Инструменты и приспособления.



Инструменты для консервации:

1. Кисти различных размеров и форм – инструменты для покраски в живописи. На консервационном этапе используются для очистки поверхности от пыли, нанесения укрепляющих составов.

2. Шпатель – инструмент в виде пластины с ручкой, который изготавливается из различных материалов: металла, пластмассы, дерева и др. Здесь используется для замешивания разных растворов (преимущественно для укрепления штукатурного основания) и их нанесения на поверхность памятника.

3. Пульверизатор – прибор для разбрызгивания жидкостей мельчайшими частицами. Используется для нанесения на большие площади поверхности антисептирующих растворов.

4. Сверло - режущий инструмент, предназначенный для сверления отверстий в различных материалах. Свёрла могут также применяться для рассверливания, то есть увеличения уже имеющихся, предварительно просверленных отверстий, и засверливания, то есть получения несквозных углублений. В консервации применяется для просверливания штукатурного слоя под кляммеры (приспособления для крепления отвалившегося отслаивающегося штукатурного слоя).

5. Компрессы – в реставрации: мягкая фланель, сложенная в несколько слоев и смоченная в специальном растворе. Используется для размягчения красочного слоя: такой компресс накладывают на участок поверхности и оставляют на определенный отрезок времени.

6.  Микалентная бумага - длинноволокнистая хлопковая бумага, обладающая особой прочностью. В настоящее время используется для реставрации картин, библиотечных фондов, во время транспортировки произведений искусства. Здесь применяется при укреплении красочного слоя: через нее проглаживают нанесенный на поверхность раствор.

7.  Калька-восковка – вощеная прозрачная бумага. Применяется для тех же целей, что и микалентная бумага.

Инструменты для реставрации:

1. Трафарет – шаблон из ватманской / полуватманской бумаги с вырезанными отверстиями, составляющими рисунок. В реставрации используется для воссоздания утраченного фрагмента живописи с помощью переноса изображения с образца на участок с утратой.

2. Кисти различного размера и формы – инструменты для покраски в живописи. В реставрации применяются для нанесения красочных и лаковых составов на поверхность или для снятия загрязнений.

3. Ватный или ватно-марлевый тампон – приспособление для смачивания различными жидкостями (в том числе и моющими составами) поверхности памятника и деликатного удаления их излишков.

4. Губка – хорошо впитывающий влагу инструмент из поролона или микрофибры . здесь применяется для нанесения красящих составов или сухого пигмента на поверхность через трафарет.

5. Палитра - небольшая тонкая и лёгкая доска разной формы, на которой художник смешивает во время работы чистые краски для получения необходимых цветов.

6.  Емкости – сосуды и предметы, используемые для хранения какого-либо вещества. Здесь используются для смешения большого объема разных составов.

7. Ветошь – кусок мягкой, ветхой материи. Применяется для протирания поверхности и удаления с нее излишков укрепляющих или других составов.

8. Муштабель - приспособление, которое используют живописцы, чтобы поддерживать ведущую руку при работе над мелкими деталями картины. Подставляется под ведущую руку и поддерживает ее при выполнении, к примеру, филенок.

 

 

Материалы.

Материалы для консервации:

1. В зависимости от метода укрепления штукатурных оснований могут применяться:

1.1. Известково-казеиновый состав – состав из казеиновой эмульсии и гашеной извести, применяется для инъекционного укрепления штукатурных оснований.

1.2. Коллаггеновые клеи – группа животных клеев, включающая в себя мездровый, костный и рыбный клеи. Здесь применяется в различных составах, в том числе и для профилактических заклеек при инъектировании.

1.3. Штукатурный раствор – раствор, применяемый для реставрации штукатурных оснований; состав его может варьироваться в зависимости от первоначального состава основания.

1.4. Четвертичные аммонийные соли (ЧАС): катамин АБ, катапин бактерицидный (водный раствор) и формалин – ряд веществ, обладающих антисептирующим действием и используемых в чистом виде или для составления растворов.

2. При укреплении красочного слоя возможно использование следующих материалов:

2.1. Пчелиный мед - сладкий вязкий продукт, который вырабатывают пчёлы и родственные насекомые. Пчелиный мёд представляет собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы нектар либо сахаристые выделения некоторых растений или некоторых питающихся соками растений насекомых. При реставрации добавляется в клеи как пластификатор; с той же целью используется и поливиниловый спирт (ПВС) – искусственный, водорастворимый, термопластичный полимер, - в сочетании с глицерином.

2.2. Воскосмоляные составы – составы из очищенного воска и мягких смол (даммары, канифоли, мастика, мягкого копала)  и разбавленные до получения рабочей массы пиненом или скипидаром. Применяют для укрепления красочного слоя посредством прямого нанесения на поверхность живописи.

2.3. Пинен - бициклический терпен, бесцветная жидкость с запахом сосновой хвои. Используется как растворитель масляных красок и лаков; в реставрации применяется в различных составах, его процент содержания варьируется в зависимости от их применения. Часто применяется в чистом виде или растворах для снятия старых записей, лака, олифы.

2.4. Скипидар – жидкая смесь терпенов и терпеноидов, получаемых из смол хвойных деревьев. В реставрации масляной и темперной живописи применяется в чистом виде или растворах для снятия старых записей, лака, олифы.

2.5. Водные дисперсии винилацетата: ВА 2ЭГА (два-этилгексилакрилат), дисперсия СВЭД (сополимер винилацетата с этиленом) – латексы, используемые для подклейки грунта и красочного слоя.

2.6. Полярные жидкости (ацетон, спирт или их смесь в соотношении 1:1) - соединения, молекулы которых обладают электрическим дипольным моментом. В реставрации применяются для обработки участка, на котором провидится укрепление структуры и подклейки поверхности, перед применением СВЭД и ВА 2ЭГА. Такая обработка способствует проникновению и распространению водных составов в красочный слой, грунт и поверхность штукатурки.

2.7. Полибутилметилакрилат (ПБМА) – вещество, применяемое для создания составов для укрепления настенной живописи. Используется в составе с ксилолом и этиловым спиртом, ацетоном и этиловым спиртом, с раствором СВЭД и поливинилбутираля (ПВБ) и др.

Материалы для реставрации:

1. Акварельные краски – это тонко растертые пигменты высших сортов, смешанные со связующими веществами, приготовленными на растительном клее. В реставрации используются при воссоздании утраченных фрагментов живописи или тонировке потертостей для подмалевка под масляную живопись, реже – в качестве основного материала.

2. Масляные краски - ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах, иногда с добавкой вспомогательных веществ. Используются для тонировки и воссоздания утраченных фрагментов или потертостей живописи.

 

Охрана труда.

1. Малярные работы выполняют только в спецодежде и исправным инструментом;

2. Работают на исправных подмостьях, стремянках, столиках, соблюдая правила техники безопасности при работе на высоте;

3. При окраске внутренних поверхностей неводными составами обеспечивают искусственную или естественную вентиляцию помещений, но без сквозняков, вредно влияющих на здоровье работающих и качество работ;

4. Красочные составы приготовляют в специально выделенном вентилируемом помещении, в котором запрещают курить или зажигать нагревательные приборы с открытым огнем и оборудуют щит с противопожарным инвентарем и ставят ящик с песком; 

5. При снятии старых клеевых набелов поверхность смачивают водой и работают в защитных очках или противогазе;

6. При окраске внутренних помещений составами, выделяющими вредные для здоровья пары, открывают окна или включают вентиляцию, обеспечивающую не менее чем двукратный обмен воздуха в час;

7. В помещениях свежеокрашенных масляными или нитрокрасками запрещают находиться более 4 часов;

Личная гигиена.

1. Перед работой надо смазать руки профессионально – защитным кремом или защитной пастой. При попадании растворителей на руки и лицо их моют теплой водой с мылом.

 

Информационные источники:

1. Филатов В.В. Реставрация настенной масляной живописи/В.В.Филатов – М.: Изобразительное искусство, 1995. – С.248

2. Мельникова Е.П., Маслов К.И. Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи/Е.П. Мельникова, К.И. Маслов – М.: [б. и.]; С-П.: Гидрометеоиздат, 2000. – С.237

3. Шепелев А.М. Штукатурные работы/А.М. Шепелев – М.: Высшая школа, 1983 – С.144

4. Абельмас Н. Декор стен и потолков. Фрески, мозаика, декоративная штукатурка/ Н. Абельманс. – М.: Феникс, 2006. – С.219

5. Гончаренко А.Б. Отделочные работы /А.Б. Гончаренко. – Р-н-Д: Феникс, 2010. – З20с.

6. Долгих А.И. отделочные работы/А.И. Долгих. – М.: Альфа, 2006. – 362с.

7. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия/Ю.Г.Бобров – М: Эдсмит, 2004. – С.344

8. Манин Ю.А. Техника монументальной живописи и технология живописных материалов/Ю.А. Манин – М: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2014. – С.265

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!