Общая характеристика писателей данного периода.



Предмет и задачи ЛК. Содержание термина.

Критика с греч. – суждение, анализ. оценка (не обязательно отрицание чего-то). в широком смысле – критицизм мышления. В религ. смысле – сознание своих грехов. Это качество не только индивидуального, но и общественного сознания. Критицизм мышления – основа саморазвития. Идеал критического мышления – Чацкий.

Критика в литературе возникает как ответ на потребность художника в признании. Чехов: «Пусть будет лучше плохая критика, чем никакой». Писатель желает быть понятым – это импульс для появления критики.

В России термин появился в 1739 г. Седьмая сатира Кантемира «О воспитании»: критика – «острый судья, всяк, кто рассуждает наши дела». Плавильщиков (XVIII в.): «Вода без течения зарастает, а литература без критики дремлет».

2. Основные принципы и характерные черты ЛК. Специфика критического мышления.

В XVIII в. критика сначала воспринимали, как Зоила (завистливый, глупый человек, который критиковал Гомера). В.К. Тредиаковский пишет в «Талемахиде»: «Критика – это охуждение».

Критика началась с фольклора: существование разных вариантов одного произведения – попытка судить своих предшественников (шлифовка стиля и содержания). Но это плоское понимание.

В.К. Тредиаковский: «Критика должна быть тонкой, достоверной и рассудительной». То есть умной и объективной. Что такое объективность и существует ли она? Споры об этом велись на протяжении всего XIX века (à вопрос о свободе слова). В.И. Ленин прекратил эти споры: статья «Партийная организация и партийная литература» (дореволюционная статья). Марксистская объективность, по этой статье, «включает в себя, так сказать, партийность, то есть обязывает при всякой оценке событий становиться на позицию определённой общественной группы». Искусство стало догмой, руководством к действию для публики, а критика – для писателей. Отсюда ярлыки: «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Некрасов – певец трудового народа», «Гоголь - сатирик», «Карамзин - реакционер». Таким образом, ленинская объективность – субъективизм, подчинение марксистской идеологии.

Главным оппонентом Ленина был Г.В. Плеханов: «Критик должен оставаться холодным, как мрамор, невозмутимым… Критик не должен ни плакать, ни смеяться. Критика должна быть объективна, как физика». Объективизм как бесстрастие.

Ни тот, ни другой ничего не сказали про объективность. Объективность – это беспристрастие. Но может ли критик быть беспристрастным? Особенно в России, где литература и критика носила синкретический, универсальных характер. Критика и литература становились формой выражения общественного сознания.

Кулешов делит критику на революционно-демократическую, народническую, декабристскую, славянофильскую и т.п. – то есть по идеологии.

В критике неизбежна борьба разных принципов и взглядов. Критик - публичный человек, и он должен быть готовым к враждебном отношении публики к себе. Читатель должен видеть, к чему критика относится враждебно, критик должен выпячивать, подчёркивать свои взгляды. Если под приговорами критика подписывается потомство, тогда критик объективен. Например, Белинский открыл Лермонтова, поставив заслон перед деятельностью поэма Бенедиктова, когда Бенедиктов был кумиром читающей публики. Критик может достичь такой объективности, когда для него не существует авторитета имени, когда нет подкупа.

Белинский: «Будь всё тихо и чинно… тогда какой простор для бессовестности…». Объективность – «грозное слово правды».

Критик имеет право на пристрастие, но читатель прощает это критику, если чувствует «драгоценное раздражение», то есть когда критик любит свой предмет.

Качество критика – увлечённость. Друзья называли Белинского «Орландо Фуриозо», «неистовым Виссарионом». Мучительные поиски истины: Белинского интересовал не только текст, но и общий смысл искусства. Его статьи – рефлексия по поводу жизни России вообще. Герцен: «Белинскому достаточно было стиха… Пушкина… чтобы вызвать к суду семейную жизнь и разобрать до нитки отношения родства». В этом заключается публицистичность критики, злободневность социально-нравственность вопросов, рассматриваемых в ней.

Критика – первая интерпретация текста.

Критик должен обладать ораторскими качествами, пафосом оратора-воспитателя.

Критика невозможна, если критик не понимает законов искусства, значит, критик должен иметь художественный вкус, чувство красоты, он должен владеть эстетическим анализом. Он воспитывает художественный вкус читателя. Пушкин: «Критика есть наука открывать красоты и недостатки в произведениях литературы».

Действительно ли критика – наука? Критика – нечто среднее. Наука, потому что переводит художественную речь в иную знаковую систему, выстраивает понятийный, категориальный ряд, по закону науки критика завершает анализ синтезом. А. Григорьев: «Критика – один ум». Он был неправ: одним умом красоту не откроешь. Ум всегда сдерживает сердце, а эстетическое чувство интуитивно, и критика тоже интуитивна.

Критик должен быть нравственной личностью.

Критик не имеет право дополнять текст. Аверинцев: «Критик воскрешает автора», то есть он защитник автора, защитник искусства, самый вдумчивый читатель, который делится своим духовным опытом в решении вечных, последних вопросов.

Критика занимает пограничное положение между наукой и искусством. В ней должны соединиться сильный интеллект учёного, интуиция и творческий дар художника, нравственная высота характера, энциклопедичность знаний (то есть универсальная образованность). Всё это надо и литературоведу, но критика и литературоведение – это разные формы деятельности. Белецкий («Литературная газета»): «Писатель - повар, критик – дегустатор, литературовед – исследователь химического состава пищи».

Критика связана с историей литературы и теорией литературы. Пушкин: «Критика основана на совершенном знании правил [теория литературы] и на глубоком изучении образцов [история литературы]».

В XVIII в. была литература, но критики не было, потому что не было теории и литературы. Ни Буало, ни Аристотель не подходят к России, а своих теоретических основ не было. Образцов тоже не было в XVIII в.

Белинский: «Критика есть приложение теории к практики, и в то же время усилие создать теорию из данных фактов».

 

Жанровая система.

Классическая жанровая система сложилась уже к середине XIX в.:

- рецензия. М.б. аналитической (самый сложный вид рецензии) или представлять собой библиографическую аннотацию;

- статья. М.б. в форме годового обзора, литературного обозрения; статьи могут объединяться в цикл статей. М.б. статья-монография, статья - литературный портрет, фельетон.

То есть классических жанров два, а формы могут быть разными.

Кулешов: есть ещё писательская критика (когда сам писатель пытается объяснить смысл своего творчества). Авторецензия, автохарактеристика. формы: письмо-характеристика, письмо-комментарий.

Поспелов выделяет ещё и читательскую критику, но это непрофессиональные суждения, то есть не критика.

 

Периодизация.

Как литературу, так и критику делили в XX в. на три периода освободительной борьбы: дворянский, разночинский (1825-1870 гг.), пролетарский (Ленин).

 

17 октября 2011 г.

лекция №2

 

В ХХ в. периодизация осуществлялась только по идеологическому принципу. Но существует ещё и эстетический.

Если учитывать эстетическую сторону критического мышления, если учитывать, что тип культуры определяется религиозностью или нерелигиозностью, то к критике надо применять иные принципы периодизации, которые ещё не прописаны. Периоды:

1. XVIII в. – время детства (зарождение, установление критики). Зарождение теоретических основ. Эстетическая сторона ужа была: писатели-«критики» уже пытались превознести себя за счёт других. Стали вдаваться в понятие текста, художества;

2. Рубеж веков и 1-я половина XIX в. Осознаётся эстетическая природа искусства. Причём эстетика связана с нравственно-этической стороной жизни человека. Термины данного времени: гуманность, эстетическое чувство. Не правило, а чувство меры. Не искусственность, а естественность. Романтизм, который зарождается из сентиментализма, утверждает абсолютизм личности, а не государства;

3. 2-я половина XIX века – эпоха расцерковления сознания, разгосударствление сознания. Идеи социальности торжествуют. В эстетике торжествуют идеи реализма, но отрицательная сторона реализма – утилитаризм, принцип социальной пользы. Опять перекос в сторону идеологизма. Подражание природе, но уже на новом витке. Это порождает суд над действительностью, всплеск демократической литературы. Сатира. Искусству стали приписывать только тенденциозность. Разрушение эстетической стороны, гуманитарного образования души, художественного вкуса, который создаётся десятилетиями. Массовая культурная деградация и формирование эстетики толпы.

 

 

Первая половина XVIII в.

 

1) Особенности общественного сознания и развитие литературной критики в первой половине XVIII века;

2) Общая характеристика писателей данного периода;

3) Полемика 1740-1750-х гг., её причины и итоги.

 

1. Особенности общественного сознания и развитие литературной критики в первой половине XVIII века.

В 1054 г. произошёл раскол христианства, происходит размежевание на Запад и Восток – это два типа цивилизации и культуры. Киевская и Московская Русь обособляется от латино-германского мира, становится ближе к греко-византийскому типы цивилизации и культуры. России выбирает не закон, который создают сами люди, а благодать. Татаро-монгольское иго заставило Россию объединиться и сохранить национальный облик и тип национальной культуры не только от татаро-монгол, но и от латинского запада.

Эпоха Петра – первые 25 лет XVIII в. Сталкиваются и приходят во взаимодействие эти два мира, два потока мировой истории. «Россия превращается в востоко-запад». Вл. Соловьёв: «третья сила». Религиозный деспотизм Востока и культ сильной личности, индивидуализм, индивидуализм Запада. Вл. Соловьёв мечтал о всеединстве: Россия, по его мнению, должна соединить свою соборность, аскетизм с индивидуализмом Запада, должна явить синтетический тип культуры.

1-я четверть XVIII в. показала, что этого не может быть: это эпоха очевидной деградации русской культуры. Пётр сознательно обрывал все связи со старой Россией, прежде всего на уровне быта. Противостояние Севера (СПб=Запада) и Юга (Москва=Восток). В процессе этого противодействия рождаются западники и славянофилы. В петровское время они ещё не оформились как течение, но сознание уже было.

Расцерковление: церковь наделяется административным правом, вводится культ карнавала, игры, удовольствия, наслаждения – то есть освобождает человека от нравственных догм. Происходит роковое разделение нации на общество, которое идёт за Петром, и народ, который в этом не участвует. М. Волошин назвал Петра I «первым большевиком».

После смерти Петра появляются плоды: век Просвещения, но это просвещение ума. Идея: наука открывает все тайны бытия. Отпадает необходимость божественного откровения. Гордыня самоутверждения. Запад уже прошёл через это (Гоббс, Локк, Руссо, Вольтер, теория разумного эгоизма). «Будьте как боги». Стремление представить Бога в земном обличии. Вводится гуманизм вместо гуманности. В центре – человек. Устанавливается взгляд на Европу как на место, где можно научиться мыслить, жить. Заимствуется всё: научные идеи, общественные отношения, семейные правила.

 

Общая характеристика писателей данного периода.

Тип религиозного сознания заменился типом светского сознания. Происходит ломка переощущений – отсюда взрыв в литературе. Классицизм возникает как образ жизни светского человека, светского общества, элитарного класса. Цель классицизма – закрепить реформы Петра. Расцвет – 40-70-е гг. Идеально государство как разумно устроенный эгоизм, в котором не было места христианской России. Для такого государства нужен идеальный человек, и литература призвана создавать идеального героя.

На первый взгляд, литература XVIII в. – о свободе, равенстве и братстве. Но литература должна была писать не столько о правах, сколько об обязанностях человека, о нормах поведения. Каким должен быть человек, чтобы организм государства мог функционировать. Необходимо подавление страстей, то есть всего богатства душевной и духовной.

Отсюда жанровая система литература классицизма, которая предусматривала, прежде всего, высокие жанры (образцы поведения человека). Низкие жанры – отклонение от норм. Герои делились на положительных и отрицательных. Дидактика. Три единства. Это нормативная поэтика, и цель критики – утвердить эту поэтику. Критика формирует в сознании общества поэтику нормы.

Когда эта литература накапливается, начинается соперничество, авторское тщеславие. Они начинают изучать западные труды. Платон (учение о подражании природе) и Аристотель (учение о катарсисе), Лессинг и Буало (учение о катарсисе). Появляется критицизм. Жанры: трактат, рассуждение, риторики, наставления, руководства, критики.

Но, по существу, они ничего не могли критиковать. Они критиковали стиль, но в узком смысле: возникла проблема художественного языка. На каком языке писать произведение? Это важная проблема, потому что язык – это нация. Наплыв иностранных слов одними приветствовался, а другими – отвергался. В обществе появилось состояние раскола. Два лагеря после смерти Петра: патриотическое движение (незыблемость языка, язык, который сохранял бы в градациях своё и чужое) и движение, которое предлагало дать полную волю иностранным языком. + были те, кто говорил, что нужно создать язык светского общества à светская литература, литература для избранных.

Критика, таким образом, обосновывала ещё и норму в языке. Это критика норм стиля.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!