Об основании программы русского романтизма в этот период.



20-е гг. XIX века.

Направление в сознании общества возникает только тогда, когда это направление становится предметом полемики.

Время требует человека, который бы определил направление и дал его обоснование.

 

В.А. Жуковский

В 1810-е гг. – карамзинист (просто не было термина «романтизм»). Пишет первые статьи, основный критерий – «образованный вкус» (как у Карамзина).

Статья «О критике».

«О нравственной пользе поэзии» - другой принцип карамзинистской оценки – доброе сердце. Здесь соединяет эстетику с этикой. Прекрасное. Прекрасный человек может создавать прекрасное искусство (этико-психологический романизм). «Романтизм – это душа». Мистик в немецком духе.

«О басне и баснях Крылова», «О сатире и сатирах Кантемира». Кантемира сравнивает с Ювеналом и Горацием, Крылова – с Эзопом и Лафонтеном.

Басня Крылова – «мораль в действии», а сатиры Кантемира хороши своим нравоучением.

Пушкин ценил статьи Жуковского.

 

Батюшков.

Как поэт он возрождает античный идеал человека. Его принципы, его романтизм еще более далек от действительности и носит в себе чужеродные элементы. Язычество, античный идеал человека. Идеи разумного эгоизма, разумного наслаждения жизнью. Презирает Жуковского. Произнес одним из последних суд над классицизмом.

Очень образно пишет о поэте и поэзии. Едва ли не из первых заговорил о вдохновении («ясные минуты, когда легко изобразить всю ясность наших впечатлений»)

«Пиитическая диэтика» - образ жизни для поэта:

1. «Живи как пишешь и пиши как живешь, иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы» (есть даже карамзинское начало);

2. «Пиши в глуши сельской»;

3. «Не живи в обществе и не неси на себе тяжелое ярмо должностей ничтожных и суетных».

«Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (1816 г.) – скрытая полемика с шишковистами, классицистами. Легкая поэзия – поэзия вообще, но ограничены жанры: застольные песни, куплеты, альбомные стихи, эпиграммы. «прелестная легкость словесности». Он представитель и ярый защитник этой легкой поэзии. Русский Язык сохранил еще суровость и упрямство. В прозе и драме – есть литературный язык (т.к. тут читатель может быть увлечен фабулой и забудет о неровностях слога).

Поднимает действительно сложные проблемы.

Был западником без сомнения. Западник умеренный.

 

Параллельно шла полемика о романтизме в декабристском лагере. Все, кто был не с ними, - оппоненты. Не признавали Жуковского и Батюшкова. Не искали идеал в прошлом или настоящем, были устремлены в будущее. Важно было уничтожить представления о прошлом и настоящем, противопоставить их светлому будущему. Все проводили идеи масонской ложи – «Великий восток Франции».

Принципиальная особенность – не признавали никаких истин, кроме тех, которые основаны на науке. Разум и наука. Имели огромное количество СМИ: альманахи, «Полярная звезда», «Мнемозина» (богиня памяти, мать 9 муз), журналы (не издавали сами, но влияли) «Сын отечества», «Невский зритель», «Соревнователь просвещения и благотворения». Литературные общества «Арзамас», «Зелёная лампа».

Декабристы насаждали романтизм в его французском варианте (революционный романтизм, устремленный в будущее), Прямо привязывали романтизм к политической борьбе. Устремленность – перевороты, террор. Романтизму придавали всеобъемлющий смысл (как теоретики).

Рылеев «Несколько мыслей о поэзии» (1825 г.). Одна истинная поэзия, нет ни классической, ни романтической. Форме придает слишком много важности, надо думать о содержании. Все прогрессивное – в другом.

 

Кюхельбекер В.Г.

«О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие» (1824 г.): не литературный обзор. Яркий стиль, острые высказывания. Многие за эту статью ругали, т.к. он был архаистом. Высказывания похожи на высказывания классицистов. Отвергает все жанры, кроме высоких. Выступает за одну истинную поэзию, которая отличается от поэзии ему современной.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!