Ув4 разрешается в сексту, ум5 разрешается в терцию.



Благодаря своему яркому, обострённому звучанию, тритоны часто используются в кульминационных моментах музыкального произведения. Кроме того, самый трагичный и «беспокойный» септаккорд – уменьшённый вводный – состоит из двух уменьшённых квинт, т.е. из всех четырёх неустойчивых ступеней.

Именно поэтому в старинных славянских колыбельных песнях избегались полутоновые и тритоновые интонации, мелодия фактически строилась по пентатонике, которая успокаивала, а не тревожила.

Мало того, в средневековье тритон считался «дьявольским» созвучием и был запрещён церковной цензурой под страхом отлучения от церкви (!!!)

♫♪♫♪♫♪

СТАРИННЫЕ ЛАДЫ

Одноголосная музыкальная практика средневековья оставила в наследие темперации восемь модусов, названия которых были заимствованы из греческой теории музыки и соответствовали областям Древней Греции и Малой Азии.

Название «Лады народной музыки» - достаточно условно, т.к. старинные лады – это результат взаимодействия церковных ладов и музыкального фольклора. Поэтому логичней всего обобщённое название «Старинные лады».

С возникновением многоголосия под влиянием народной музыки в XVI веке количество этих ладов значительно возросло, почти до сотни. Однако по сегодняшний день сохранились основные восемь ладов со своими названиями.

Ввиду отсутствия книгопечатания и по небрежности средневековых переписчиков, названия древнегреческих ладов дошли до нас в перепутанном виде. Эта путаница в течение веков «узаконилась» и поныне эти названия бытуют в теории музыки. Некоторые лады имеют по два и даже по три названия.

Старинные лады возникли задолго до привычной для нас темперации и централизации натуральных ладов мажора и минора вокруг тоники, поэтому нам очень сложно воспринимать их вне общепринятого внутриладового тяготения. Тем не менее, старинные лады не имели главной тоники. Все ступени в них были равноправны, мелодии начинались и заканчивались любым звуком.

Слух современного музыканта интуитивно выделяет первый звук любого лада, как тонику, а соотношение тонов и полутонов – сравнивает со звучанием натуральных мажора и минора. Поэтому во всех учебниках элементарной теории музыки специфические особенности этих звукорядов рассматриваются как повышение или понижение отдельных ступеней мажора и минора.

Старинный лад, полностью совпадающий с современным натуральным мажором – ИОНИЙСКИЙ;

с натуральным минором – ЭОЛИЙСКИЙ.

В таблице приведены популярные старинные лады с общепринятыми названиями, ступенями, которые отличают их от натуральных мажора и минора, новыми гармониями и областью применения:


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!