Лад, тональность, гамма



Слушая или исполняя музыкальное произведение, мы ощущаем связь между звуками – одни звуки воспринимаем как опорные, устойчивые, другие – безопорные, неустойчивые.

Система взаимодействия устойчивых и неустойчивых звуков, интервалов, аккордов, объединённых тяготением к центру – тонике, называется ЛАДОМ.

Современные лады – это развитые системы с широкими эстетическими возможностями. Разнообразие и богатство ладовой организации свидетельствуют о высоком уровне развития музыкальной культуры.

Звуки лада в восходящем или нисходящем направлении называются ОСНОВНЫМИ СТУПЕНЯМИ и имеют своё название, порядковый номер, который записывается римскими цифрами, слоговое и буквенное обозначение.

Лады, основные ступени которых расположены в пределах октавы, называются ОКТАВНЫМИ, а лады, звукоряды которых уже октавы – НЕОКТАВНЫМИ. Такие лады характерны для мелодий украинских песен и дум, а также для музыкального фольклора народов мира (например, МУГАМИ – лады азербайджанского и армянского фольклора).

От каждого музыкального звука можно построить звукоряд какого-либо лада. Высотное положение лада, его тоники, называется ТОНАЛЬНОСТЬЮ. В ней объединяются высота звукоряда и вид лада, поэтому иногда употребляется термин ЛАДОТОНАЛЬНОСТЬ.

Название тональности состоит из названий тоники и лада. При этом используются и слоговые, и буквенные обозначения. Например: Ля-мажор и фа#-минор, или A-dur и fis-moll. Для мажорных тональностей используют заглавные буквы, а для минорных – маленькие.

ГАММА – это восходящая или нисходящая последовательность ступеней тональности от тоники до тоники в пределах одной или нескольких октав.

В Средние века гаммой называли звукоряд от «Соль» большой октавы до «Соль» второй октавы, руководствуясь тем, что звук «Соль» обозначался греческой буквой Гγ (гамма). Позже слово ГАММА стало означать звукоряд какой-либо тональности.

Гамма и звукоряд – понятия близкие, но не тождественные. Гамма отражает закономерности лада. А звукоряд – это материал для его построения.

Первая ступень ладовой системы – ТОНИКА – опорный центр и притягивает к себе все неустойчивые элементы лада. В мажорном и минорном ладах к устойчивым принадлежат также III и Vступени, которые в объединении с тоникой образуют гармоническую опору лада – ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ.

Устойчивые ступени лада окружены с обеих сторон неустойчивыми. Их стремление к устоям называется ЛАДОВЫМ ТЯГОТЕНИЕМ, а переход в устои – ЛАДОВЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ.

Развитие мелодической линии по неустойчивым ступеням и остановки на них требует дальнейшего движения, а остановки на устойчивых ступенях сдерживают или завершают развитие музыки, создавая ощущение окончания музыкального произведения.

В двухголосии и многоголосии возникают гармонические интервалы и аккорды. Эти акустические созвучия делятся на КОНСОНАНСЫ и ДИССОНАНСЫ (благозвучные и неблагозвучные). В условиях лада консонансы могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми. Наличие в созвучии хотя бы одного неустоя делает их неустойчивыми и требует разрешения. Все диссонансы принадлежат к неустоям и тоже разрешаются.

♫♪♫♪♫♪

ИНТЕРВАЛЫ

Интервал – это сочетание двух музыкальных звуков (по-латыни «интервал» – расстояние, промежуток). Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной. Интервалы в пределах октавы называются простими. Количество ступеней между основанием и вершиной означают ступеневую (количественную) величину интервала и его название по-латыни:

· Прима (первая) – 1;

· Секунда (вторая) – 2;

· Терция (третья) – 3;

· Кварта (четвёртая) – 4;

· Квинта (пятая) – 5;

· Секста (шестая) – 6;

· Септима (седьмая) – 7;

· Октава (восьмая) – 8.

Одноимённые интервалы от разных ступеней звукоряда имеют неодинаковое количество тонов и полутонов.

Это количество тонов и полутонов между основанием и вершиной образует тоновую (качественную) величину и обозначаются прилагательными «чистая». «большая». «малая», «увеличенная», «уменьшённая».

Интервалы могут быть изложены последовательно – мелодические и одновременно – гармонические. Каждый интервал индивидуально выразителен и ярко

окрашен. По сути, интервалы – это основной строительный материал всей музыкальной ткани. Вся одноголосная музыка, каждая мелодия – это цепочка восходящих и нисходящих мелодических интервалов, звуковаягоризонталь музыки. Восходящие интервалы часто несут в себе активность, энергию, динамику, а нисходящие – спад напряжения, угасание, успокоение.

Гармонические интервалы – это целостное созвучие, звуковаявертикаль музыки. Каждый из них имеет свою индивидуальную окраску, неповторимый колорит, то есть – фонизм *.

*Фонизм (от греч. φονωη –фон, звук, голос) – слуховые впечатления, особенности воспроизведения звуков.

Гармонические интервалы являются основным строительным материалом для аккомпанемента и многоголосия. Существует два вида фонизма гармонических интервалов: КОНСОНАНСЫ и ДИССОНАНСЫ.

Если звуки гармонического интервала звучат согласовано, сливаются, дополняя друг друга, то такой интервал называется консонансом. Уровень согласованности бывает разный. Например, звуки чистой примы и чистой октавы сливаются почти полностью, а чистой кварты и квинты – частично, но все они считаются совершеннымиконсонансами. Все терции и сексты относятся к несовершенным консонансам, они ладово окрашены и звучат более насыщено. Отдельно взятые, большие терции и большие сексты имеют мажорную окраску, а малые – минорную. Хотя в музыкальном контексте они могут восприниматься иначе. В народном двухголосии и классической музыке консонансы преобладают.

Интервалы, звуки которых не сливаются, принадлежат к диссонансам. Это малые и большие секунды и септимы, а также тритоны ув4 и ум5. Диссонансность также имеет акустическую природу: близкие по частоте звуковые волны как бы перебивают одна другую, создавая «биение» не только между основными тонами, но и между обертонами**. Диссонансность значительно уменьшается, если звуки интервала расположены в разных октавах или исполняются разными по тембру инструментами. В старинной музыке диссонансы использовались очень ограниченно, а тритон вообще считался «дьявольским» и долгое время был запрещён в церковной музыке. В музыкальном искусстве XX века диссонанс освободился от ограничений и получил широкое и разнообразное применение в современной музыке.

Неблагозвучие диссонанса вызывает естественное желание перейти к благозвучию, к консонансу. Такой переход называется акустическимразрешением диссонанса. Такое чередование диссонансов и консонансов, напряжения и успокоения и даёт музыке динамику развития, движет вперёд музыкальную мысль.

**Обертон (от нем. оber – над, верхний и ton –звук) – составляющий тон основного звука, имеющий больше колебаний, т.е. призвуков.

♫♪♫♪♫♪


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!