он имел виде­ние Шри Бхагавана и получил благословение представлять Его Учение миру, переполненному страдающими); «Я» (санскр.).

ачарья — духовный руководитель, провод­ник.

ашрам, ашрама, четыре традиционные стадии

ашрамы жизни индуиста: целомудренный ученик (брахмачарья),женить­ба и семья (грuxаcmxa),лесной отшельник (ванanpаcmxa),пол­ное отречение от мира, странст­вующий монах (санньяса).

ашрайя — Основание, Бытие.

Аштавакра Гита — диалог между мудрецом Ашта­вакрой и царем-мудрецом Джа­накой о том, как достичь Осво­бождения сразу после нового ро­ждения; книга содержит 20 глав.

Б

Брахма — индуистский бог, творящий все­ленную; одно из трех главных божеств индуизма.

Брахмалока — небо Брахмы, где формируется сознание Освобожденного.

Брахман — безличный Абсолют в индуизме, не имеющий атрибутов, на ко­торый можно только «указать» — ТО; высочайший Принцип.

Брахмарши — сокращение для Брахма-риши, термина, которым обозначают ве­ликого, выдающегося риши (см.).

брахмачарья — первая из четырех традицион­ных стадий жизни индуиста: це­ломудренный ученик.

бхава — отношение и особенно отноше­ние к Богу. Здесь этот термин имеет два других значения:

а) становление (сансара);

б) первое из многочисленных имен Шивы (см.) — «Су­щий», всесильный защитник семи миров, тот, кто ЕСТЬ.

Бхагавад-Гита — часть Махабхараты (см.), в кото­рой Кришна (см.), воплощение Вишну (см.), дает наставление своему ученику, Арджуне. Почита­ется всеми индуистами как текст, содержащий сущность индуизма.

бхаджан — религиозное пение или песня.

бхакта — преданный.

бхакти — преданность.

бхакти-йога — Путь любви и преданности Богу.

бхума видья — знание Источника, Бытия.

В

Вайкунтха — небо Вишну.

вайрагья — бесстрастие, непривязанность, отсут­ствие привязанностей и желаний.

Валли — здесь: имя одной из двух жен Субраманьи.

ванапрастха — третья из четырех традицион­ных стадий жизни индуиста: лесной отшельник.

васаны — внутренние склонности.

Веданта — философия, базирующаяся на текстах Упанишад,завершаю­щих частей Вед (см.).

ведантист — последователь, адепт, Веданты (см.).

Веда, Веды — названия собраний священных Писаний XX в. до н. э. — V в. до н. э., являющихся оконча­тельным авторитетом для боль­шинства индуистов.

Венкатараман — имя Шри Раманы от рождения.

Виндьяса — один из холмов в горной цепи, тянущейся с востока Индии на запад, отделяющей полуостров Индостан от Декана.

Вишалакши — имя жены Кавьякантха Ганапати Муни.

вишишта-адвайта — ограниченная недвойственность; также и философское учение, школа ограниченного недуализ­ма, в Веданте (см.).

Вишну — одно из трех главных божеств индуизма, хранитель вселенной.

«Времена Сердца» — специальное время для плано­вых медитаций в АХАМ (см.). Шесть пятнадцатиминутных ин­тервалов: 6.45 — 7.00, 10.45 — 11.00 и т.д. через каждые че­тыре часа в течение суток, если в это время практик бодрствует. В эти периоды внешняя дея­тельность прекращается и про­водится безмолвная медитация (Само-исследование, или Само-внимание). Если остановить ра­боту невозможно, то она про­должается, сопровождаемая вспо­минанием Себя в процессе Само-исследования (медитацией с от­крытыми глазами). Для духов­ных искателей, продвинутых в Само-исследовании, «Времена Сердца» («Часы Счастья») — периоды проверки процесса пре­бывания в Атмане или прогресса в медитации с откры­тыми глазами.

вритти — видоизменение (здесь — видо­изменение ума).

вьяпара — второе имя для шакти (см.); активность, творящая, поддер­живающая и растворяющая все­ленную.

Г

Ганапати — бог индуизма, младший сын Шивы (см.), имеющий голову слона при человеческом теле. Почитается как удаляющий все препятствия.

Ганга — священная река в Индии (в рус­ском языке — Ганг).

Ганеша — см. Ганапати.

Ганеша Гита — беседа между царем Вареньей и Ганешей (см.) о природе йоги; книга содержит 11 глав.

Гита — букв.: «Песнь»; сокращение для Бхагавад-Гиты.

грантхи — связь, узел.

грантхи бхеда — разрубание узла.

Гуру — духовный Учитель. С точки зре­ния Шри Раманы, настоящий Учитель должен быть способен довести ученика до Освобожде­ния.

Гуха — букв.: «грот», «пещера». Имя младшего сына Шивы (см.), по­читаемого как Господь Пещеры: «Он — тайна».

Д

Дакшинамурти — Шива в облике юноши, который, обращенный лицом на юг, на­ставляет учеников посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба значения связаны с Аруна­чалой (см.) и Шри Раманой.

Даттатрейя — знаменитый Мудрец, классиче­ский пример последователя ад­вайты,чье имя упоминается в нескольких Пуранах; ему припи­сывается авторство адвайтическо­го сочинения Авадхута Гита.

двайта — двойственность; также и фило­софское учение, школа, дуализ­ма в Веданте (см.).

джива — индивидуальная душа (воплоща­ется снова и снова до Освобож­дения).

дживанмукта — человек, достигший Освобожде­ния еще при жизни в теле, на­пример Шри Рамана Махарши.

дживанмукти — Освобождение еще при жизни в теле.

джняна — Мудрость, или Знание: знание Себя, Атмана (см.).

джняна-йога — Путь Знания для соединения с Богом, или Реальностью.

джняни — человек, осознавший Себя, Атман.

дхарма — космический закон для вселен­ной, отвечающий истинной при­роде бытия.

Дэвасена — старшая жена Субраманьи.

Дэви Гита — беседа между богиней Парвати (Дэви) и ее отцом, Химаватом, посвященная доктрине адвай­ты (см.); книга состоит из 9 глав.

И

Ишвара — высочайший личный Бог инду­изма.

Й

йога — соединение или средство соеди­нения человека с Богом.

йога-шастра — Писание йоги (имеется много йога-шастр о различных мето­дах йоги).

К

Кайласа — священная гора в Гималаях, традиционное местопребывание Шивы.

карма — имеются три главных значения:

1) действие;

2) последствия действий;

3) судьба

и три главные части:

1) санчита;

2) прарабдха;

3) агами (см.).

Картикейя — одно из имен младшего сына Шивы как звезды в созвездии Картика (Плеяд).

Краунча — одна из гор в восточных Гималаях.

Кришна — воплощение (аватар) Вишну.

Кумара — букв.: «юноша». Одно из имен младшего сына Шивы.

Кумарила Бхатта — прославленный философ Миман­сы, одной из шести ортодоксаль­ных систем индийской филосо­фии; Бхатта означает «Доктор».

кумбхака — сдерживание, или задержка, дыхания.

М

маджана — погружение в Сердце.

майя — иллюзия.

манана — вторая стадия садханы (см.) на классическом Пути Знания: глу­бокое размышление над Истиной. С точки зрения Шри Бхагавана, это Само-исследование, поиск Атмана (см. стих XV: 7).

манас — ум, способность думать; озеро в Гималаях, излюбленное место­пребывание лебедей.

мантра — священные слова (или слово), успокаивающие ум, которые Гу­ру обычно дает ученику для по­вторения.

мантра-йога — йога (см.) с активным использо­ванием ритмичного повторения мантр (см.), т. е. джапы.

маргана — Путь поиска Атмана.

Махабхарата — «Великое (сказание) о Бхара­тах»; огромный индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э.

Махарши — Великий Мудрец (южноиндийское произношение слова Махариши).

махатма — Великая душа, великий человек или святой.

Меру — гора Меру, легендарный Олимп индусской мифологии; обитель Брахмы (см.).

мукта — Освобожденный.

мукти — Освобождение.

муладхара — первый психический центр, ча­кра,расположенный в основа­нии позвоночного столба.

муни — отшельник или аскет, обычно пребывающий в Молчании, мауне;Мудрец.

Н

надu — тонкий, или психический, нерв.

Нарада — риши (см.), автор многочислен­ных и важных духовных текстов.

нивритти — абсолютный спад, прекращение активности.

нидидхьясана — третья и последняя стадия на классическом Пути Знания (и с точки зрения Шри Раманы; см. XV: 12) перед Само-реали­зацией: твердое пребывание в Истине (с усилием), которое при Само-реализации переходит в прямое, без усилий, пережи­вание Атмана.

нирвикальпа — отсутствие различий.

нияма — кодекс поведения, в том числе в быту, в храме и т. д. Классиче­ской ниямой является вторая ступень раджа-йоги (см.), ко­торая именуется «Нияма» и формулирует принципы отноше­ния йогина к себе.

П

парабхакти — высочайшая преданность, пол­ная отдача себя Богу, Высшей Силе.

Парамахамса — букв.: «высочайший лебедь». Мудрец, который, подобно ми­фической птице «хамса», спо­собной отделять молоко от воды и пить его, может различать между Реальностью и не-Реаль­ностью и пребывать только в Реальности.

Парашара — один из великих ведических Мудрецов.

Парвати — жена Шивы (см.), «Гора».

правритти — активность как проявление, раз­вертывание, развитие.

праджняна — полное, или Совершенное, Соз­нание.

прана — жизненная энергия, поддержи­вающая и вселенную, и тело.

прана-родха — контроль дыхания, то же, что и пранаяма (родха — «сдержи­вание»).

прарабдха — та часть общей кармы (см.), накопленной человеком, кото­рую ему суждено пережить в нынешней жизни; она включает три вида действий:

1) ичха — ради собственных желаний;

2) аничха — выполняемые без желания;

3) паречха — действия, вы­званные желаниями других.

Прастханатрайя — три основных Писания («Трой­ной канон») Веданты: Упани­шады, Брахма-сутры, Бхага­вад-Гита.

Пунджаджи, Шри — прямой ученик Шри Раманы.

(Пунджа, X. В. Л.) Родился 13.10.1910. Первое пря­мое переживание Атмана имел в возрасте восьми лет. Встретил своего Учителя в 1944 го­ду и вскоре после этого достиг Само-реализации в Его Присут­ствии. Будучи домохозяином, продолжал работать и поддер­живать большую семью до 1966 го­да. Сейчас живёт в г. Лакнау, Индия (Sri H. W. L. Poonja, Sector 20/144A Indira Nagar, LUCKNOW 226016, U. P. India) и проводит сат-санг (см.) для сотен учеников и почитателей, приезжающих со всех уголков света (см. «Сат-санг Бхаван»). Отвечает на письма, написан­ные по-английски.

пурака — букв.: «наполнение»; вдыхание воздуха через нос.

Р

ража-йога — букв.: «царственная йога»; сис­тема йоги, сформулированная Патанджали в Йога-сутрах.

Рамана, А. — Ди Траммел, американский по­читатель Бхагавана Шри Рама­ны Махарши, получивший в 1973 году Просветление при взгляде на Его портрет в книге, случайно встреченной им в од­ном из магазинов Хьюстона. Свами Муктананда, известный Учитель из Ганешпура (Индия), в 1974 году посетил Хьюстон во время своего второго мирового турне. Распознав состояние соз­нания Ди Траммела, он дал ему имя его Гуру. Основатель и ду­ховный директор АХАМ (см.).

Рамана-упанишада — здесь: сокровенное учение Раманы.

речака — букв.: «выдох»; выдыхание воз­духа при контроле дыхания.

Рибху Гита — работа великого тамильского риши Рибху, имя которого фи­гурирует в ряде Упанишад (например Теджобинду). Состоя­щая из 44 глав, она посвящена чистой доктрине адвайты (см.).

риши — Мудрец.

С

садханa — буквально переводится как «сред­ства», но в более общем смысле означает «духовная практика».

садху — здесь: выдающийся человек или духовный искатель, отрекшийся от мира. Однако Шри Рамана часто использовал этот термин как титул человека, осознавше­го Себя, Атман.

сакшаткара — непосредственное осознание, Само-реализация.

самадхи — Шри Рамана употреблял этот тер­мин, имея в виду состояние пря­мого переживания Атмана.

Само-внимание — внимание, направленное вовнутрь, к первому лицу, субъекту, а не к объектам (выражаемым место­имениями «ты», «вы», «он», «она», «то», «это» и т. д.). Синоним Са­мо-исследования. Процесс Само-внимания начинается с внимания к «я», чувству индивидуального бытия, эго, которое, будучи иллю­зорным, не выдерживает вопро­шания «Кто я?» и исчезает, остав­ляя истинное Я, Атман.

сансара — круговорот рождений и смертей, прерывающийся только с дости­жением Освобождения.

Санаткумара — Санат-Кумара, то есть «всегда юный и всегда чистый».

санньяса — отречение от мира (странству­ющий монах). Четвертая, и по­следняя, традиционная стадия жизни индуиста.

санньясин — монах или отрекшийся от мира.

Cam — Бытие, Истина, Реальность, По­стоянство.

сат-санг — букв,: «пребывание в Бытии»; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудре­ца (см. «Сат-санг Бхаван»).

«Сат-санг Бхаван» — организационная форма, в кото­рой Шри Пунджаджи (см.) пять раз в неделю проводит свои сат-санги (см.) в г. Лакнау, Индия (Satsang Bhavan, A 306, Indira Nagar, LUCKNOW 226016, U. P. India).

сахаджа стхити — естественное состояние бытия.

сахасрара — «тысячелепестковый лотос», высшая из чакр,расположенная над головой.

сиддха — человек, достигший сверхобыч­ных сил; состояние Освобожде­ния; человек, достигший Осво­бождения.

сиддхи — сверхобычная сила или силы (по контексту).

Сканда — имя Бога, младшего сына Шивы: «Тот, кто накопил силу чисто­той». Другое значение: «мощно атакующий в битве».

стхита праджня — тот, кто непоколебимо пребыва­ет в Знании, или в чистом Со­знании.

Субраманья — другое имя Сканды (см.). Эти­мологически: «Тот, кто бодрст­вует в росте духовности уст­ремленных».

сушумна — психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы.

Т

тамили — южноиндийский язык, родной язык Шри Раманы.

Тантра Вартика — работа по философии Мимансы. Ее автор — Кумарила Бхатта, но благодаря своему видению Ганапати Муни рассматривает Бхатту как Раману Махарши в одной из его предшествующих жизней.

mаnac — букв.: «жар»; обычно этот термин означает интенсивную медита­цию, связанную с практикой са­моотречения и воздержания, кон­троля физического тела и ума.

Тара — букв.: «Тот, кто пересек». Пер­вое имя жены Шивы.

Tаpa Видья — знание, которое спасает.

Тарака — тот, кто перевозит через океан сансары (см.); имя демона, уби­того Субраманьей.

телугу — один из южноиндийских языков.

Тирунянасамбандар — выдающийся тамильский поэт и святой, живший приблизительно в VII в. н. э.

Тируваннамалай — город, лежащий у подножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Раманашрама — около трех километров.

У

Упанишады — завершающие части Вед. Из Упанишад берет начало вся философия Веданты.

упасaнa — букв, «сидеть около». Обычный смысл: духовные упражнения (служение, почитание, медита­ция), но для Шри Раманы важен конечный результат — пережи­вание Атмана в процессе практики (см. стих I: 13).

Х

хатха-йога — система физических практик, на­правленная на поддержание здоро­вья тела и продление его жизни.

Хридаям — букв.: «Это — центр»; Сердце; духовное Сердце (не чакра),местопребывание Атмана в физическом теле.

Ш

шакти — Энергия, Божественная Сила, персонифицируемая как жен­ский аспект Бога.

шанти — внутренний Мир, спокойствие.

шастра — Писание.

Шива — одно из трех главных божеств индуизма и воплощение Абсо­люта. Шри Рамана также ис­пользовал это слово как сино­ним для Атмана.

Шива Гита — беседа Шри Рамы с Шивой, по­священная вопросам гармонии, согласования, положений ад­вайта-веданты;книга содер­жит 16 глав.

шлока — стих или часть стиха в священ­ных текстах, написанных на санскрите.

шравана — первая стадия садханы (см.) на классическом Пути Знания: слушание Истины от Учителя. Согласно Шри Рамане, это — внимание к собственному ду­ховному Сердцу, его Зову (см. стих XV: 6).

Шри — почетная форма обращения.

шуддха кумбхака — полный контроль дыхания.

шудра — представитель четвертой, самой низшей касты традиционного об­щества в Индии, который должен был служить, выполнять самую неквалифицированную работу для высших каст, тоже имеющих чет­кое назначение: брахманы (духовность и наука); кшатрии (правители, воины и администра­торы); вайшьи (торговцы, учите­ля, средний класс).


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!