Культура просвещенная. Основные ее категории.



Особое место в культурологической мысли. Американский исследователь Гейк 1300-1700 года называет предысторией просвещения. Разорванные отношения с античность были восстановлены, в частности с античной языческой философией, которая выступает предтечей просветительской идеологии. Фил-я Ренессанса тое обогатило Просвещение, хотя это время было религиозное, ученые искали компромиссы между классикой и христианством.

Родина просвещения – Англия, кот. активна была поддерживаемая Германией и Францией. Существует принципиально нем, франц, америк, англ, итал, русс. просвещение. Но еще можно рассуждать о культуре просвещения вообще. Европейское просвещение – появление кокнкретного комплекса идей, это глубокий переворот не только в умах (в сравнение с Возрождением), атак же и в практике.

И. Кант: они были захвачены потоком новых идей. Просвещенцы боролись за массы. Культура эпохи евр. просвещения имеет массу черт:

1) Деизм (учение о Боге как творце вселенной, которая после его создания…ход истории подчинен естественным историч. процессам). Деизм как учение свободомыслия, выступает против религиозного фанатизма, освобождение науки и философии от церковной опеки. Среди представителей деизма: Руссо, Вальтер - франц, Лог – англ., Франклин, Джефферсон – амер.

Они иронически относились к присущим христианством чудесам и преданиям. Они противопоставляли вере разум. В эпоху просвещения христ. идеи не теряют свою силу, хотел освободить религию от слепой исторической веры, от церкви, в роль естественных категорий. Религия начинает изучаться научно

2) Апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к развитию космополитизма (осуждения всякое национализма и равенство наций). Вместе с тем распр-ние космопол-зма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко проявляется во Франции.

Франция 14 в. – Нантский Эдит – разрешалось иметь свое вероисповедание (отмена конец 17 в) – чтобы исповедовать свою веру, нужно уехать из Франции. Отсюда отток интеллекта и средств. Это сказалось на особенности патриотического чувства. При нац. погромах – все нац-и равны, громим всем.

Затем патриотизм утрачивает свое значение и в гос. жизни.

3) Культуре эпохи просвещения присуща научность (это эволюция в сфере метафизического, математического и теологического знания). Паскаль, Декарт. Это математики и теологи. В серд. 8 – убеждение необходимости объяснять все явления природы исключительно естеств-ми причинами объясняются. Это были люди-служители науки. В это время наука входит в жизнь человека окончательно в набор ценностей наравне с философией и религией.

То что было раньше чье-то, становится общим «Великая франц. энциклопедия»

Ценности науки была связана с особым понимаем природы человека и его познавательной деятельности так согласно представлениям эпох П.: человек противостоит природе, чтобы преобразовать материал природы, превращая не в необходимые для себя формы. Приода воспринимает не как нечто неисчерпаемое, а как кладовая ресурсов и материалов, необходимых для удовлетворения возрастающих человеческих потребностей. т.к. человек стремится установить приоритет над природой: ему нужны объектив. занния, кот. может предоставить лишь беспристрастный разум. а т.к. объективное видение вещей имманентно науке, поскольку она занимает доминирующее место среди всех видов деятельности человека.

Объективное и беспристрастное рациональное знание, получаемое в начу. исслд.ях, давало возможность предвидения объектив. мира. Науч. знания обладают опережающим потенциалом, это заметили в 18 веке. Наука рпевратиась в производст-й потенциал и соци-ю силу, регулирующую управление многообразными общ-ми процессами.

Эпоха П. – начало техногенной цивилизации человечества.

4) Рационализм. П. взывает к разуму. Сам термин П. не обозначает разрыва в традициях, но обнаруживает очень интересную мимикрию. Главные протагонисты естеств. религии (деизма) заменяли старое Евангелие, она предлагали новое Евангелие, новый текст, новый способ мышления. Вера должна была быть заменена на религию разума. П. спонсировали религиозные война, надеясь, что они справятся с победителями и установят религию разума. Национализм из науки рационализм перекачивает в полит. системы. Рацинализм – основополаг. черты эпохи, рацион-й индивидуализм, связан с гуманизмом послед. эпох. Именно гуманисты заявили о суверенности человека. Разум трактуется как источник и двигатель сознание, этики и политик. Общ-во м. б. устроено рационально.

Все это делало возможным заявить преступление века разума в Европе.

5) Идея прогресса. После Лока 17в. разум становится процессом мышления и приобретает фун-ю деят-ти. Разум и прогресс главные орудия: вера в прогресс через разум. Человечеству это принесло ряд разрушит-х последствий. Ложное управление философией 17 века. Филос-фы того времени, полагали, что чем интенсивнее ем больше давление на общ-во тем быстрее оно меняется, тем лучше. Это закончилось Французской Революцией.

6) Абсолютизация значимости воспитания. Это необходимо для появления нового человека. Стоит правильно воспитать детей в двух поколениях и мир будет прекрасен. 18 век вынужден был отыскивать все заново. Просвещению нужен был принципиально новый челок, новый мир. Он придумывает новую культуру и жизнь, отличные от предыдущих. Деизм, космополитизм, научность воспитание.

Немецкое просвещение.

Особенности: священная римская империя германской нации в 18 в. медленно изживает тяжелые последствие 30-летней войны: экономич. отсталость, упадок культ. центров. Много где еще царит религиозная косность, ведьм жгут.

Лессинг, Гербер. Осущ-е католического просвещения. В др. странах такого нет. В латинский странах каждый, кто не согласен с церковью боролся с ней. В Риме духовенство стремилось исправить их изнутри. В Германии церковь активно реформируется. Реформа преподавания религии. Все что защищало католич. просвещение: «Только тот м. справедливо оценить мир, кто осознает искажения, на которые данный мир был реакцией».

Католическое просвещение реакция против барочности и набожности контрреформации. Несомненно, борьба с суеверием – плюс католич. просвещения. Католич. просвещение оказало мало уважения старых традиций. Они устранили из храма все барочное, что мешает мыслям о Боге. Убираются картины, статую, подушки. Все жестко и просто. Дети католич. просвещения перерабатывали молитвенные книги, чтобы заменить ими книги по благочестию. У каждого верующего появляется свой молитвенник. Основ. цель организации цели в которых – это БОГ. Призыв и постоянное обращение к человеческому разуму. Народная масса оставалась материалом для эксплуатации. Провозглашая духовн владычество разума, просветители открыли новые горизонты. В эпоху Просв возн мощные идеи и течения. Революция в правовой, эстетической сферы. Это привело к политич. переменам. Светская к-ра стала определяющим фактором и движущим фактором к-ры вообще.

Результат века разума – Великая французская революция, провозгласившая человека гражданином. Декларация прав человека. "Все люд«рождаются, остаются свободными и равными». Эту идею часто оспаривали, отвергали, забывали, вновь открывали. Международная декларация прав человека.

Ныне подвергается серьёзному сомнению идеология Просвещения. Разные формы усталости и нигилизма, симптомы кризиса, к-рые не могли предвидеть просветители. Несостоятельной оказалась идея господства чел над природой. Нек-рые считают, что созд-я в век разума интеллект-я машина разбилась при столкновении с реальной жизнью. Не все идеи просветителей оказались жизнеспособны.

Вико, Вольтер, Дидро, де Монтескьё, Руссо, де Кондорсе.

Жан – Батисто Вико – историч. разработки культуры, категории к-ры история, религия, право, ф-мы хоз деят-ти нужно воспринимать в целом. В. сравн историч процесс с жизнью человека.Эпоха богов – детство, герои – юность, эпоха людей – зрелость. После этого колесо обязано свершить следующий поворот. Развивал мысль о циклическом развитии к-ры, но настаив. на божественности тех законов, к-рые управл. этим развитием. Провиденциализм.

Ж-Ж Руссо. Взаимодействие понятий природы, к-ры и цивилизации. Природе в целом у Вико и у Руссо отводилась очень заметная роль. Руссо очень негативно относ. к достижениям искусств и наук. 1850 год «Способствует ли возрождение наук и искусств очищение нравов?» Нет. Р. был уверен в кризисе научно-технич. мысли своей эпохи. Иск-во – фантом. Р. – один из критики эпохи просвещения.

Гердер «Идеи философии истории». «Воспитание человеческого рода – процесс и генетический и органический. Органичность – связана с полезным приобрет-ем навыков и способностей, к-рые человек получает после своего рождения. Органическое требует солнца – света знания. Гердеру мы обяз. терм. «просвещение».

Последним звеном эволюции явл. человек. Именно к-ра отделяет чел от животного. К-ра – второе рождение человека. К-ра характериз:

- Принципиальная надприродность

- Историческая причина развития

Осн. эл-ты к-ры: язык, гос-во, семейные отн-я, иск-во, религия, наука. Г. рассматрив. к-рно-обществ развитие в историко-географическом ключе.

Среди выд Г. цивилизаций наиб важны для чел к-ры имеют след: Китай, Греция, Рим, славянский мир. Каждый регион обладает специфическ-ми чертами, к-рые, с одн. стор, подчёрк. его оригинальность, с др. с. представляет его как этап развития чел. к-ры.

Разл. типы к-ры не должны разделять людей на просв. и непросвещ. Разл м-у к-рами не качественное, а количестве-е. Единая цепь к-р имеет бесчисл. оттенки, цвета меняются местом и временем.

Г. раскрывает осн. вектор движения чел. к-ры. Впитывая все основы, разн. по кол-ву и по кач-ву, чел. движется к одной общей цели – ОБРЕТЕНИЕ ИСТИННОЙ ГУМАННОСТИ. Развитие гуманности в чел. общ-ве позволит разумные способности людей сделать разумом, данные природой чувства реализ. в иск-ве, влечение личности сделать свободным и красивым.

К-ра движется вперёд. но совершенней от этого не становится. На новом месте развив. новые способности. Прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят. Г. отказ. от просветительской модели поступательного развития к-ры. Для него к-ра – историко-географич. феномен.

Лекция № 6 (27. 10. 12)

Эпоха модерна (10-15 лет) была богата теор. манифестами, призывавш. к тотальному обновлению искусств. Модерн корректировал особый тип человека. Из этого вытекает утопичность модерна. Грандиозная перестройка искусств – данный стиль оказался недолговечным. Противоречия в развитии общ-ва привели к его гибели. Модерн остался в ист. иск-в серией уникальных образов, имеющих парадоксальный характер.

«Новое искусство с самого начало было претенциозным и самовлюблённым».

Противоречия:

1) Иррационализм и разумность

2) Интуитивизм и научный расчёт

3) Восхищение техникой и боязнь машинизации

4) Орнаментальность и функциональность

5) Утончённость и простота

 

Всё это крепко должно было переплетаться и образовывать новый стилистич. сплав. Данная традиция не получило поддержки. Ощущение трагедии WW2 – отвлекала.

Неразрешённость отн-й массового и уникального, ремесленного и фабричного. Такое положение предавало ему своеобразную окраску.

Стал побеждать момент массового, фабричного, конструктивного.

Всё наследие романтизма, кот. хотел внедрить модерн, не приживётся.

Представителям модерна грезились миры, где человек творил для себя свободно.

Мод. хотел показать мир таким, как если бы мир пошёл по пути соц. совершенствования.

Но т.к. изменить мир с пом-ю иск-ва нельзя, мир отверг модерн, взяв только актуальное.

М – эпоха мечтателей. Сиюминутное недовольство положением вещей.

Хайдеггер, Ясперс.

 

Мировосприятие, лежащ. в основе пессимистического направления культурологии. В философич. моделях к-ры подчёркивалась принципиальная трагичность, безысходность, абсурдность человеч. существ-я. На смену ренессансу и просвещению приходит чел., кот. стремится к богу, но понимает невозможность его достижения, уходит в чувственную культуру и очень часть деградирует.

Деградация касается не отдельно взятых личностей, а к-ры в целом.

 

Критика буржуазной к-ры.

Артур Шопенгауер:

Основатель философии жизни. Воспринимал к-ру не как обогащение человечества, а как всё большее ощущение от подлинных целей бытия.

Решительно отверг всю западную веру в прогресс человека разумного.

Пережил Наполеона, Французскую революцию. Это привело его к разочарованию. Состояние постоянной тревоги, беспокойства.

Ш. уверен, что всё идёт к закату. Учащаются призывы освободить человека от бремени цивилизации. Цив-я как идеал меркнет. Любая история народа становится историей многих цивилизаций. Это всего лишь отдельные синкретичные истории, цель к-рых – хаос.

Есть Цивилизация и цивилизации, и всё, что чел. способен наблюдать здесь и сейчас – это лишь цивилизации. Ц. неизменно сопряжена с сумерками истории, с её отживающими формами.

Миром никто не правит – ни бог, ни судьба, ни провидение.

Неизменные законы бытия влекут мир через время и пространство, и всё, что движет этим миром в пространстве хаоса и трагедии – это воля к жизни. Мир и все его явления – эманация неизменной бесконечной воли. Мир как воля – это бесконечный поток. Воля питается сама собой – она ненасытна, бессознательна, не имеет цели, конца и начала. Она абсурдна.

Мир, одушевлённый воли, лишён всякого смысла, а жизнь человека в нём – это многообразное страдание и состояние несчастья.

Жизнь – борьба эгоизма, наход. наслаждение в чужом страданье. Всё это заводит индивида и его жизнь в тупик.

Прогресс – предрассудок глупцов, ничто не прогрессирует

Мировая воля – голая, голодная агрессивность.

Мир явлений, порождаемых ею, не развивается.

 

Ш. был болезненный человек – принципиальная антисоциальность.

В его ф. присутствует спасительная сила морали. Ш. оставляет нек-ю надежду на спасение человека через мораль. Слепую волю можно заставить повернуть вспять, если осветить её человечностью, состраданием, чувством вины. Только обращение к человечности способно преодолеть эгоизм замкнутого существа.

Мораль и сострадание – результат долгой и целенаправленной эволюции личн-ти.

Чел. не удалось сильно усовершенствоваться в этом направлении.

Более того, к моменту своего развития чел, «включая» эти «инструменты» понимает, что это никого не нужно. Разум заменяет их, но р – не духовная сила, присущая человеку, а отрицательный результат ощущения базисных актов (питание, размножение и т.д.). Ш. наз. этот процесс ОТРИЦАНИЕ ВОЛИ К ЖИЗНИ.

 

По той концепции, чел. история – процесс неизбежного УМИРАНИЯ смертельно раненого вида. Т.о. приобретение разума и разумности – ущербность.

Космос культуры развивается по своим законам и выходит за пределы человеч. духа. Согл. этой теории, история к-ры – лишь определённая последовательность фаз на дороге, к-рая ведёт к смерти.

Жизнь как феномен мож. быть истолкована из её самой. С к-рой дело обстоит сложнее – её можно только понять, если вжиться в неё. Феномен к-ры постигается путём сопереживания. Только целостность человеч. натуры обеспеч-ет такой эффект.

 

Философия жизни человека сводится к страданию, в конце – смерть.

 

Ф. НИЦШЕ:

Ф. лишена христианских подходов и устремляется в лоно языческого натурализма. Космическая воля к жизни и воля к власти.

Выд. раннего и позднего Ницше.

Ранний:

Для разл-я типов к-ры использ. образы богов греч. и римского пантеона. Выд. 2 обр худ. творч-ва – аполлонич. и дионисич-е.

Подчинение диониса аполлону рождает трагедию. Именно трагич-е противостояние позволило грекам добиться фантастических успехов в к-ре.

Рационализация к-ры в эпоху просвещения уничтожило истоки её процветания, т.к. именно всё многообразие феноменов к-ры сводится к гармонии 2х элементов. Именно двойственность обеспеч. поступательное движение к-ры вперёд.

Подзний:

Элитарная концепция к-ры. Жизнь как воля к власти. Смысл к-ры – формирование носителей воли к власти – Сверхчеловека. Прообразом Сверхчеловека явл-я истинный ценитель жизни во всех его проявлениях (вкус к жизни, к искусству, жизнелюбы).

С-ч-к – идеал, к к-рому стремится человеч-во. Но не все в состоянии достигнуть этого.

Соврем-ю к-ру Ницше характеризует исключит-но негативно. Образец ищет в досократовской Греции, где равномерно представлено аполлнич. и дионисич. В дальнейшем возобладало аполлонич., дионисийское было отодвинуто разумом, наукой. Огромную роль в этом сыграло христианство. Н. обвинял хр-во в отсутствии свободы воли, свободы выбора, оно портит человеч. природу, кот. и так далека от совершенства.

Чел. – больное и уродливое существо, оно опасно отклонилось от своих инстинктов.

Необходим отказ от культа слабых, униженных и возвращение Сверхчеловека или новой его эманации. Гл. черта С-ч – воля к власти.

Развитие современной к-ры ведёт к упадку тенденций проявления С-ч-к и победе посредственности. Наука всё больше упорядочивает жизнь. Нет места для подвига. Совр. к-ра – полный кризис. Виновато христ-во, не оставившее возм-ти для развития. Кризис связан с убылью достоинства человека. Причины – распространение идей нигилизма, что явл-ся итогом распространения христ. идей в общ-ве.

Лекция 10.11.12.

Карл Ясперс – «посевное время». Предлагал единое происхождение человечества и единство истории к-ры.

В своей работе «Смысл и назначение истории» выделяет 4 периода в генезисе к-ры:

1) Прометеевский – орудия труда, огонь; формирование человека как вида.

2) Эпоха великих к-р – возникновение отдельных образований, т.н. «высоких культур». Эл-ты, ведущие к слиянию к-р: письменность, общ. технич-е достижения в различных к-рах.

3) Э. духовной основы человеч-го бытия («осевое время») – духовное основоположение человечества (в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции).

Был создан тип нового современного человека. Возникли религиозно-этические учения. Универсальные ценности. Произошло становление единой исторической основы человечества.

Эти народы заложили основы духовной сущности человека и его подлинной истории как как единой мировой истории.

Ясперс делает вывод о духовном единстве всех народов.

Общие духовные основания – единая всемирная культура.

Через мировую историю человеч-во движется в направлении нового «осевого времени (космическое религиозное культурное единство).

З. Фрейд.

Я – самое несчастное во всём человеке. Наход. м-у двух молотов: инстинкты, желания \ совесть.

Таким образом, каждый человек страдает безмерно. Наш несчастный человек – это мощный удар по человеческой самовлюбленности – Коперник, Дарвин, Фрейд (эволюционирующая обезьяна, которая несчастна).

Фрейд рассматривает культуру как …организм. «Сверх» я прогрессирующая культура. Эта культура, которая все более ограничивает человека и его естественные желания. Все отдельные личности – невротики. Однако, порождая ограничения культура, «сверх» я ищет снятие этого давления. Процесс сублимации (в искусстве или религии). Искусство – специфический вид терапии. «Сверх» я у большинства людей всегда под присмотром нашей совести.

Внутренняя энергия в контексте религии всегда членовредительство и убийство. В основе всех религий лежит убийство. Тотемизм – система, которая выросла из убийства и в дальнейшем почитании предка. Первая жертва – собственный отец. За обладание матерью сыновья убивают своего отца. Нахлынула совесть. Просили прощения у могилы отца. Так возникает тотемизм, уважения к тому, кого вы убили. Тот, кто по-настоящему верит, это человек, который всю жизнь ищет для себя ответ: Бог для меня авторитет или защитник? Чего больше страха или надежды?

Неважно какой путь сублимации мы выберем, мы все равно останемся собой недовольны. «Принципиальная неудовлетворенность» связана с сексуальным началом. Мы не сможем понять доставили ли мы кому-то другому сексуальное удовлетворение?

Согл. Фреду, все несчастья человека – от неуспокоенной сексуальности.

Фрейд был БЕЗРЕЛИГИОЗНЫМ автором. Считал себя материалистом. Желал превратить психоанализ в поистине научный метод.

Пафос учения – рационалистический. Каждый невротик м.б. излечен. «Там, где было оно, должно стать я».

Метод Фрейда – проговаривание св. проблем. После проговаривания они перестают давить изнутри. Можно приводить в порядок (интерпретировать) тот материал, кот. из человека «вышел».

Впервые было рассмотрено бессознательное не как онтологическая характеристика действит-ти, а как самостоятельная психич. реальность, равнозначная объективной реальности.

Был выявлен смысл у бессознательных процессов. Рассмотрено внутр. строение бессознательного, его внутр. динамика. Создано пространство бессознательного (оно-я-сверх-я).

Говорить о бессознательном можно только на языке сознания. Выявление проблем Б-С – с пом-ю говорения.

Археология человеч. психики. Инфантильные впечатления. То, что не находит удовл-я, скапл. в бессознательном.

В рамках св. концепции Фрейд выявил механизм, при к-ром бессознательное участвует в становлении к-ры.

Бессознательное – феноменальный, а не онтологический признак к-ры.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ.

Основатель аналитич. психологии. Разрабатывает собственную теорию бессознательного.

Разрыв м-у Фрейдом и Юнгом связан с теоретическим расхождением в происх-и бессознательного.

Тяга к оккультным наукам, попытка связать магию и алхимию.

В св. снах почувствовал глубокую двойственность св. внутр. Я.

Выступил против фрейдовского натурализма. Не сводит всё разнообр-е явл-й к-ры и сознания к физиологич. влечениям.

Считал, что существ. множество человеч. проявлений, кот. невозможно вывести из либидо.

Толкование сна Юнга: ведущей темой сна был инцест. Он был истолкован Фрейдом как провялние инфантильной секс-ти и эдипова комплекса.

Юнг истолковал иначе. Бессознательное рвётся к сознанию. Инцест – погружение сознательного в бессознательное.

Инцест нужно интерпретир-ть символически.

Мать – символ бессознательного. Обр. матери во снах заменяется символикой воды.

Всё необходимо интерпретировать символически.

Бессознательное не сводится к резервуару вытесненных влечений, кот. с помощью психоаналитич. процедуры можно «поднять» в сферу сознательного, чтобы избавиться от них.

Б-С намного шире и глубже. Под индивидуальным Б-С существует отромный пласт коллективного Б-С. Оно принципиально нелогично. Сны не явл-ся маскировкой вытесненного. Они – отражение коллективн. Б-С, кот. нельзя логич. осмыслить.

Для С и Б-С характерно единство, а не борьба. Глубинные пласты функционируют по принципу смыслообразования.

Б-С не невроз и болезнь, а нормальное сост. человека.

Б-С говорит не только о прошлом, но способно повествовать о будущем.

Юнга мучил один и тот же сон: горы, залитые кровью (с 1912 года). Предчувствие культурной катастрофы.

Невозможно вести психоанализ по однойзаданной схеме. Личность больного теряется.

Чтобы анализ был успешен, больной и терапевт должны принадл. к одному психологич. типу – интроверт\\ экстраверт.

Культурология обязана Юнгу появлением архетипов.

Коллективное Б-С не имеет границ и присуще всем людям. Содерж-е Колл.Б-С – архетипы.

А. принадл. к иной реальн-ти, не связ. с нашей реальн-ю, и выступают организаторами психики. это лишь возможные представления, априорные идеи, закодир. в структуре головного мозга.

А. – регулятивные принципы для форм-я творч. материала. «Дремлющие мысли и формы».

Всегда реализ-я через образы конкретной к-ры, но существ. некий стандартный набор архетипич. символики.

Восприятие архетипа нужно вести по траектории инстинкта.

Среди «автопортретов инстинктов» ведущ. роль заним-ют а. Великой Матери и а. Великого Отца.

Всё, что мы воспринимаем, вы воспринимаем ч-з эти ведущие архитипич. установки.

А. Анима и Анимус – а. женственности и мужественности. Женцина обладает не только женск. сущн-ю, но и анимусом. Мужчина – анимой.

доминир-е мужчины в аниме предст. особую специфику эмоций, что выр-ся в их женоподобном поведении.

Хорошо и гармонично организ-я анима позв. ему быть приятным собеседником, в какой-то степени Дон Жуаном.

Женщина с гармонично организов-м анимусом – хороший оратор, мыслитель, ответственная.

Предльный анимус – жёсткие женщины, кот. стремятся к власти.

А. Персоны, а. Тени.

Персоны – совокупн-ть наших соц. ролей, маски, кот. носим, но нетождественны.

Тень – низший чел. внутри каждого из нас. Комплексы, страхи. Тень часть проецируется на других. Но от своей тени невозможно отделаться. Выдержать встречу со св. тенью чрезвычайно сложно, а устранить тень – невозможно.

Её нужно научиться принимать и сосуществовать с ней.

Тень – низшие желания, пороки. Мы всеми силами стремимся от неё избавиться путём приписывания этих категорий другим. Встречу с тенью трудно выдержать, подавить её сложно. Только осознать, принять. Тогда возможно будет её контролировать.

 

Архетип Самости – психологич. образ бога. К самости ведёт процесс индивидуации, т.е. интеграции коллективного бессознательного в отдельной личности. У Ю. самость имеет положительный заряд. С. м.б. рефлектируемая и нерефлектируемая. Именно в ходе индивидуации чел. излечивается от неврозов.

Поиск вариантов освобождения.

Юнг-я терапия основана на объективации образов бессознательного. Это тесно связ. с религией и мифом и должно вести к восстановлению утраченных моментов личности.

Арх. не охватываются разумом.

Способы существ-я архетипов – сакральная сфера (религия и эзотерические учения).

Ю. говорит об архетипах как о нуменоизных обр-ях. Они обладают колоссальной энергией. Она может стать огромной разрушительной силой, если мы не знаем, как ей пользоваться.

Именно присутствие архетипов гигантской силы заставляет человека укреплять сознание.

Догматические силы религии приоткрывают архетип, но разрушительную его суть скрывают.

Именно символы проецируют архетипы вовне, ослабляя их мощь внутри.

Юнг подчёрк., что наше время – время символической нищеты. Сакральные символы оказываются полностью разрушены.

Массовый уход от религии привёл к расколдовыванию мира.

Интеллект – это не бог-отец всего. Лишившись своей образности, архетипы оказались загнаны внутрь человеческой души. Они приходят во снах, но язык снов непонятен.

Архетипы наступают изнутри, и ничто не хранит от их могучей силы.

Мы не можем принять культуру Востока и чужие символы. Из этой практики получаются лишь эрзацы. Восстановление к-ры возможно только изнутри себя.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!