Старики и дар мудрости



48. Пожилым людям, которых часто несправедливо считают бесполезным, если даже не просто невыносимым бременем, напомню, что Церковь просит их продолжать свою апостольскую и миссионерскую деятельность и ожидает от них этого. Это не только возможно, но даже является их долгом в этот период жизни, когда сам возраст предоставляет им особые и оригинальные возможности.

Библия любит представлять старость как олицетворение того, кто исполнен мудрости и страха Божия (ср. Сир 25, 4-6). В этом смысле “дар” старости можно было бы определить как присутствие в Церкви и обществе свидетеля традиции веры (ср. Пс 44, 2; Исх 12, 26-27), наставника жизни (ср. Сир 6, 34; 8, 11-12), служителя милосердия.

Сегодня возрастание числа пожилых людей в разных странах мира и раннее прекращение профессиональной и трудовой деятельности открывают перед пожилыми людьми новые возможности в их апостольской работе. Эту задачу они должны принимать с решимостью преодолеть искушение ностальгически укрыться в прошлом, которое уже никогда не вернется, или же искушение избегать причастности к настоящему из-за трудностей, встречающихся в постоянно обновляющемся мире. Они должны ясно осознавать, что их собственная роль в Церкви и обществе не оканчивается с возрастом, но лишь обретает новые формы. Как говорит Псалмопевец: “И в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь” (Пс 92, 15-16). Повторю то, что говорил на праздновании Юбилея пожилых людей: “Вступление в так называемый “третий век” можно считать привилегией, не только потому, что не все имеют счастье достичь этого рубежа, но также и прежде всего потому, что этот период дает конкретную возможность лучше оценить прошлое, знать пасхальную тайну и жить ею более глубоко, стать примером для Церкви и для всего Народа Божия [...]. Несмотря на сложность проблем, стоящих перед вами, несмотря на постепенно убывающие силы и недостатки социальных организаций, несмотря на запаздывание официального законодательства, непонимание со стороны эгоистически настроенного общества, вы должны себя чувствовать не живущими на обочине жизни Церкви людьми или пассивными элементами стремительно идущего вперед мира, но активными субъектами, переживающими человечески и духовно плодотворный этап жизни. У вас еще есть миссия, которую надо исполнить, вы еще обладаете вкладом, который надо внести. Согласно божественному замыслу каждое человеческое бытие есть жизнь, которая постоянно возрастает, от первой искры бытия вплоть до последнего вздоха”[175].

ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

49. Отцы Синода уделили особое внимание условиям и роли женщины, согласно двойному намерению: признать самим и призвать всех признать еще раз незаменимый вклад женщины в строительство Церкви и развитие общества; более того, разработать более специфический анализ участия женщины в жизни и миссии Церкви.

Ссылаясь на Иоанна XXIII, который видел в осознании женщиной собственного достоинства и во вхождении женщины в общественную жизнь знамение нашего времени[176], Отцы Синода неоднократно и решительно утверждали, что перед лицом самых разнообразных форм дискриминации и отчуждения, которым подвержена женщина только потому, что она — женщина, существует насущная необходимость защиты и обеспечения личного достоинства женщины и, следовательно, ее равноправия с мужчиной.

Если это задача всех членов Церкви и общества, то в особенности она является задачей женщин, которые должны в том ощущать свою ответственность как главных действующих лиц. Потребуется приложить еще много усилий во многих частях мира и в различных внешних обстоятельствах, чтобы разрушить ту несправедливую и губительную ментальность, которая воспринимает человеческое существование как вещь, как объект купли-продажи, как орудие эгоистических интересов или только удовольствия; тем более, что первой жертвой такого образа мыслей является сама женщина. Напротив, только открытое признание личного достоинства женщины есть первый шаг в поддержке полноты ее участия как в церковной, так и в социальной и общественной жизни. Необходимо дать полный и решительный ответ на требование, выдвинутое в Обращении Familiaris consortio касательно многообразия форм дискриминации, жертвой которых является женщина: “Чтобы всеми была развернута особая пастырская деятельность, более сильная и убедительная, с целью окончательного преодоления этих форм дискриминации для достижения полного уважения образа Бога, который сияет во всяком человеке без исключения”[177]. В этом направлении Отцы Синода заявили: “Церковь в качестве выражения своей миссии должна стойко противостоять всем формам дискриминации и оскорбления достоинства женщины”[178]. И далее: “Достоинство женщины, которому нанесена глубокая рана в общественном мнении, должно быть восстановлено через действенное уважение прав человеческой личности и через практическое осуществление учения Церкви”[179].

В особенности, говоря об ответственном и деятельном участии в жизни и миссии Церкви, нужно подчеркнуть то, что уже заявил и к чему ясно призвал Второй Ватиканский Собор, а именно: “Так как в наши дни женщины принимают все более деятельное участие во всей общественной жизни, то очень важно, чтобы увеличивалось их участие также в различных областях апостольства Церкви”[180].

Осознание того, что женщина, с собственными дарованиями и задачами, имеет свое специфическое призвание возросло и углубилось в послесоборный период, вновь обретая свое подлинное вдохновение в Евангелии и в истории Церкви. Конечно же, для верующего Евангелие, и особенно слова и действия Иисуса Христа, остаются необходимой и решающей точкой отсчета: как никогда ранее это является наиболее плодотворным источником обновления в настоящий исторический момент.

Хотя и не призванные к апостольству, присущему Двенадцати, и, следовательно, к служебному священству, многие женщины сопровождали Иисуса в Его служении и помогали группе апостолов (ср. Лк 8, 2-3), стояли у подножия креста (ср. Лк 23, 49); участвовали в погребении Иисуса (ср. Лк 23, 55), а в утро Пасхи получили и передали весть о воскресении (ср. Лк 24, 1-10); они молились с апостолами в горнице в ожидании Пятидесятницы (ср. Деян 1, 14).

Подражая Евангелию, ранняя Церковь отстраняется от современной ей культуры и призывает женщину к исполнению задач, связанных с евангелизацией. В своих посланиях Апостол Павел упоминает, даже по имени, нескольких женщин в связи с их различными функциями служения в первых церковных общинах (ср. Рим 16, 1-15; Фил 4, 2-3; Кол 4, 15 и 1 Кор 11, 5; 1 Тим 5, 16). “Если свидетельство апостолов основывает Церковь, — говорил Павел VI, — то свидетельство женщин в огромной мере способствует поддержанию веры христианских общин”[181].

Как изначально, так и в ходе своего дальнейшего развития, Церковь всегда знала женщин, которые, хотя и различными способами и с разными акцентами, часто играли решающую роль в самой Церкви и осуществляли для нее задачи существенной важности. Это история огромного трудолюбия, по большей части смиренного и сокрытого, но из-за этого не имеющая менее решающего значения для возрастания и для святости Церкви. Необходимо, чтобы эта история продолжалась, чтобы она даже расширялась и усиливалась перед лицом роста и универсализации осознания человеческого достоинства женщины и ее призвания, а также перед лицом необходимости “новой евангелизации” и большей “гуманизации” социальных отношений.

Собирая воедино решения Второго Ватиканского Собора, в которых отражается весть Евангелия и история Церкви, Отцы Синода сформулировали, среди других, такую уточняющую “рекомендацию”: “Необходимо, чтобы Церковь, ради свой жизни и своей миссии, признавала все дарования женщин и мужчин и претворяла их на практике”[182]. И далее: “Этот Синод провозглашает, что Церковь требует признания и использования всех дарований, опыта и способностей мужчин и женщин, чтобы ее миссия была более действенной” (ср. Конгрегация Вероучения, Инструкция о христианской свободе и освобождении, 72)[183].


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!