I. Общие положения: виды и объемы работ



Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

 

О.П. Сайгушкина

 

 

Как написать реферат

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург  2015

 

 

ББК

 

Сайгушкина О.П.

      Как написать реферат. – Учебно-методическое пособие для студентов исполнительских специальностей.

 СПб.: 2015. – 41с.

     

          

 

     Учебно-методическое пособие адресовано студентам исполнительских специальностей, в программах которых запланировано написание рефератов в рамках разных лекционно-семинарских курсов. При этом исполнители далеко не всегда в достаточной степени владеют навыками научно-исследовательской работы – в большинстве средних и высших учебных заведений их специально этому не учат. В пособии предлагаются самые общие и краткие рекомендации по основным вопросам, таким как выбор темы и ее формулировка, работа с научной литературой и ее библиографическое описание, структура реферата и его оформление, стиль научного текста и его редактирование.

 

  Рецензенты:

З.М. Гусейнова – доктор искусствоведения, профессор

О.А. Скорбященская – кандидат искусствоведения, доцент                                                                   

 

 

                                                                                   

 

ISBN

 

               © Сайгушкина О.П., 2015

               © Санкт-Петербургская государственная консерватория

                   им. Н.А. Римского-Корсакова, 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  4

 

Раздел I. Общие положения: виды и объемы работ _ _ _ _ _ _ _ _ _  6

1.Постановка проблемы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  8

2.Выбор темы (примерные направления исследований) _ _ _ _ _ _ _ 10

3.Формулировка темы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13

4.Составление предварительного плана_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  14

 

Раздел II. Работа с научной литературой_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15

1.Принципы поиска и отбора информации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  15 2.Конспектирование _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 18

3.Понятийно-терминологический аппарат _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19 4.Осмысление научных текстов и методы работы с ними_ _ _ _ _ _ _ 21

 

Раздел III. Структура работы, написание текста _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22

1.Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23

2.Основная часть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _23

3.Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _25

4.Написание текста, стиль изложения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 26

5.Проверка и редактирование_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  28

 

Раздел IV. Оформление работы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 30

1.Цитирование_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _31

2.Оформление сносок_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 34

3.Оформление списка литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 35

4.Примеры библиографического описания разных источников_ _ _ _ 36

5.Оформление нотных примеров и приложений_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __38

 

Раздел V. Критерии оценивания научно-исследовательской работы

студента _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 39

Раздел VI. Литература_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _40

 

ВВЕДЕНИЕ

  

Рефераты и дипломные квалификационные работы[1] в настоящее время являются обязательной частью учебного процесса и средством оценки профессиональных знаний и умений студентов исполнительских специальностей[2].  

Основная часть государственного экзамена, подводящего итог изучению всего цикла специальных исполнительских и педагогических дисциплин, проходит как защита дипломной квалификационной работы. Однако исполнители далеко не всегда в достаточной степени владеют навыками научно-исследовательской работы – в большинстве средних и высших учебных заведений их специально этому не учат.  И тогда в помощь привлекаются возможности Интернета, но добытые неумелыми исследователями сведения нередко оказываются фрагментарными, вырванными из контекста, несвязными по смыслу, не отвечающими существу дела. Поиск, отбор, правильная оценка и систематизация материала, обнаруженного в поисковых системах, должны опираться на знание основной литературы по специальности и осмысленный, критический подход к найденной информации. А такой подход формируется в процессе лекционно-семинарских занятий с педагогом и самостоятельной работы с научной, учебной литературой, аудио- и видеозаписями и другими источниками.

Те учащиеся, которые, не затрудняя себя, «скачивают» текст реферата целиком, становятся потребителями стандартного набора далеко не всегда достоверных сведений, рискуя провалить государственный экзамен. Стоит ли много говорить о том, чем вреден подобный «готовый продукт», особенно для молодого ума? Отсутствие самостоятельности мышления не позволяет достичь одной из главных целей научно-исследовательской работы, которая состоит в том, чтобы будущие профессионалы научились учиться. К тому же деятельность такого рода для  человека творческой профессии – артиста, педагога, ученого – важна еще и тем, что учит проникать в духовный, интеллектуальный, эмоциональный смысл информации, раскрывая новые стороны таланта, проявляя скрытые возможности личности[3].

Да и практические умения – составление учебно-методические пособий, программ, рекомендаций, аннотированных репертуарных списков и других материалов подобного типа – сегодня абсолютно необходимы будущим музыкантам-педагогам.

Задача настоящего пособия состоит в том, чтобы дать по возможности краткое и ясное руководство к написанию реферата, сосредоточившись  лишь на самых основных моментах. К ним относятся: постановка проблемы, выбор темы и уточнение ее формулировки, структура работы и особенности каждого из разделов – введения, основной части и заключения, соблюдение принципов цитирования научных работ, правила оформления списка литературы, приложений, нотных примеров, а также критерии оценки работы студента.

 

 

I. Общие положения: виды и объемы работ

Реферат, курсовая, дипломная работы – это виды самостоятельной учебно-исследовательской работы. Принято считать, что реферат может иметь объем не менее 10 – 12 страниц. Счет страниц идет, начиная с титульного листа и включая Приложение. Реферат, как правило, посвящен рассмотрению какой-либо одной конкретной проблемы и предназначен для более основательного и полного ее усвоения. В реферате – наиболее простой и короткой форме самостоятельной работы (как и в других, более сложных) – нет смысла просто пересказывать источники, это будет всего лишь ухудшенный вариант того же самого материала.

    Если реферат посвящен рассмотрению какой-либо конкретной проблемы, необходимо проанализировать содержание книг, статей, в которых она обсуждается, сопоставить и критически оценить их основные положения. В том случае, когда в задачу реферата входит анализ монографии или сборника, необходимо рассматривать его в сравнении с другими работами подобного рода, которые также должны быть включены в список литературы. Об этом приходится говорить потому, что часто студенты в списке литературы указывают лишь одну эту монографию, а то и обходятся вообще без списка литературы, объясняя, что в реферате речь идет только об одной книге.

После того, как дана общая характеристика монографии, возможна конкретизация и сужение задачи – выбор одного-двух важнейших аспектов рассматриваемой работы и более подробный их анализ. Можно пойти другим путем: обобщить свои впечатления от книги в целом, попытаться сделать вывод о том, насколько полно и каким именно методом решена задача, поставленная автором. В любом случае реферирование предполагает анализ материала, его критическую оценку, отбор наиболее важных положений, систематизацию; желательны также собственные выводы.

Курсовая и дипломная работы  отличаются от реферата размерами, степенью погружения в проблематику, развернутостью исследования, комплексным подходом. Курсовая[4]работа имеет объем не менее 20 страниц и, как правило, предполагает освоение уже большего количества основной научной литературы по данной проблематике. В курсовой работе  нужно провести сравнительный анализ источников, извлечь из всего объема книг и статей необходимую информацию, проанализировать, осмыслить и логически выстроить ее, затем – изложить свои взгляды и соображения.

Такая деятельность требует известной исследовательской зрелости и опыта, умения быстро составлять собственное представление об источниках, как правило, различных по подходам, делать заключение об их полезности для своей работы, отбирать необходимый материал, не искажая при этом контекста, смысла и аргументов автора исследования.

Дипломная квалификационная работа завершает процесс обучения, успешная ее защита служит основанием для аттестации выпускника. Ее объем составляет, как правило, не менее 30 (до 50) страниц[5]. Дипломные работы хранятся в течение 10 лет и являются важными документальными свидетельствами, которые в числе других служат материалом для оценки деятельности вуза в целом и его аккредитации. Дипломная квалификационная работа выпускника свидетельствует об уровне профессиональной подготовки специалиста, подтверждает его готовность к работе по данной специальности. В ней интегрируются все знания и умения студента, полученные в рамках разных дисциплин: на занятиях по специальности, в курсах истории и теории исполнительского искусства, методики обучения игре на инструменте, истории музыкальной педагогики, педагогической практики, а также в других теоретических и практических курсах, если этого требует разработка темы.

 Такая работа базируется не только на свободном владении всем усвоенным материалом, умении привлекать в своих целях новые и новейшие источники и работать с ними, но и на творческом отношении к проблеме, опоре на собственный исследовательский, исполнительский и педагогический опыт, стремлении обобщить свои представления, выработать самостоятельные творческие установки.

Все эти виды работ помогают выявить и развить склонность к научно-исследовательской деятельности, способствуют расширению кругозора студента, углублению его эрудиции, прививают навыки самостоятельного профессионального мышления, обеспечивают возможности для дальнейшего самообразования и постоянного повышения квалификации.

Объемы разных форм письменных работ студента могут в какой-то степени варьироваться в зависимости от пожеланий педагога, ведущего данный курс, или изменяющихся требований учебных программ. Выполнение любой из этих работ предполагает помощь: в лекционно-семинарских курсах осуществляется групповое консультирование по проблемам, связанным с работой над рефератами, непосредственно же руководит научной работой студента педагог, ведущий занятия по педагогической практике и общающийся со студентом на протяжении нескольких лет обучения в вузе.

I .1 Постановка проблемы

Выбор направления исследования зависит от специализации, в рамках которой оно выполняется. Так, например, если речь идет о работе по методике обучения игре на инструменте, то основной является методическая проблематика, но она может быть связана с близкими курсами, такими, как история и теория исполнительского искусства, педагогическая практика и другими областями, относящимися к музыкальному исполнительству и педагогике. Она может учитывать (особенно в дипломных квалификационных работах) основные темы научных работ, ведущихся педагогами данной кафедры. И, главное, проблема должна быть интересна самому студенту[6] и соответствовать его возможностям. Творческая работа, представленная студентом второго курса в виде реферата, может быть углублена, переосмыслена и в дальнейшем послужить основой курсовой,  дипломной квалификационной работы и даже кандидатской диссертации.

В зависимости от жанра, объема и уровня сложности научно-исследовательской работы будет изменяться и формулировка темы. Так, например, для реферата подойдет такая тема: «Упражнения Шумана как средство преодоления технических трудностей в его Этюдах для фортепиано по каприсам Паганини opus 3». Для курсовой работы: «Различия в подходе Шумана к жанру транскрипции (в его Этюдах для фортепиано по Паганини opus 3 и Шести концертных этюдах для фортепиано по каприсам Паганини opus 10)». Для дипломной квалификационной работы можно предложить такую тему: «Шуман. Шесть концертных этюдов для фортепиано по каприсам Паганини opus 10 и их роль в формировании индивидуального стиля композитора».

Исследования опираются на методологию, выработанную данной областью науки, и, как правило, объединяют исторические, теоретические, эмпирические, методические аспекты проблемы. Такой комплексный подход особенно желателен в дипломных квалификационных работах.

Самое главное – студенту нужно научиться рассматривать интересующую его научную тематику именно как проблему. Умение увидеть вопросы, требующие обсуждения, заметить противоречия, которые можно сделать предметом рассмотрения и попытаться разрешить, установить связи и взаимообусловленность основных компонентов темы – это основа развития исследовательской культуры автора, залог его успешного профессионального развития.

I .2 Выбор темы (примерные направления исследований)

Итак, студент вместе с руководителем определяет сначала область, в которой он хотел бы работать, выбирает проблематику, которая ему кажется наиболее увлекательной. Так, например, если иметь в виду курс методики, то направления, по которым можно работать, достаточно разнообразны. Одному студенту интереснее область психологии, и он может выбрать вопросы, связанные с темой «Музыкальные способности». Это: слух и его разновидности, память и проблемы запоминания (методики запоминания выдающихся музыкантов), роль внимания в процессе домашней работы над произведением и в условиях эстрадного выступления, двигательно-моторные способности и возможности их применения при создании художественной интерпретации и многие другие.

Другому студенту хочется заниматься насущными, приближенными к педагогической практике проблемами воспитания учеников, которые рассматриваются в рамках темы «Начальное обучение». Причем, здесь круг вопросов также может быть очень широк: начиная от особенностей проведения урока с начинающим, работой над развитием творческих, музыкантских, игровых способностей и навыков, и заканчивая обзором и анализом современных методик обучения музыке и многочисленных новейших сборников для начинающих.

 Богатые возможности для выбора темы реферата открываются в целом комплексе проблем, именуемом «Работа исполнителя над музыкальным произведением». Могут быть рассмотрены любые аспекты деятельности исполнителя, любое средство исполнительской выразительности, как в конкретно-углубленном варианте, например: «Тембровые и динамические функции левой педали в фортепианных сочинениях Листа (на примере пьес(ы)… из первой тетради цикла "Годы странствий")», так и более широком, например: «Особенности фразировки и динамики в произведениях венских классиков: уртекст и редакции сонат(ы) Моцарта…».

Всегда актуальна проблема  подготовки к эстрадному выступлению. Работа над этой темой побуждает студентов обращаться к результатам, достигнутым в смежных областях, используя установки, выработанные психологами для актеров и спортсменов. К тому же углубление в эту животрепещущую для каждого исполнителя тему стимулирует самонаблюдение и поиск собственных индивидуальных подходов к решению проблемы сценического волнения.

Можно найти малоизученные и требующие творческого отношения аспекты даже в таких не очень объемных темах как «Методика проведения урока». Так, безуспешные поиски в методической литературе советов по поводу проведения открытого урока с учениками музыкальной школы привели выпускницу к решению написать дипломное исследование на эту тему. Основательное обдумывание всех аспектов темы помогло ей развить интересные идеи и выработать свои методические рекомендации. Результатом явилась успешная защита диплома и получение более высокой квалификации по месту работы. 

Иногда к выбору и всестороннему изучению определенной темы, такой, например, как «Воспитание навыков чтения с листа», учащегося подталкивают собственные недостатки и необходимость более полного овладения этими навыками, пригождающимися музыканту абсолютно во всех видах профессиональной деятельности.

Большой интерес проявляют студенты к работе над рефератами, посвященными изучению какой-либо важной для исполнителя книги. При этом они учатся анализировать прочитанное, усваивать аргументацию автора, логику и стиль его изложения, становясь его «собеседниками». Можно не ограничиваться взглядами и позицией одного автора, а рассмотреть разные подходы педагогов-методистов к решению наиболее значимых проблем исполнительского искусства.

Всегда приветствуются рефераты, в которых изучаются методы работы известных педагогов, в том числе и своего педагога по специальности. Иногда те студенты, которые уже поняли, насколько не прост труд педагога, анализируют собственный опыт и обсуждают в реферате проблемы работы с учениками, приводя примеры из своей практики преподавания.

Неизменно популярны темы, посвященные исполнительскому и педагогическому анализу конкретных произведений и сравнительному анализу интерпретаций. Многогранной оказывается проблематика редактирования произведений разных музыкальных стилей. Такие работы также очень развивают студента, способствуют воспитанию его как специалиста: привлекают внимание к тончайшим оттенкам музыкального текста и его воплощения интерпретатором, учат вырабатывать свою систему критериев оценки исполнения, понимать особенности определенных исторических этапов развития исполнительского искусства.

Что же касается курса «Музыкальное исполнительство и педагогика» и дипломной квалификационной работы, завершающей его, то здесь возможны любые темы, связанные со специальными дисциплинами, которые изучались на протяжении всех лет обучения, поскольку этот курс имеет итоговый, синтезирующий характер. Более полно с кругом тем студентов знакомят педагоги, ведущие лекционно-семинарские курсы, и руководители научных работ. Кроме того, существуют учебные программы названных курсов, которые также помогут определиться с выбором.

При выборе темы важно учитывать и тот момент, насколько разработана она и насколько полно освещена в литературе. Одинаково трудно работать над такой темой, по которой научных работ очень много, и над такой, по которой литературы практически нет. Предпочтительнее выбрать поле деятельности, на котором еще остаются возможности для новых подходов, существуют, как говорят, ниши, которые начинающий исследователь может попытаться заполнить. Но оно и не должно являться абсолютной научной «целиной» – поднять такую тему может оказаться студенту не по силам. Для определения возможностей будущего исследования необходимо уже на этапе выбора темы провести предварительное ознакомление с источниками и посоветоваться с научным консультантом.

I .3 Формулировка темы

Что касается формулировки темы, то эта задача совсем не так проста, как может показаться на первый взгляд. Одна из типичных ошибок студентов – слишком широкая и неконкретная формулировка, которая не дает верного направления будущему исследованию и не содержит проблемы, а лишь указывает на область или научное явление. Лучше всего обсудить этот момент со своим руководителем – в процессе обсуждения определится, какой именно аспект темы кажется студенту наиболее интересным и перспективным, на какие вопросы будет отвечать предпринятое исследование. Благодаря сужению границ темы и уточнению проблематики, отсекутся лишние слова в формулировке темы и останутся лишь те, которые точно передают содержание работы.

Формулировка темы ни в коем случае не должна охватывать более широкий круг проблем, чем тот, который реально рассматривается в реферате. Заглавие работы должно быть ясным, предельно кратким, указывающим на проблему и грамотно сформулированным в профессиональном и литературном отношении. Если название не укладывается в одно предложение, часть его можно перевести в подзаголовок. Не следует использовать в формулировке придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

Например, если тема сформулирована так: «Работа над полифоническими сочинениями И.С. Баха», то она не уточняет проблему и не раскрывает, какие именно сочинения будут рассматриваться. Если формулировку изменить следующим образом: «Работа с учениками младших классов музыкальной школы над полифоническими сочинениями И.С. Баха», то проблема и направление будущей работы становятся гораздо более определенными. Однако формулировка продолжает оставаться неконкретной, так как включает в себя очень много аспектов, которые не могут быть освещены в рамках реферата. Необходимо сделать еще один шаг к уточнению формулировки, например: «Работа над артикуляцией с учениками музыкальной школы на материале пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Как можно видеть, ограничения сделали тему вполне определенной, обозримой по объему, и к тому же позволили убрать из названия лишние слова: уточнения «младших классов» и «полифоническими сочинениями И.С. Баха» снимаются указанием на то, какой именно репертуар имеется в виду.

Следует понимать, что формулировка темы может подвергаться корректировке в процессе работы над рефератом, особенно на первых ее этапах, так как логика развития исследования нередко диктует изменения, которые нельзя не учитывать.

I.4Составление предварительного плана

Соответственно, в таком случае будет изменяться план исследования, поэтому он и называется предварительным. Несмотря на то, что план на первых порах не является окончательным, без его составления обойтись невозможно. Он имеет очень большое значение для организации работы –  проясняет направление работы, ее структуру, логику разработки темы, определяет, какие именно материалы понадобится изучить, чтобы реализовать его. План помогает понять, какие проблемы потребуют детального изучения, а какие будут затронуты лишь частично, в определенной мере он прогнозирует объем реферата и стадии работы над ним.

План будет подвергаться уточнениям в процессе работы, а в своем окончательном виде он выполнит функцию Оглавления, или   Содержания, которое должно быть расположено на второй странице реферата. Название «Содержание» может использоваться в любых случаях, в то время как название «Оглавление» уместно тогда, когда в реферате есть главы и параграфы, раскрывающие конкретное наполнение этих глав. Разделы обязательно должны быть озаглавлены, необходимо также указать номера страниц, на которых они расположены.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!