Сумароков и Ломоносов



Сумароков «Критика на оду» («На день восшествия Елизаветы Петровны… 1747 г.»): разбирает строфы и всем недоволен. Нет поэтического воображения.

 

Итоги полемики:

1) «Критики» показали свою полную неосведомлённость в критике. Обнаружили свои недостатки (-);

2) Обнаружили недостатки и достоинства классицизма (+). Поставили основную проблему – критерии оценки произведения.

 

 

Русская критика второй половины XVIII в.

 

1) Общественно-историческая ситуация России 2-й половины XVIII в. Отражение в критике (Карамзин, Новиков, Радищев);

2) Окончательный переход от критики норм стиля к оценке содержания в конце века («Крылов с товарищи»).

 

1. Общественно-политическая ситуация России 2-й половины XVIII в. Её отражение в критике (Карамзин, Новиков, Радищев).

С точки зрения общественно-политической, на Западе это эпоха буржуазно-демократических революции. Особенно кровавой была Французская революция (1789-1794 гг.).

Идол – Руссо. Его идеи: всё выходит совершенным из рук Творца и всё портится в руках человека. То есть надо изменить условия жизни. В итоге – культ «естественного» человека, далёкого от дворцовых сфер, не тронутого цивилизацией. Если просветительство 1-й половины века – рационализм, то просветительство 2-й половины – сенсуализм.

В литературе предметом изучения становится чувствительное сердце. Поэтому меняется жанровая система: письма, путешествия, дружеские послания, элегии, романы и др.

Сенсуализм приводит к крайности: культ высоких чувств и развращённость, которую культивирует двор. Екатерина II создавала Институт фаворитов и говорила, что они облагораживают отечество, и что это естественно. Отсюда маркиз де Сад, которым в России зачитывались.

К концу века нация ужаснулась плодами Просвещения. Обостряется расслоение общества по идеологическим принципам: одни выступают за частного человека, другие играют в масонство (и таких очень много), третьи играют в римских граждан (отголоски – у молодого Пушкина). И. Дмитриев – поэтический манифест времени: начинается с воспевания женщины.

Конец XVIII в. – бешеное строительство усадеб. Названия: Отрадное, Благодатное, Нескучное. Храмы Венеры, Аполлону, Цереры. Это поклонение язычеству. Одно из стихотворения Карамзина – «Меланхолия». Она признаётся возвышенным чувством.

О вырождении национального пишут и иностранцы: например, англичанка Уилмот (1805 г.) говорит об унижении русских.

Идеологическая борьба не прекращается. Отторжение новизны становится очевидным на рубеже веков и в начале XIX в. Первым был Фонвизин – «Письма из-за границы»: «Париж, сей мнимый центр знаний и вкусов… Научился я различать вольность по праву от действительной вольности».

Русская литература 2-й половины XVIII в. пошла в основном по западному пути. Литература должна была разрушить классицизм, чтобы двигаться дальше. Нужно было разрушить нормы в поэтике, утвердить новые критерии оценки, а именно нежный вкус. Это начал делать Н.М. Карамзин.

 

Н.М. Карамзин (1766-1826)

В юности он был масоном. Собирались в имении Гребнева под Москвой. Но он быстро прозрел и решил путешествовать за границей (бежит от масонов). Начинает крайне резко высказываться о либеральных идеях равенства, братства и свободы: «История человечества есть история мирового духа, а не идей общего блага… Демократы, либералисты хотят нового беспорядка для своих личных выгод» («Мысли об истинной свободе», 1818 г.). О декабристах: «Злые дети России… Они виновны по вечному правосудию» (в письме к Вяземскому, начало 1826 г.).

Издавал «Московский журнал» (1791-1793 гг.), сам заполнял критический отдел множеством рецензий. Они все написаны на сентименталистские тексты, классицистов как будто не замечал. Создаёт новый эстетический кодекс сентиментализма, и, может, это помешало ему перейти к критике содержания.

«О Богдановиче и его сочинениях»: статья включает только перечисления этих новых черт: лёгкая игра воображения, нежный вкус, нежная душа, приятное впечатление. Богданович – «приятный и нежный».

В первом номере было опубликовано его стихотворение «Поэзия» - тоже черты: чувствительность, страстное человеколюбие, тайны сердца. Шекспир – «натуры друг», Юнг – «несчастных утешитель», Томпсон – «ты выучил меня природой наслаждаться».

Трактаты:

«Что нужно автору» (1793 г.): да, нужен талант, но надо иметь и «доброе, нежное сердце», потому что в произведениях ничего нельзя скрыть, и в них отображается сам художник. Нужна страсть к добру, и только чувство может воодушевить метафоры и образы.

«Отчего в России мало авторских талантов?» (1802 г.): потому что писатели в России не обогатились «тонкие идеи» (что это такое, Карамзин не говорит). Опять же: автору надо иметь не только дарование, но и «какую-то особую деятельность душевных сосудов». И всем надо учиться выражаться. как французам, а русский язык слишком прост и грубоват.

В 1802 г. он начинает издавать второй журнал «Вестник Европы». Россия Карамзина не интересует: он пытается просвещать светское общество с помощью публикаций на европейские темы. Исключает критический отдел: «Хорошая критика есть роскошь литературы… а мы ещё не Крезы».

Но Карамзин не был революционером, но он и Новиков – первые представители тенденциозной критики.

 

7 ноября 2011 г.

лекция №4

 

Прокопович и Кантемир – идеологи Петра I. Они за абсолютизм, за монархию, и, если бы они сделались критиками, они бы это и проповедовали.

Идеи Новикова и Радищева – идеи буржуазной демократии. Они против монархии, за демократические свободы, за народовластие. Несмотря на это, при Советской власти их превозносили за то, что они были движимы революционными идеями, они были против монархического строя.

 

Н.И. Новиков (1744-1818)

Прославился как ярый масон. Начал как «правдулюбов», затеяв полемику с Екатериной II. («Трутень» ~ «Всякая всячина».) Новиков был за сатиру на лица (представителей власти), Екатерина – за сатиру на пороки. После полемики он издавал много журналов, названия которых носили символичный характер: «Утренний свет», «Вечерняя заря». «Покоящийся трудолюбец». Апеллирует не к России, не к русским людям, святыням: он прославляет греческих философов, язычество. «О славных людях нынешнего столетия» (статья), «Об истории органов иезуитов». Переводит Руссо, Дидро, Лессинга, Вольтера. Статьи носят чисто материалистический характер, они должны доказывать, что Бога нет. «Строение мира» и т.д. Арестован «за заговор против правительства, руководство тайным обществом…».

В критике заслуга в том, что написал первый биобиблиографический словарь «Опыт исторического словаря о российских писателей» - 317 имён, но все разночинцы. Нет Екатерины II, хотя её творчество изучалось в гимназии до 1917 г. Преследует Павла Потёмкина (символ того, как не надо писать. Родственник фаворита Екатерины). Василий Петров (называл себя поэтом для двора, «карманным поэтом») - Новиков издевается над его стихами. Он «напрягается идти по следам Ломоносова». Восхваляет за малейшие признаки сатиры. Составляет литературные портреты (жизнь, карьера. житейские истории). Оценки творчества: «искусный», «изрядный». Но это первая попытка изображения историко-литературного процесса.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!