Предварительное исследование.



Получение разрешения. Реставрация начинается с предварительного сбора разного рода документации, информации о предмете и его исследования. В первую очередь это сбор всевозможных документов на разрешение ведения реставрационных работ: здание, в котором планируются реставрационные работы, может быть частным или общественным, но в любом случае для начала процесса необходимо разрешение от КГИОП’а – комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.  Дальше составляется акт о техническом состоянии памятника на основе визуального обследования с комиссией, состоящей из заказчика, реставратора и представителя органа охраны.

 

Предварительный этап реставрационных работ включает в себя два пункта: проведение противоаварийных работ и выполнение научно-исследовательских работ.

Противоаварийные работы состоят из установки профилактических заклеек, проводящейся при растрескивании живописи, осыпании и отслаивания; из бортового и локального укреплений красочного и штукатурного слоев; подведения прижимных и страховочных устройств; постановки маяков. Именно при выполнении данных операций составляется акт аварийного состояния.

Целью научно-исследовательсксих работ является выбор пути реставрации, ее метода, причем как консервационного, так и реставрационного этапа, оптимального режима для памятника в период будущего функционирования..

Консервация – это комплекс мероприятий, нацеленных на сохранение памятника в дошедшем до нас состоянии и предотвращение дальнейшей деструкции.

Научно-исследовательские работы включают в себя исследования: предварительные, натуральные исследования, состоящие из фотофиксации, выполнения кроков, схем-картограмм и зондажей; архивно-библиографические исследования по поиску исторических справок об объекте реставрации, фотографий и эскизов; физические, физико-химические, био-химические и лабораторные исследования. Помимо этого выдвигаются предложения и рекомендации по приведению памятника в экспозиционный вид.

Экспериментально-реставрационные работы представляют собой различного рода пробы реставрационно-консервационных мероприятий для составления оптимальных рецептур и способов действия.

Историко-археологические исследования – это сбор архивного, текстового и иллюстративного, материала и информации о памятнике и их систематизация.

Выявление дефектов проводится в ходе исследовательских работ. Они фиксируются в документации, дефектной ведомости, схеме-картограмме и дневнике реставратора; описание начинается с характеристики основы, далее вышележащие слои – грунт, красочный и покрывной слой. Необходимо также выявить причину их появления, в связи с чем может в дальнейшем понадобиться корректировка материалов реставрации.

 

Практический этап.

Технологии укрепления штукатурного и красочного слоев многообразны. Для штукатурного слоя основные – инъектирование, бортование (метод бортовой обмазки) и метод кляммеров. Для красочного слоя – укрепление воско-смоляными мастиками, коллагеновыми клеями, водонерастворимыми мылами, составами на основе полибутилметилакрилата и водными дисперсиями винилацетата. Выбор методики определяется в зависимости от множества условий: толщины слоя, его деструктивности, наличия разных дефектов.

Обмазку выполняют вручную, нанося в несколько слоев, а потом соединяя края штукатурного слоя с поверхностью кладки и уплотняя обмазку; Метод кляммеров выполняют, высверливая отверстия и вставляя в них кляммеры, а затем закрепляя на них отставший штукатурный слой. При инъектировании восстанавливают необходимый контакт между поверхностью кладки и отставшим штукатурным слоем за счет заполнения пустот инъекциями штукатурного раствора.

При укреплении воско-смоляными мастиками, водонерастворимыми мылами и составами на основе полибутилметилакрилата (ПБМА) их наносят на поверхность, а затем проглаживают их через специальный материал (кальку-восковку и слой фланели, микалентную бумагу, фторопластовую пленку).

Укрепление водными дисперсиями сополимеров винилацетата выполняют вручную, предварительно нанеся полярную жидкость на поверхность, обработкой раствором и уплотнения участка через фторопластовую или полиэтиленовую пленку;

 

Удаление загрязнений. К загрязнениям относятся твердые частицы минеральной или органической пыли, осевшие из засоренного воздуха, и продукты неполного сгорания органических веществ, а так же живые и засохшие наросты мицелия плесневых грибов и их споры, птичий помет, брызги от клеев, масел, смол, красок на различных связующих и другие загрязнения, происхождение которых подчас трудно определить. Очистка от загрязнений проводится исключительно после консервации с той целью, чтобы моющий состав не проник под красочный слой.

При удалении загрязнений художнику-реставратору прежде всего необходимо определить кислотно-щелочную реакцию загрязнения и моющих средств, которые планируется использовать. Наиболее часто применяют нейтральные моющие средства, такие как «Детское» мыло, порошок «Лотос», эмульсия «Прогресс-М», имеющие слабо щелочные свойства, а также водная эмульсия «ОП-7».

Подобранным моющим составом необходимо провести контрольную смывку на менее ответственном участке живописи. Если поверхность тампона оказывается серо-черной, значит, он испачкан лишь поверхностными загрязнениями и можно продолжать смывать их вращательными движениями. Удаление загрязнений проводят ватно-марлевым тампоном, щетинными круглыми кистями, щетинными щетками, натуральными и поролоновыми губками, которые подбираются в соответствии с масштабами и фактурой живописи.

Одновременно с удалением (иногда предварительно) поверхностных загрязнений рационально провести антисептирование живописи, если имеются следы поражения ее плесневелыми грибами и бактериями. Целесообразно проводить обработку до начала реставрационных работ с целью предупреждения распространения спор с пораженных участков по всему произведению.

 Под воссозданием утрат понимают воспроизведение в рисунке и цвете отсутствующих частей живописи как станковой, так и монументальной (настенной, декоративной). Весь процесс воссоздания утрат подчиняется трем правилам:

1. Реставрационный красочный слой наносится исключительно в пределах утрат живописи;

2. Реставрационный красочный слой должен относительно легко удаляться с поверхности без повреждения авторского слоя;

3. Цвет и тональность тонировки необходимо максимально приближать к оригиналу;

Необходимо всегда соблюдать правила многослойного нанесения красочного слоя. Если каску положить в один слой, почти никогда вы не добьетесь хорошего результата: в таком случае будет обнаруживаться мутность, цветовая примитивность, что исключает однородность реставрационной живописи и подлинных участкв живописи.

При тонировке и воссоздании утраченных фрагментов часто используются акварельные краски, исполняющие роль подготовительного слоя под пастозные краски и в значительной степени реже – для всего цикла работ на слое реставрационного грунта.

Цвет реставрационного грунта, фактура его поверхности подготавливаются заранее, в процессе восполнения утрат грунта. Когда цвета грунтов различаются – реставрационный имеет белый цвет, а авторский цветной, - реставрационный перекрывают тонким слоем лака. Целесообразно в технике акварели подготовить объемную трактовку утраченного фрагмента живописи. Акварельная проработка может быть выполнена в коричневатых тонах (гризайль) или в основной тональности утраченных изображений. При этом краски наносят на поверхность вразмыв, для соблюдения главного правила техники акварельной живописи – сохранение прозрачности, не допуская наращивания слоя краски, чтобы через нее постоянно просвечивал слой грунта. Далее поверхность, обработанная таким способом, должна быть покрыта лаком для защиты. Весь процесс тонирования и восстановления можно выполнить в технике акварели, если вся живопись выполнена в очень светлой гамме. В этом случае с помощью грунтовочной массы имитируют фактуру мазков авторской кисти, а после акварельными красками исполняют цвет. В процессе тонирования акварелью можно периодически (однако не злоупотребляя повторениями) слегка смачивать рабочий участок пиненом с помощью ватного тампона.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!