Центральная проблема чистого разума.



Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). Все суждения можно поделить:

- с одной стороны, на аналитические и синтетические,

- а сдругой стороны - априорные и апостериорные, т.е. классифицирует знания по результатам познавательной деятельности:

- Аналитические суждения – такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте (все тела протяженны), они не дают новой информации об объекте.

- Синтетические суждения - такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте (некоторые лебеди черные), признак «быть черным» не входит в понятие «лебедь». То, что утверждается об объекте, как бы присоединяется к понятию этого объекта, синтезируется с ним.

- Априорное суждения – до- вне - опытное знание, т.е. предшествующее соответствующему опыту и не зависящие от него, то, которое существует в разуме изначально, не требует опытного доказательства (всеобщее) - «все тела протяженные», «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу», нельзя встретить тело не имеющее размеров. Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Априорным Кант считает знание, истинное независимо от опыта. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений являются условием познания, принадлежат субъекту, а не объекту. Они характеризуют структуру чувственного восприятия и рассудочного мышления и не присущи вещам самим по себе. Общие формы познания и содержание нашей душевной жизни даны нам в единстве своего существования.

Апостериорное суждение -знание, которое получает человек в результате опыта (или послеопытное суждение), т.е. знание, высказанное после того, как мы что-то узнали на своем опыте. Оно может быть только предположительным, но не достоверным, т.к. каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное (например, из опыта человек знает, что все металлы плавятся, но теоретически могут встретиться металлы, которые не подвержены плавлению). Опытное (эмпирическое, апостериорное) знание не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Аналитические суждения всегда априорны (независимы от опыта),эмпирические – всегда синтетичны.Синтетические суждения расширяют знание, аналитические – разъясняют уже имеющиеся понятия.

Вопрос состоит в том, каким образом осуществляется синтез?

Отсюда следует постановка центральной проблемы философии Канта: «Главный вопрос» новой «критической» философии: «как возможны синтетические априорные суждения?», т.е. как обосновать необходимость и всеобщность (априорность). К примеру, почти все законы науки являются синтетическими априорными суждениями (закон всемирного тяготения – между двумя телами действует сила притяжения, прямо пропорциональная их массе и обратно пропорциональная квадрату расстояния. Понятно, что свойство притяжения не входит в понятие тела и не может быть выведено логически из него, следовательно, это суждение синтетическое, но с другой стороны, наш опыт ограничен и не охватывает всех свойств существующих тел, следовательно, это суждение априорное)

Различая у человека познавательные способности трех типов - чувственность, рассудок, разум – Кант каждый из них считает основным в соответствующей сфере знания.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!