Концепция Н. А. Бердяева



По духу близок Ясперсу. Он видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция К. основывается на универсальности и всемирности истории человечества. К. все принципиально взаимосвязаны. Осознание человеком своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства. К. для него не просто феномен…, он связывает К. с культовой практикой, и истоки данной практики принципиально сакральны. К. зачалась вокруг храмов, и в свой органический период была связана исключ. с религией. Понятие К. он сводит лишь в духовной сфера. Т.к. культура, понимаемая Б. иерархична. Для средней массы человечества нужна лишь средняя культура, высшие цели культуры понятны немногим, но лишь на них держится все человечество.

 

У Бердяева К. (духовное) и Цивилизация (материальное) – параллельно развивающиеся явления. Цивилизация – это не окостенение и не упадок К.

Эволюция (генезис) К. – всякая К. имеет период цветения, подъема. В начале м. б. варварство, а в конце упадничество. Совр. состояние К. оценивал Б. как глубочайший кризис – выход в рамках религиозной философии. Человеч. род только в духовной сфере может преодолеть свою биологичность. Огромная роль осознание чел-вом своего единства будет по-прежнему у Христианства. Потому что герметический заряд Христианство обозначил себя в момент, когда соединились культуры востока и запада, Христианство спасет человечество.

 

Питерим Сорокин

Теория культурной суперсистемы. Главный фактор, опред. поведения людей – фактор культуры, все, что мы можем воспринимать, говорит о нашей внутр. культуре. То из чего мы выросли уже не существует, кризис мены культурных типов (пришествие к власти большевиков). Он увидел потом кровь. грязь, необразованность, больше «его» культуры не существовало.

 

Базовый принцип К. – ценность. Основные ценности: мораль и образование. Он увлекался типологизацией культуры. Критерий – господствующие мировоззрения. № основных типа К., сущ. которых не связано с пространством, историей.

Идеоциональный тип связан с принципами сверхчувствуенности и сверхразумности. Бог – единств. ценность и реальность. Человек интересен т. с позиции ношения связей в Богом (европейское средневековье 9-11 вв, греч. культура с 8 по 6 век до н.э. – культура брахманской Индии). Чувственный – этот КИТ хар-ется непосред. чувственным восприятием, аскеза кажется ему противоестественной. Для сенситивной К. хра-ны теории общест. договора, всеобщего права. Цель общ-ва – достижение максимальной суммы счастья, добра. Искусство служит удовлетворением чувственно потребности: развивается, медицина, биология, знание. (Это например, греческая культура классическая периода).

Идеальный тип – идеалистический тип, смешенный между чувственными и … Признание факта, что реальность частично сверхчувст. и частично чувств. нацелена на Бога и на человека. Мысли чел. – иедльный миропорядок. Особое внимание заслуж. обществ. деятели, кот. служат идеалу, кот не связан исключительно с богом. Исключается несовершенные моменты: зависть, нищета и т.д. Наука формирует мировоззрение и воспитывает. Церковь занимается земными делами. (европ. 13-14, начало класс. периода греч. культуры)

Сам кризис К. – необходимый, но мучительный. К. иного типа должна стать гуманной, кот. будет основана на новых ценностях.Не убивать, а строить.

 

Один из вариантов культурной антропологии.

 

Культурно-антропологические школы

 

1-е направление эволюционизм – середина 19 века – моменты взаимосвязи разных цивилизаций и первобытных культур. Эволюция – особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от простейшего состояния к более сложному. Исход. положение эволюционизма – прошлое человечества м.б. восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ. Эта концепция опирается на идею. что пережитки, встречающиеся в сорв. К. может стать ключами тайн, кот. будут служить моментом к разгадкам тайн историч. сонов.

Принципе Эв-ма:

1) идея единства человеч. рода и единообразия развития культур

2) прямая однолинейность такого развития от простого к сложному

3) тезис об обязательность опред. стадий в развитии опред. обществ

4) каждая культура обязательно развивается до европейской манеры развития

 

Основной методологический вопрос – вопрос применимости принципов Дарвинизма (человек появляется путем реализации 2-х стратегий: соперничество и женщины, с их правом выбора) к развитию человеческого общества.

Идея эволюции, выраженная специфическим языком. Основа дисциплины эволюции – биология. Для культурантропологв нужно было адаптировать язык для своих нужд. Левак, Спенсер, Фрезес, Тайлер – Англий. Байерс, Либерт – немцы. Норман – франция.

 

Эдвард Барнетт Тайлор – основоположник культ. антропологии. Глав. труд «Первобытная культура»?: сущ-ние первобытности как начальной фазы развития европ. Ки превращение первобытности в нечто европейское. Он считал все народу и К. соединены в один эволюционный ряд. Стадии: дикость, варварство, цивилизация. Развитие К. по аналогии с развитием естеств. явлений и биологич. видов. Единицы изучения – отдельные категории предметов (религия, техника и т.д.). Научный метод страдал ограниченностью, по его опред. К. совокупность орудий труда. Эвол-я каждого… вне связи с другими элементами. Метод пережитков – он считал, что в соврем. общест. системах сохраняются следы предыдущих стадий их развития, такие элементы он сравнивал с живыми ископаемыми и называл их пережитками (картины, кот не представляют худож. ценности, но хранятся опред. семьей, Стоун Хендж).

 

Конец 19- нач. 20вв – диффузионизм (реакция на ограниченность и недостатки ранних эволюц. концепций, как теоритич. модель культр. антропол. исследовний возниакте в Германии. Истоки лежат в антропогеографич. учения Фридриха Рациль. Рациль стремился изучать К. связи с условиями (географ, кот. влияют на специфику развития культуры). Он считал, что именно природ. условия, вызывают различие в культурах народов. Эти различия запечатлеваются в материальной культуре. В процессе культурных контактов народов происходят пространственные перемещения предметов. Дифф-ты противопоставили понятию эволюции понятие культурной диффузии (пространст-ое распр-е К-х достижения из одних обществ в другие). Возникнув в одном общ-ве явление м.б. заимств-м или усвоенным другими обществами.

Л. Фробениус Новая концепция диффузионная «Теория культурных кругов» согласно теории сочетания ряда признаков. в опред. географ. районе позволяет выделить К. круги: искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие, он не развивается во времени, а взаимодействует с др-и в георграф. пространстве. Если меняются географ. условия, то из взаимодействия новой и старой культур возникает новый культурный круг. Культ-е явления однажды возникнув многократно перемещаются (теория миграции). Элементы одного круга м. распр-ся путем диффузии и накладываться на элементы другого круга.

Сменяющие др. др. во времени К. круги, образуют К. слои. Истрия К. – история перемещения неск. К. кругов и их напластования. (К. – культура). Каждая культура особый организм, кот. проходит ступени как и все живое. К. м.б. мужскими или женскими. К. обладает собств. хар-ром, судьбой. Стадии развития: рождение, взросление, старение и смерть.

Формируется одновременно с диф. формируется соц. школа. Эволюционисты – сам человек, диф. – предмет, соц. – общество – сонов. предмет изучения. Это не простая сумма индивидов, а система связей между людьми, кот. навязываются людям извне и обладают принудительной силой. Франц. школа: А.Конт, М. Мосс, Эми-Брюль. Первобытное мышление и сверхэстеств. первобытное мышление – интерес его работ. Для него главное не личный опыт, а коллективные представления: идеи, кот. не формулируются из собств. жизненного опыта индивида, а внедряются через обществ. среду. Инетерс- писк специфических законов по кот. управляются эти коллект-е представления. Законы по кот. управляются коллектив. представления человека..общества – это коллектив. практика, которая имеет итогом, не т. некую преобразов. реальность, но и преобразования сфер не связанных с соматикой. Осн. хар-ки первобыт. мышления: оно не отделено от эмоций, цель: не объяснение явлений действительности, действует на нервную систему возбуждающе. Первобытный человек не ищет объяснения действительности. Реальность для первобытного человека – отсутствует, глав. адача первоб. человека – опнять какое существо управляет реальностью и с ним договорится (обряды). Вера в сверхест. силы, на место логич. законов выходит закон партиципации (сопричастия): предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным, может находится здесь и еще в каком-то отдельном месте. Партиципацию можно понять в связи с многомерностью внутр. мира человека, он не мыслит себя как законченное существо. Чел. без тени – не человек, тень – часть человека, днем его сопровождает. Ночь, облачность – тень не с ним, поэтому чел. в контексте своей тени м.б. где-то еще; сон – в своих снах чел. соверш-ет какие-то поступки, он здесь, а вов сне где-то еще. Для первоб. чел. есть приемлемые эмоции состояние – спокойствие, невозмутимость. В человека вселяется то гепард, то мея – момент замещения, внутр. флексибельности мира ха-ная черта первобыт. человека.

Коллект. представления есть в мышлении современного европейца, он стремится к общению с природой через религию, обычаи, это позволяет на время стать человеком первобытного общества, возвращает к пралогическому. Восточные К. более близки к первобыт. по логическому мышлению, у западной К. – гораздо меньше.

Этно-психологическая школа – основатели нем. ученые М. Лоцарус и Х. Штейта в течение 30 лет журнал «Психология народа и языкознание»: благодаря единству происхождения и среды обитания индивиды носят отпечаток этой общности в душе. Все индивиды обладают склонности, тенденции, свойства духа и т.д.: все внеш. факторы, кот. присущи опред. культуре отображаются в духе народа.

Анализ на основе лингв. источников. Народ – совокуп. людей, кот. смотри на себя как один народ, разговарив-й на одном языке (общая знаково-символич. система). Народ – категория психологическая.

1 уровень исследования: анализ духа вообще, выявление обзий условий жизнедеятельности

2 единсвто нарда. опред. общностью мифологич. комплекса (посовиц, поговорок)

 

В. Вунд «Психология народов». Высш. псих. процесс: мышление, речь, воля – их можно изучать с попору на культ.-ист. тип. Народное сознание – творч. синтез индив. сознаний, в результате интеграции образ-ется новая реальность, образ-ся новые продукты сверхиндив. дея-ти язык, мораль, миф.

Язык – одна из важнейших форм проявления коллект. воли, народного духа.

 

Малиновский, Браун А. – культура – целое, каждый элемент, которого выполняет определенную функцию. Сторонники функционализма стали рассматривать культуру как функ-е органы, самост. систему. Разложение К. на части и выявление связи м-у ними. Нередко элемент К. играет не только свою роль. а выступает как элемент без кот. К. не может сущ-ть как целое образование.

Малиноский «Научная терия К.» К начинается с биологии, чел рассматривается как животное, кот. в свою очередь выступает как стимул для процесса добывания пищи и т.д. Различия между культурами М-м определяются как различие способов удовлетвор. естеств. потребностей: потребности тела. Сущ. еще и производные потребности, кот. рождены К.: потребность заложенная основными потребностями: в авторитете, соц. контроле. системе образования.

Достижение удовлет. всех потребностей суть организпций – институтов. Принцип подхода: все что мы создаём, стру-рный элемент К. К. система устойчивого равновесия, где каадя часть целого выполняет свою фун-ю связ-ю с фун-цией других частей и целого. Религия важна в кризисных восстанавливает единство группы, связана с продолжением К. в простр-ве.

М. рассмат-ет традицию как форму коллективной адаптации соц. общности к окруж. среде. Если уничтожить границу, то соц. организм лишается покрова и становится естеств. процесс его гибели. В культуре нет пережитков, это важная функция воспоминания, связ. с процессом самоидентификации (все необходимо, всю включено).

 

Структурализм зарождение в рамках функционализма, его первая форма «структурный функционализм». Стр-сты отказываются от псих. и эволюц-кого толкования К. Для них это символист.. ситема. К. трактуется с помощью категории бессознательного. Стр-ра – совокупность элементов целого, кот. сохраняют свою устойчивость при любых измнениях (религ. прктика, мифы, сискус-во).

Леви- Стросс – структурная антропология. Соврм. человек живет в ситуации раскола между культурой и природой и это делает его несчастным. По мего мнению, чел. ощущения не отражают, а кодируют реальность, внутр. несчастье чел-ка заключается в спец. кодировке. Вытесняет в сферу бессозн-го связь между вещами и т.д. На ее место приходят чисто условные связи: уходит объектив. в связи в подсознание..Понастоящему счастливы мы только в своей подсознании. Первонач. образ мира изменяется, но сохраняется в сфере бессознат-го. Путь чел. все больше загромождается символич. структурами, чел. рожденный в кризисе не может родить позитивный код. J Сох-лись традиционные общва, кот. дается ускользать от принципа изменения (холодные общ-ва). Горячие К. со временем изменились, заменили реальные взаимосвязи на связи мнимые, они оперируют актуальными символами, кот. остаются в неизменном состоянии огромное количество времени. В холодных общ-вах искажение – минимально. Проникновения к истор корням чел-ва – на место мнимых д. прийти реальные взаимосвязи, при помощи взаимодейств. холодных обществ.

Догматические знания, с появлением новой интеллектуальной среды, что связано с изменением типа рациональности, перестаёт давлеть над умами людей.

Т.о., эта система как бы генерирует информационное поле (инфосферу). Именно в данной сфере живёт человек. В совр. информационном обществе – когнитериат (занимаются развитием данной сферы).

Усвоение знаний как творческое приобщение к достижениям общества.

Строение третей сферы духовной к-ры, кот. связана с ценностно – ориентационной деятельностью, ещё > своеобразны:

мораль

художественная деят-ть

религия

Знания выступают оценочным фактором, фильтром, они неотделимы от оценочной деят-ти.

Осн-м объектом исследования является мир.

Осмысленный характер познания. В одних случаях больше рассуждают о вере, в других – о разуме.

Познание мира предполагает понимание ценности человека как субъекта деятельности.

Моральная к-ра – наиболее социально значима.

Даёт ценностную ориентацию индвидов друг к другу, обществу.

Моральный уровень – уровень человечности, гуманности в отношении социального субъекта.

Моральная к-ра личности – к-ра поступков, мотивов.

Она рефлексируется на индивидуальном уровне, хотя какие-то принципы будут разделяться группой людей.

 

Худож. к-ра – ценностно-эмоциональная подсистема.

Сложно подобрать объективные методы исследования.

Её строение предусм. наличие 3х компонентов:

художник-творчество-публика.

Самоуправляемая система

Худож. творчество, ценности, потребление.

Для существования худож. к-ры необходимо грамотное потребление творч-ва художника.

Центральным звеном худ. к-ры является искусство как совокупность деятельности в рамках худож. творчества субъекта.

 

Религия.

Восхождение человека к некому сверхъестеству (богу), воплощается культовыми и вероисповедальными действиями.

Воплощает особое отношение человека к миру.

Бог как объект творчества.

Логика подменяется такой спецификой, как вера.

Четвёртой сферой духовн. к-ры представлено духовное общение – культура философии.

Для духовной деят-ти важны формы коммуникации.

Душевный контакт партнёров, в ходе кот. происходит обмен информации.

В момент коммуникации происходит обмен идеями.

Всё это является необходимым условием инвариантов каждого члена различных групп.

По – настоящему духовно ориентированная культура живёт благодаря слову.

Чуткое восприятие коммуникации.

Слово может быть инструментом, оружием, лекарством.

 

Гипервременной аспект – когда читаем книгу, общаемся с автором.

Духовная культура – трансвременной, транссубъективный аспект.

Чрезвычайно значимо слово, коммуникация.

 

Структурные элементы:

-формы собственности на средства производства – соотношение и взаимодействие этих форм

- отраслевая структура экономики

- соотношение ручного и механического труда

- характер разделения труда

- степень реализации экономич. целей

- завершённость экономич. деят-ти

 

К идеальным элементам э.к. относятся:

-экономич. потребности

-интересы различных соц. групп

- трудовая ментальность

- эконом. верования, убеждения

- специфика эконом. духа

Общее понятие: трудовая этика (отнош-е к труду, богатству, бедности, собственности)

Т.о., хоз. к-ру не следует сводить лишь к мат-му произв-ву.

Это реализация творческого начала материальной деят-ти человека

Она обусловлена спецификой человека в социуме и в природе.

Человек – определённый оптимум физич. установок.

Социально – организационное обеспечение жизнедеят-ти человека.

Матер-я к-ра м.б. физическая и социально-организационная.

В физич. к-ре принято выделять 4 сферы:

1) к-ра воспроизводства человеч. рода (специфика взаимодействия мужчины и женщины)

2) физкультура и спорт (развитие физич. возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений)

3) Здоровый образ жизни (культура питания, распорядок дня, организация трада и досуга, постоянная забота о здоровье человека)

4) медицина (сохраняет, восстанавливает духовные потенции тела человека; предметно – преобразующая деятельность)

Социально-организационная деятельность:

Характеризует деят-ть государства, учреждений.

Организаторская деят-ть, устанавливающая новые порядки.

Парламент как инициант преобразований.

Соц. к-ра развивается в социальных отношениях.

Типы управления государством.

Часто данная сфера подразделяется на сферу политики и сферу правовой к-ры.

П.с. как практика включ. в себя практическое функционирование политич. институтов

Механизм создания имиджа правителей

Специфика отношения между различными политическими структурами

Бытие и функционир-е деят-ти субъектов.

При всём многообразии проявлений к-ра выступает как целостность, совокупность материальных и духовных практик общества.

Динамика к-ры.

К-ру сложно зафиксир. в статичном состоянии.

Культ. динамика опис. модификации черт к-ры в пространстве.

Зарождение к-ры.

Нек-е исследователи связывают начало к-ры с появлением человеческого тела.

Орудия труда – 3 млн лет назад

Сложная совокупность к-ры – не глубже 40 000 до н.э.

Краманьонцы.

Технологии ничем не уступали эпохе средневековья.

Появляется первое искусство.

Концепции начала к-ры.

1) ищущие движущие моменты внутри её самой (эндогенизм)

2) начало к-ры во внешних факторах (экзогемизм)

эволюционисты видели движущие силы развития в прогрессивной эволюции человеч. ума, в постепенном накоплении знаний – достаточные условия для динамики к-ры; ядро развития к-ры – человек собственно

совр. исследователи опир. в своих построениях на принципах взаимозависимости; базовый эл-т – способность к энергетическому освоению пространства.

Вопрос о причинах изменений, как прав., не рассматривается эволюционистами. Причины – абсолютная данность.

Эволюция в сфере технологии.

Л. Уайт: развитие технологии ведёт к увеличению обуздываемой человеком энергии.

Марксисты предпоч. рассматривать в кач-ве осн. двигателя к-ры не столько технологии, сколько потенциал производит. сил.

Производство имеет источник развития в себе – саморазвитие.

Мн. культурологи ищут истоки развития в духовных практиках.

Всё это происходит постепенно и изнутри.

Во всех случаях остаётся неясным, что спровоцировало изменения в базовой ф-ме (на экзамене – общая характеристика эндогенизма).

 

Изобретение – новая комбинация известных культурных элементов. С открытием оно не связано. Оно более очевидно, чем открытие. Изобретение может быть техническим и духовным (орудия труда относятся и к тем, и к тем). Приручение огня, письменность, колесо и плуг. О них тоже часто забывают.

Диалог культур – следующий формат культурного движения. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, делает ставку на свою систему самовыражения. Смысл одной культуры не переводится без остатка на язык другой. Между тем, такой диалог принципиально возможет, поскольку источник всех культур – человек.

В диалог вступаю не сами культуры, а их представители, для которых культура очерчивает смысловые границы. Богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другим культурам. Личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых ее культурой.

Сложности: каждая культура неповторима и имеет свои истины. Если за них держаться, диалог и развитие невозможны. Два необходимых условия – свобода личности и свобода творчества.

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!