Тема 7. История и логика развития мировой культуры.



М. Вебер о 4 идеальных типах социальных действий. Культура как результат перехода от аффективного к нормативно (ценностно) - рациональному типу регулирования социальных отношений.

Формирование культурных архетипов Запада и Востока в свете концепции «осевого времени» К. Ясперса.

Миф как форма первобытной культуры. Место и роль мифа в современной культуре.

«Доверие к разуму» как основа античной культуры. Античная культура как эстетика. Общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима. «Прометеевский человек» и «великое недеяние» как символы античной и древневосточных (буддизм, даосизм) культур.

Философско-культурологический смысл язычества и монотеизма. Предпосылки и сущность христианской культуры. Иудаизм и христианство с позиций этнического и общечеловеческого уровней культуры. Христианство как духовный стержень европейской культуры. Церковь как организация. Особенности христианской художественной культуры. М.М. Бахтин о маскараде как форме народной культуры Европейского средневековья.

Культура Возрождения и Реформации как реакция на культуру средневекового католицизма и предтеча буржуазной культуры. Понятие гуманизма. Феномен «соблазна разума» в становлении мировоззрения и идеологии Возрождения. Стремление «исчислить все исчисляемое и сделать исчисляемым всенеисчисляемое» (Г. Галилей) как проявление западного культурного архетипа. Абсолютизация принципагуманизма в культуре Возрождения. «Фаустовский человек» как культурологический символ. Н Макиавелли и макиавеллизм как символ культуры Возрождения. А.Ф. Лосев об «обратной стороне титанизма». Духовно-эстетическое величие художественной культуры Возрождения. М. Вебер о светской сущности религиозных идей протестантизма. Интерпретация труда как служения и формирование буржуазной культуры и нравственности. Протестантский фактор в культурном архетипе США.

Культ разума и природы в культуре Просвещения. Философские и социально-политические идеалы эпохи Просвещения. Рационализм и атеизм в культуре эпохи Просвещения. Атеизм и идея богооставленности как источник омертвления и механистического понимания материи. Механистическое понимание человека, уподобление человека машине. Понятие «культурно-исторический прогресс». Абсолютизация веры в прогресс в эпоху Просвещения как проявление соблазна разума.

Философско-культурологическое понятие «модерн». Либерализм и коммунизм как 2 проекта реализации идеалов Просвещения.

Базисные характеристики буржуазной культуры 19-20 вв. Отец С. Булгаков о картинах П. Пикассо как о проявлении надвигающегося кризиса культуры.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!