Глава вторая. Аристотель.



 

Философия Аристотеля, безусловно, проигрывает в своем культурном и цивилизационном значении философии Платона. Но проигрывает не очень сильно. Что же касается значимости философского вклада, то Аристотель вполне может потягаться с Платоном.

Жизнь Аристотеля

Аристотель (384/383 – 322 гг. до н. э.) «был шепеляв в разговоре…, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и прической». (11, с. 188)

Если то, что пишет Диоген Лаэртский правда, то это лишний раз доказывает сколь часто великий ум и великая душа скрываются под неказистой внешностью.

Родился Аристотель в городе Стагире, во Фракии, в семье врача, состоявшего при дворе македонского царя. Высокое положение отца позволило будущему философу получить прекрасное образование. В качестве наилучшего места обучения была выбрана Академия Платона. Аристотель оказался талантливым и верным учеником. «Аристотель один дослушал Платона до конца, когда тот читал диалог «О душе», а остальные слушатели все уже разошлись…» (11, с. 147) Это обстоятельство указывает на то, что уже в юности Аристотель являл пытливый, но, вместе с тем, дисциплинированный и терпеливый ум.

Уже в Академии наметились расхождения между Платоном и Аристотелем. «От Платона он отошел еще при его жизни; Платон, говорят, на это сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать»». (11, с. 188) Впоследствии на упреки в том, что он критикует своего учителя, Аристотель якобы ответил: «Платон мне друг, но истина дороже».

Впрочем, расхождения между Платоном и Аристотелем часто чрезмерно преувеличивают. Безусловно, Аристотель создал свою оригинальную систему, но в целом в области метафизики он так и не покинул принципиальных положений своего учителя. Учение Аристотеля – это тот же платонизм, только приведенный в систему, лишенный чрезмерных крайностей и поэтических озарений, обогащенный эмпирическим (фактическим) материалом. Даже в своих поздних произведениях Аристотель иной раз писал «мы, платоники».[38]

После смерти Платона Академию возглавил его племянник Спевсипп, и Аристотель, недовольный новым руководством, удалился из нее. Он много путешествует, изучая мир. В 343 году до н. э. Аристотеля приглашают стать наставником македонского царевича Александра (да, да того самого Александра Македонского).

Судя по всему, отношения между учеником и учителем не стали особенно теплыми. Правда, впоследствии Александр заявлял: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Но эти слова следует воспринять скептически. Греки воспринимали Македонию и ее жителей как людей диких и необразованных и весьма тяготились господством этих «дикарей». Думаю, что большинство эпизодов, демонстрирующих уважительное отношение Александра Македонского к греческой духовности, правдивы, поскольку он действительно восхищался этой духовностью и стремился распространить ее на страны Востока. Но, вместе с тем, полагаю, Александр намеренно демонстрировал это уважение, чтобы показать, что греками правит не дикарь, а образованный, просвещенный человек.

По крайней мере, Аристотель совсем не одобрял проект Александра Македонского принести восточным варварам греческую цивилизацию. Аристотель полагал, что различия между цивилизованными греками и восточными варварами имеют непреодолимый природный характер.

После того как Александр Македонский отправился в свой Великий Восточный поход, Аристотель вернулся в Афины и основал здесь свою школу, которая получила название «Ликей», поскольку находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»). В школе имелся обширный сад с крытыми галереями для прогулок. Аристотель читал лекции, прогуливаясь по этим галереям. Именно поэтому школа Аристотеля называлась также «перипатетической» (прогулочной), а его последователи «перипатетиками».

Ликей был настоящим научным заведением. Аристотель - ученый энциклопедического склада - интересовался всеми сторонами и явлениями мира. Он и его ученики проводили всеобъемлющие исследования во многих областях научного знания. Творческое наследие Аристотеля является энциклопедическим собранием знаний Античности. Оно состоит из работ: по «первой» философии – «Метафизика»; по философии природы – «Физика», «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении», «История животных», «О душе» и др.; по логике – «Категории», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Об истолковании», «О софистических опровержениях»; по этике, политике, риторике и экономике – «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика», «Экономика» и др.; по теории и истории искусства – «Поэтика», «Риторика» и др.

После смерти Александра Великого его империя распалась, и в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Аристотель считался представителем промакедонской партии и поэтому был подвергнут судебному преследованию. Подобно Сократу и многим другим, он был обвинен в нечестии и был вынужден удалиться в изгнание. Вскоре, Аристотель скончался в Халкиде.

Аристотель - очень интересный философ. Но интересен он, пожалуй, только специалистам. Философия Аристотеля – это целая эпоха в истории человеческой мысли, один из краеугольных камней, на которых покоится современное здание философской науки. Но для нефилософа Аристотель слишком сложен, учен и сух.

Историю философии можно уподобить путешествию. Мы идем по лугам, затем попадаем в тенистые и прекрасные сады, но иной раз приходиться подниматься и к заснеженным вершинам. Аристотель – одна из таких вершин. По опыту я знаю, что к концу лекции об Аристотеле многие студенты начинают зевать и клевать носом. Впрочем, может быть, в том есть моя вина. Возможно, я так и не смог найти удачной формы для его изложения. Но читать и знать Аристотеля весьма полезно и необходимо тому, кто стремиться отшлифовать свою способность к строгому методическому мышлению.

Философское наследие Аристотеля энциклопедично и весьма обширно. У меня нет возможности изложить здесь его учение во всей полноте. Поэтому я сосредоточусь, прежде всего, на главном – на метафизике Аристотеля. Что же касается других разделов его философии, то о них я расскажу менее подробно, либо же умолчу вовсе.

 

Метафизика

«Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительное восприятие, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]». (3, т.1, с. 65)

Все люди от природы стремятся к знанию, но знание, которым они обладают, имеет различный характер. В отличие от Платона Аристотель реабилитирует эмпирическое, опытное познание – это познание обладает несомненной ценностью, ибо о мире мы узнаем посредством чувственного восприятия. Но реабилитировав эмпирическое знание, Аристотель все же указывает, что оно не является высшим.

Это знание рассказывает нам о вещах, но ничего не говорит о том, почему эти вещи таковы. Высшим знанием является знание умозрительное, ибо посредством разума мы раскрываем подлинную сущность вещей. Опыт есть знание единичного, а умозрение и искусство есть знание общего. В этом отношении, знание умозрительное оказывается наилучшим и совершенным. «… ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью, хотя они и дают важнейшие знания о единичном, но они ни относительно чего не указывают «почему», например, почему огонь горяч, а указывают лишь, что он горяч». (3, т.1, с. 67) «…мудрость есть наука об определенных причинах и началах». (Там же)

Эта идея лежит в основе аристотелевской классификации наук. Науки делятся на три больших раздела: 1. теоретические науки; 2. практические науки; 3. науки продуктивные.

Продуктивные науки занимаются различными ремеслами и искусствами. Они ценны с точки зрения комфорта жизни, но низки, поскольку по самой своей сути оказываются служебными.

Практические науки имеют своей целью достижение добродетели. Они прекрасны ввиду их цели, но также носят служебный характер.

Лишь теоретические науки полны совершенства, ибо осуществляют поиск знания ради него самого.

Основание этой классификации нуждается в комментарии, поскольку взгляд Аристотеля на науку в корне отличается от современного отношения к ней. Ключевое слово здесь – «практический».

Античная философия настолько удалена от повседневности низших классов, что под практикой она вообще не склонна понимать производство. Практика для нее – это моральное совершенствование. Поэтому под практическими науками здесь следует понимать этику. Это смысловое значение практики сохраняется до XIX века.

Современный же человек под словом «практический» или «практичный» подразумевает пользу в повседневной жизни или в производстве. Современный человек тем больше ценит знание, или вообще что-либо, чем более оно практично, то есть, чем больше оно приносит пользы. В этом отношении, такая дисциплина как философия в современном мире вынуждена непрерывно доказывать свое право на существование, поскольку подавляющее большинство людей видит в ней мало практической пользы, но, в лучшем случае, интеллектуальную забаву или упражнение.

Подобное прагматичное восприятие сформировалось совсем недавно и принадлежит последним двум столетиям. Это восприятие есть следствие победы капиталистической цивилизации, изначально ориентированной на технические достижения, массовое производство и комфорт. Степень практичности в этой цивилизации всегда четко выражается в определенной денежной сумме. То, что не приносит деньги, автоматически воспринимается современным человеком как некая забава или чрезмерная роскошь.

Эта ситуация не нравится многим интеллектуалам. В этом отношении любопытна следующая полемика, разгоревшаяся однажды в печати.

Некто заявил: «Человек, который изобрел стиральную машину или холодильник, сделал для человечества больше, чем все философы вместе взятые». Его оппонент ответил: «Если ваши интересы ограничиваются чистыми трусами и холодным пивом, то это так».

Мне трудно определиться в том, кого поддержать в этом споре. Человек, указывающий на то, что существует нечто более «высокое», чем холодильник и стиральная машина, безусловно, прав. Хотя его правота уже навязла у меня на зубах и раздражает тем, что эта мысль используется для зомбирования человека. Скорее всего, говоривший сам хорошо прозомбирован и озвучивает подобно автомату вложенную в него программу. Кроме того, говорить о более «высоких» вещах с апломбом хорошо тогда, когда ты доказал, что умеешь ценить эти вещи и готов быть верным им при любых ситуациях. В идеале, прежде чем говорить это, человек должен оказаться в ситуации длительной недоступности материальных благ.

Необходимо с благодарностью относиться к той материальной основе, благодаря которой мы можем заниматься духовной деятельностью. Легко рассуждать о духе, сидя на стуле. Попробуйте рассуждать о том же, когда из-под вас этот стул выбьют.

Но, тем не менее, и философами пренебрегать не стоит. Стиральная машина и холодильник – это порождения современной цивилизации, возникшей в рамках социальной формы именуемой «капитализмом». А философы много сделали для того, чтобы эта цивилизация восторжествовала и для того, чтобы она располагала современными наукой и техникой. Без вклада многих новоевропейских философов не появились бы ни холодильник, ни стиральная машина. Определенное общество, то есть определенный социальный организм подобен химической реакции в колбе: чтобы реакция произошла, нужны соответствующие компоненты. Без какого-либо компонента реакция не произойдет или пойдет совершенно иначе. О значении и роли того или иного компонента можно спорить, но ситуация от этого не меняется.

Мне трудно определиться в этом споре, поскольку я ясно вижу вклад и значение философов, но стиральная машина и холодильник также вызывают во мне почтительный трепет.

Итак, необходимо помнить - сегодня термин «практический» имеет совершенно иное значение, чем-то, которое у него было до XIX века.

Аристотель как человек Античности находился в совершенно иной ситуации. Античность как аграрное, жестко иерархизированное общество исходило из очевидности того, что есть господа и есть рабы, которые их обслуживают. Естественно, статус раба был чрезвычайно низок. Раб это тот, кто не имеет самостоятельной ценности. Его ценность определяется той службой, которую он выполняет. Господин же ценен сам по себе - он свободный человек и живет сам для себя. Так же дело обстоит и со знанием.

То знание, которое имеет служебный, «практический» (в современном смысле слова) характер, несовершенно, ибо несет на себе печать «рабского», «плебейского» происхождения. Лишь знание, которое не приносит никакой пользы, а постигается только ради самого себя, наиболее совершенно:

«…из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы…» (3, т. 1, с. 68) И далее: «И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя». (3, т. 1, с. 69)

Эти слова Аристотеля прекрасно раскрывают дух античной демократической цивилизации. Эта цивилизация покоится на гордости свободных людей. И эти же слова объясняют нам, почему Аристотель считал, что различие между эллинами и варварами носит природный характер. Этот древний конфликт между деспотизмом и демократией разворачивается и сегодня.

Если бы Аристотель смог переместиться во времени и вступить в беседу с нашими нынешними «славянскими академиками», то они заявили бы ему, что назначение человека состоит в служении. Человек должен служить Богу и должен служить государству. Служба – вот главная добродетель человека (однако, на лицо прогресс: государь, то есть, деспот, уже почти не упоминается). Аристотель не смог бы переубедить этих людей. Да он и не стал бы сильно утруждаться в этом деле, ибо был убежден, что такова природа варваров – они по самой своей сути неспособны к свободе и могут быть лишь рабами, слугами. Вот почему он считал, что если грек становится в силу обстоятельств рабом, то это противоестественно. Рабское же состояние варвара (имеются в виду, прежде всего, люди Востока) естественно, поскольку соответствует его изначальной природе.

И это же обстоятельство объясняет то, почему христианство не могло возникнуть и распространится в античном мире в века господства средиземноморских республик. Потребовалось несколько столетий все возрастающего деспотизма Римской империи для того, чтобы подготовить почву к принятию новой религии.

 

Таким образом, наилучшими и наисовершеннейшими науками являются науки теоретические – метафизика, физика (в античном смысле слова, то есть натурфилософия), математика, «психология» и т. д. Из теоретических же наук выше и лучше всех остальных - метафизика, поскольку она исследует начала всего, или первые начала. Именно поэтому эту дисциплину Аристотель называет «первой философией» в отличие от «второй философии», то есть физики, исследующей материальный, чувственно-воспринимаемый мир.

«А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено». (3, т. 1, с. 68) «…божественна та из наук, которой, скорее всего, мог бы обладать бог, и точно так же божественной была бы всякая наука о божественном. И только к одной лишь искомой нами науке подходит и то, и другое. Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало, и такая наука могла бы быть или только или больше всего у бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной». (3, т. 1, с. 69 - 70)

Из выше сказанного следует, что важнейшим предметом метафизики является Бог. Здесь Аристотель как гениальный систематизатор подводит итог одной из линий предыдущего развития. Анаксагор первым использовал фигуру Бога как необходимую составляющую своего учения о мироздании. У Платона Бог приобретает еще большее значение. И вот Аристотель рассматривает эту фигуру как важнейшую в области метафизики. Именно поэтому теология – наука о Боге - является венцом его метафизики. Кстати, судя по всему, именно Аристотелю принадлежит честь создания термина «теология».

Метафизика исследует четыре предмета: 1. Исследование первых причин, или высших начал; 2. Познание бытия как такового. 3. Исследование субстанции. 4. Знание о Боге как сверхчувственной субстанции. Сообразно этим четырем предметам я и построю свое изложение метафизики Аристотеля.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!