Социально-политические взгляды Фейербаха



(обусловлены его антропологической философией)

- человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

- полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) - человек может жить только в обществе;

- основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

- данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо - в Бога, а на иных принципах;

- необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Выводы:

Значение НКФ: исследовала вечные проблемы человечества, определив будущее развитие философии, вместив в себя почти все известные философские направления - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма, открыла новые имена, вошедшие в золотой фонд мировой философии.

Бердяев Н.А. считал, что именно немецкий идеализм неправомерно подменил проблему человека как познающего субъекта проблемой субъекта трансцендентального сознания (Кант), мирового духа (Гегель). В этом контексте, познание как бы перестало быть человеческим, оно становится познанием мирового духа или разума, а философия в этом случае утрачивает свой личностный характер. «Субъект в высшей степени активен в немецком идеализме, он даже создает мир, - пишет Н. Бердяев. - Но активность субъекта не означает активности человека. Сам человек как будто бы ничего не привносит в познание... Несмотря на раздутую до крайности активность субъекта, человек пассивен, а не активен в познании, он лишь исполняет веление трансцендентального сознания»(26.С.96).

В философии утверждается точка зрения, согласно которой человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди». Не отдельные индивиды тогда создают и производят деятельность, а наоборот: она сама «захватывает» их и заставляет «вести» себя определенным образом.

Так или иначе, человек «устает» от неумеренного возвеличивания, превращения себя в самодостаточный центр и вновь обращается к исследованию того мира, в котором ему приходится существовать, когда получают свое развитие онтологические концепции деятельности, направленные не на абстрактно - общее определение бытия, а на описание поиска бытия человеческого, где коренится проблематика жизни людей, а переживание есть собственная реальность. Отталкиваясь от этого, представители философского модерна стали говорить о неизбежности радикального пересмотра понятия субъекта. Необходимо было найти новые формы субъективности, отбрасывая тот тип индивидуальности, который существовал в течение веков, затрагивал не только проблематику «археологии гуманитарного знания», социальной философии, но и проблемы гносеологии. Об этом более подробно пойдет речь в следующей лекции.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!