Творчество критического периода (начало 70-х гг. 18 в. - 1804г.).



Обдумывая угрозу полной эмпиризации философии и, стало быть, уничтожения принципиальных различий между чувственными и рассудочными представлениями, Кант формулирует «главный вопрос» новой «критической» философии: «как возможны априорные синтетические познания?». Поиски решения этой проблемы заняли несколько лет («десятилетие молчания Канта» — период высшей интенсивности его творчества, от которого осталось большое количество интереснейших рукописей и несколько студенческих записей его лекций по метафизике и другим философским дисциплинам), вплоть до 1780, когда «за 4-5 месяцев» Кант написал «Критику чистого разума» (1781), первую из трех «Критик». В 1783 вышли «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», разъясняющие «Критику».

В 1785 Кант публикует «Основоположение метафизики нравов», в 1786 г. – «Метафизические начала естествознания», в которых излагаются принципы его философии природы, базирующейся на тезисах, сформулированных им в «Критике чистого разума». В 1787 Кант опубликовал второе, частично переработанное издание «Критики чистого разума». В это же время Кант определяется в том, чтобы расширить систему еще двумя «Критиками».

Итак, Кант впервые усомнился во всемогуществе «рацио». Важнейшая проблема философских исследований этого периода: проблема познания. Интерес Канта смещается на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.

К фундаментальным философским произведениям этого периода относятся:

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» (три кантовских «Критики»).

Система критической философии Канта состоит из двух основных частей: теоретической и практической. Связующим звеном между ними оказывается учение Канта о целесообразности в двух ее формах: объективной (целесообразность природы) и субъективной (постигаемой в «суждениях вкуса» и эстетических переживаниях).

Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое человек?» Этот вопрос суммирует более частные вопросы человекознания: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?».

Теоретическая философия отвечает на первый вопрос (равносильный указанному выше вопросу о возможности априорных синтетических познаний).

Практическая – на второй и третий. Изучение человека может осуществляться либо на трансцендентальном уровне, когда выявляются априорные принципы человечности, либо на эмпирическом, когда человек рассматривается в том виде, как он существует в природе и обществе. Исследованием первого рода занимается «трансцендентальная антропология» (вбирающая в себя основоположения трех кантовских «Критик»), вторая же тема, сама по себе гораздо менее философская, разрабатывается «антропологией с прагматической точки зрения».

В 1788 выходит в свет «Критика практического разума», в 1790 – «Критика способности суждения». В 90-е гг. появляются важные работы, дополняющие три «Критики» Канта: «Религия в пределах одного только разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). В этот же период и вплоть до последних месяцев жизни Кант работает над трактатом (так и незавершенным), который должен был соединить физику и метафизику.

Итак, в центре внимания Канта находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании, т.е. чистом или «теоретическом» разуме он назвал трансцендентальной логикой.

Основная идея произведения: агностицизм, невозможность познания окружающей действительности.

До Канта главной причиной трудностей познания являлся «объект» познавательной деятельности (бытие, окружающей мир), который содержит в себе множество неразгаданных тайн. По Канту главной причиной трудностей познания является не объект, а «субъект» познавательной деятельности - человек, его разум. Основная проблема классического трансцендентализма в том и заключалась, чтобы выяснить, как субъективные условия мышления приобретают объективное значение. Так как все, что мы знаем об объектах мира – это их образы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем сознании.

Поэтому Кант вводит понятия:

- «Вещь в себе» - объект внешнего мира (или весь мир в целом), такой, какой он существует сам по себе (никогда не будет познана разумом).

- «Вещь для нас» -это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом), существующий в нашем сознании.

«Вещь в себе» - есть трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта, поскольку в опыте и в теоретическом познании, осмысляющем опыт, мы всегда имеем дело лишь с явлением («вещью для нас»).

Внешний мир и объекты в нем («вещь в себе») есть источник чувственных данных. Он, по Канту, в принципе непознаваем ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка, поэтому Канта можно назвать агностиком. За пределами чувственного опыта и рассудочного познания существуют, по Канту, еще такие «вещи в себе» как Бог, бессмертие, свобода. Кант считает их умопостигаемыми сущностями и предметом разума, но при этом непостижимым для ума. Это подтверждает тезис об агностицизме Канта.

Разум трактуется Кантом как способность, позволяющая мыслить безусловное. Разум вырастает из рассудка (являющегося источником правил), доводя его понятия до безусловного. Такие понятия разума, которым не может быть дан в опыте никакой предмет, Кант называет «идеями чистого разума».


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!