ЛИНКОЛЬН СТЕФФЕНС, АМЕРИКАНСКИЙ «МАКРЕЙКЕР» 7 страница



Дидро наделяет Сюзанну умом, способностью к пониманию мотивов поведения других и к самоанализу.

Роман «Монахиня» отличается глубоким психологизмом. Душевные метания героини переживают эволюцию: от сомнений, от чувства протеста и гнева она переходит к открытому бунту. Кроме того, это и публицистическое произведение, утверждающее личные и общественные права человека.

«Племянник Рамо» (1762–1779) был написан Дидро в форме диалога. Дидро и другие французские просветители часто обращались к диалогу не только потому, что он давал возможность популяризировать философские или научные идеи, но и потому, что использование диалога позволяло видеть мир диалектически. Главный герой — это реально существовавшее историческое лицо Жан-Франсуа Рамо, племянник знаменитого композитора Жан-Филиппа Рамо. Это был умный и одаренный человек, но он опустился, став паразитом и попрошайкой, и умер на больничной койке. В произведении Дидро племянник Рамо предстает собирательным, социально-обобщенным типом, который характерен для предреволюционной эпохи; одной из главных его черт стала, по определению Гегеля, «разорванность сознания».

Беседу с племянником Рамо ведет философ, который видится с ним в знаменитом кафе «Регентство». Этот человек привлек внимание философа своей оригинальностью. В его натуре сочетались высокомерие и низость, здравый смысл и безрассудство; для него не существует разницы между честным и бесчестным. Он являл собою саму изменчивость, само непостоянство. В этом диалоге, как и в ряде философских трудов, Дидро выразил свое диалектическое понимание мира: в противоположность метафизически устойчивым и неизменным сущностям человеческой природы в понимании XVIII в. Дидро увидел их диалектическую изменчивость. «Разорванность сознания» проявляется в образе мысли и образе жизни Рамо. Наблюдательный, остроумный, злоязыкий, он вхож в особняки аристократов, разбогатевших финансистов, он развлекает и веселит там гостей, терпит унижения за то, что его кормят и поят. Образ жизни героя — откровенно паразитический. Без всякого лицемерия Рамо открывает философу всю мерзость существования, порожденную безудержным накопительством. К своим «благодетелям» он относится с явным презрением. Из наблюдения над жизнью у него сложилась своя философия: «В природе все виды пожирают друг друга, а в обществе друг друга пожирают сословия». В обществе, где он живет, полностью стерлись понятия добродетели и порока, их содержание меняется соответственно интересам сильнейших, т. е. знатных и богатых. Деклассированный интеллигент, Рамо презирает это общество, но он к нему приспосабливается. Наглый циник, беззастенчивый негодяй, он сознательно выбирает общественный паразитизм и восхваляет его. Опровергая философию Рамо, Дидро говорит о великой роли труда в социально-историческом развитии человечества и вместе с тем показывает полную негодность, упадок «старого порядка», который развращающе влияет на людей и порождает паразитизм.

Племянник Рамо отличается полной искренностью. Он признается, что он «невежа, дурак, безумец, нахал, лентяй». Он страдает оттого, что ради куска хлеба приходится унижать себя. Он знает, что в каждом человеке есть достоинство, данное ему самой природой, а презрение к себе — это подлинная мука сознания. Ничтожные люди многого для себя добиваются подлостью, значит, считает он, и ему можно лгать, клясться, обещать и не выполнять обещаний, сводничать. Его безнравственность порождена обществом. Поступки таких людей, как Рамо, замечает философ, человека столь яркой индивидуальности, полной жизненных сил и энергии, заставляют людей задумываться, одобрять или порицать, т. е. двигаться вперед.

В романе «Жак-фаталист» (1773–1774) Дидро критикует традиционные приемы, свойственные роману предшествующей эпохи, и создает, во многом под влиянием Стерна, новаторское произведение. На первый взгляд, композиция романа кажется нарочито беспорядочной; в роман включен диалог, в нем много отступлений, скачков мысли. Однако на поверку оказывается, что это логически стройное повествование, в котором каждая его часть имеет важное значение для выявления глубокой идейной значимости общего замысла. Жак и его ничем не примечательный хозяин путешествуют неизвестно куда, неведомо с какой целью. По дороге Жак рассказывает хозяину историю своей первой любви. Но основное внимание Дидро уделяет повествованию о тех событиях, которые этот рассказ сопровождают: в романе описываются происшествия, случившиеся по дороге, остановки на постоялых дворах; в роман включены вставные новеллы. Есть в романе и глубокий психологический анализ, и достоверное изображение парижских, крестьянских, монашеских нравов.

Но главное в «Жаке-фаталисте» — его философское содержание. Жизнь Жака полна радостных и печальных неожиданностей. События романа развиваются так, что они оказываются полностью неподвластными воле персонажей. Эти события могут показаться случайными, и можно подумать, что они предопределены силами, которые выше человеческого понимания. Но это только первое впечатление. Мудрый неунывающий Жак понимает фатализм не как покорность судьбе или случайности. Он эпикурейски стремится получать от жизни наслаждения и стоически переносит невзгоды, повторяя, что «так было предписано свыше». Наделяя материю главным ее свойством — чувствительностью, Дидро все происходящее в мире воспринимал как взаимодействие причин и следствий. Любое событие романа — это неизбежный результат конкретных причин. Фатализм-детерминизм Дидро отличен от религиозной идеи предопределения. Эта идея предполагает, что связь причин и следствий для человека остается тайной, она подвластна только Богу; согласно Дидро, человек вполне способен постичь взаимосвязь причин и следствий. Жак познает законы детерминизма обычным жизненным опытом. Большую роль играет в романе и социальная критика — осуждение вредного паразитического существования церкви и монастырей, суда, где царят продажность и подкуп, несправедливая налоговая политика. Дидро выражает свое сочувствие нищему, обобранному народу.

Многогранная просветительская деятельность и творчество Дидро, подвижничество в издании «Энциклопедии», смелые философские идеи поставили его в ряды крупнейших деятелей не только французской, но и мировой культуры.

 

МОНАХИНЯ

Роман «Монахиня» был написан Дидро во второй половине 1760 года.

Однако широкая читающая публика получила возможность познакомиться с этим

произведением лишь в 1796 году, спустя 12 лет после смерти его создателя.

Отдельные привилегированные подписчики на знаменитую «Литературную

корреспонденцию» Мельхиора Гримма значительно раньше узнали о творческой

истории книги, чем прочли её текст, ибо в 1770 году Гримм подробно

рассказал о той мистификации из которой выросла «Монахиня».

История рождения замысла у Дидро и сама судьба его представляет

значительный интерес. Конец 50-х годов 18 века во Франции принес

сенсационные разоблачения тайн монастырских стен, частных случаев

изуверства, происходящих за ними. Монастырский быт стал предметом

оживленного общественного обсуждения, и Дидро не мог не остаться в стороне

от этого обсуждения. Будто бы от лица монахини из Лоншанского монастыря,

отличавшегося особенной суровостью своих нравов, он вместе со своими

друзьями стал распространять письма, разоблачавшие царящие в монастырях

нравы. Последнее письмо появилось в мае 1760 г ода, а уже в сентябре того

же года Дидро в своей переписке упоминает о работе над новым романом.

Реальным прототипом Сюзанны Симонен из романа «Монахиня» была монахиня

Маргарита Деламар, судебное дело которой о снятии с неё монашеского обета

получило в то время широкую огласку и иск которой судом был отвергнут.

История Маргариты Деламар, которая по воле матери, жаждавшей после смерти

мужа заполучить все его состояние, провела в монастырских стенах более

полувека (60 лет), рассказана в монографии: George May. Diderot  et “La

religieuse” (New – Haven - Paris, 1954). Таким образом под пером Дидро

привычная в те времена история «монахини поневоле» стала художественным

обобщением судьбы личности в феодально - абсолютистском обществе, где

широко простирается власть католицизма.

Когда Дидро писал «Монахиню», ему было уже 47 лет. К этому времени у

писателя сложилась своя система эстетических взглядов. У него была

собственная концепция жанра романа, причем лежала она в   русле

реалистических исканий писателя. По Дидро, роман должен изображать не

«химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем»,

рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту

и естественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная

«правдивыми деталями». Всем этим требованиям роман «Монахиня» отвечал

полностью. Жизненность сюжета и реалистичность повествования поражают

читателя. Дидро создал книгу- исповедь, где героиня – не исключительная

натура, а жертва социальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» -

социально- психологический роман. В нем Дидро развенчивает монастыри как

порождение всего жизненного уклада феодально - абсолютиского общества.

Насилие над личностью бедной девушки есть общее проявление рабства и

деспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшие

человеческие качества, прививая и культивируя в нем противоестественные

страсти, заражая его ложью, лицемерием и неспособностью мыслить.

Личную судьбу героини Дидро изображает с высоких позиций мыслителя -

просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума и

гуманистической морали. Глубокая прозорливость мыслителя и художественная

правда писателя привели Дидро к выводу, что в абсолюстской Франции

неосуществим просветительский идеал свободы. Сюзанна Симонен вырвалась из

монастырских стен, но нашла вне их, лишь свободу быть бесправной.

Художественно воссозданная судьба «монахини поневоле» позволила Дидро с

большой впечатляющей силой выступить против мракобесия и фанатизма

церковников, показать, что феодально - абсолюстское общество обрекает

личность на духовное рабство. «Работаю я сидя, потому что мне трудно

стоять. Тем не менее я страшусь своего выздоровления. Какой я тогда найду

предлог не выходить из дому? И какие только опасности не ждут меня, когда я

покажусь на улице! Я живу в постоянной тревоге».

Антирелигиозное и антиклерикальное произведение такой разоблачительной

силы, как «Монахиня», невозможно было опубликовать в то время. При жизни

автора с романом познакомились лишь доверенные друзья Дидро.

Тем не менее роман сыграл большую роль в развернувшейся в годы

революции антиклерикальной и антицерковной пропаганде. Недаром позже, в

1824 году и 1826 году, он дважды запрещался цензурой Франции, где к власти

пришла буржуазия, поставившая себе на службу церковь и испуганная смелым,

обличительным духом и антирелигиозным пафосом романа Дидро. Сюжет

«Монахини» несложен. Это печальные приключения молодой девушки, насильно

заточённой родителями в монастырь, становящейся там жертвой развратных

монахинь и, наконец, убегая из монастыря на волю, в надежде начать частную,

трудовую жизнь. Основное в романе – острая публицистическая направленность,

связанная с убедительной картиной душевных переживаний героини. С большим

реализмом показано, как в сердце  тихой и покорной в начале девушки

появляются первые зародыши сомнения, вскоре переходящие в чувства протеста

и гнева, завершающегося открытым бунтом против насилия над влечением к

жизни, против монастырского лицемерия и религиозного обмана, против

суеверия, тирании и надругательства над правом женщины на свободную,

самостоятельную и радостную жизнь.

 

С большим мастерством, которое одушевлено пафосом антиклерикального и

обличительного протеста рисует Дидро типы затхлого монастырского мира. Его

героиня отрясает этот мир от своих ног прах гниющей мертвичины

монастырского склепа. Так роман разрешает двойную идейную задачу – задачу

разоблачения религиозного фанатизма и задачу утверждения общественных прав

женщины, в защиту которых Дидро не раз приходилось поднимать свой

взволнованный и гневный голос.

 

В просветительской литературе жанр романа приобретает свои подлинные

черты, становится эпосом частной жизни. В нём изображаются быт, нравы людей

демократического сословия. В таком духе и пишет Дидро. Новизна

реалистического романа была в его тематике. Он изображает жизнь современную

и частную, поражая своей правдивостью ситуаций и деталей.

Положительные персонажи в просветительской драме часто схематичны,

недостаточно реалистичны. Это объясняется тем, что эстетика Просвещения

требовала от драматурга не столько критики обветшавших форм жизни,

устаревших нравственных понятий, сколько создания образа  положительного

героя, обладавшего моральным совершенством. Но такого рода совершенный

человек был редкостью в жизни. Реальный человек «среднего сословия» был

существом корыстным, далёким от просветительского идеала. Его реальные

черты Дидро воплотил в отце и матери Сюзанны.

В романе отражены типичные обстоятельства времени, связанные с

пробуждением чувства свободы в демократической массе, в «Монахине» -

отражение тех сдвигов, которые произошли в умонастроении демократических

слоев общества, протестовавших против своего приниженного положения.

 

Дидро в известной мере явился в «Монахине» учеником Ричардсона,

основоположника английского романа. Ричардсон был одним из первых его

литературных увлечений. Следы литературной манеры Ричардсона можно

обнаружить в языке и в некоторых чертах стиля «Монахини». Однако Дидро по

существу далёк от Ричардского сентиментализма, поскольку заключённый в нем

дух страстного протеста выходит далеко за рамки семейного романа, романа

мещанских добродетелей.

 

«Монахиня» была опубликована в 1767 году, сразу после первой

буржуазной революции тогда как написана ещё в 1760 году. Сам Дидро писал в

одном письме о своём произведении: « Я не думаю, чтобы когда-нибудь была

написана более ужасная сатира против монастырей».

Однако разоблачение монастырства дано Дидро без всякого гротеска и

нажима. Сюзанна – нравственно и физически здоровая девушка всем своим

существом восстаёт против религиозного аскетизма. Природа сама создала её

для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками обрекает её на отречение

от всех интересов, желаний, склонностей. Природа создала её свободной. В

монастырских порядках всё противно и чуждо Сюзанне. Кликушеское

самоистязание или патологическое извращение чувств – вот с чем сталкивается

Сюзанна, попав в монастырскую среду. Монахини видят в ней бунтовщицу , её

начинают мучить, терзать, в буквальном смысле топчут ногами, объявляя

сумасшедшей.

Игуменья Арпажонского монастыря преследует

молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную

страсть. Монахини, утратившие человеческий облик в мрачном каземате,

учреждая во имя Христа, склоняют её на грязное сожительство со старухой.

Сюзанна в ужасе. Бежав из монастыря, перед ней снова предстаёт грозная сила

предрассудков. Она становится человеком вне закона , преступницей, только

потому что не захотела подчиниться преступному закону общества. « Не знаю

какая участь ждёт меня, но если бы мне когда-нибудь пришлось вернуться в

монастырь, каков бы он ни был, - я не ручаюсь за себя: повсюду есть

колодцы».

На этом заканчивается роман Дидро. Автор намеренно оборвал своё

повествование. Пусть читатель сам решит судьбу девушки, пусть исполнится он

такой же тревогой за её жизнь, как и она сама, и если Сюзанна ещё не нашла

в себе силы увидеть в своей судьбе проявление страшнейшего общественного

порока, то это должен сделать читатель. Пусть он видит перед собой не одну

Сюзанну , а тысячи и десятки тысяч заживо погребённых людей и загорится

ненавистью к социальному и политическому режиму,  который порождает такие

ужасные явления действительности.

Сюзанна решила описать свои злоключения в виде письма к маркизу де

Круаммар, в котором надеялась получить защиту и поддержку. Это философское

повествование обязывало Дидро быть скупым на краски. Наивностью и

простосердечием дышит каждая строчка повести: все описания лаконичны,

сведены до минимума, здесь нет многоцветных картин природы, какими полон

роман Руссо «Новая Элоиза», нет лирических страниц, раскрывающих поэзию

чувств. Перед нами подчас сухая, почти протоколическая запись. И тем не

менее портреты отдельных монахинь очерчены чётко, их повествование и

психология изображены ярко, рельефно. Духовный облик самой героини Сюзанны

вырисовывается также весьма выпукло. Это чуткая, отзывчивая, наивная

немного склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна и тем не менее

(в этом проявилось исключительное художественное искусство Дидро) каждый её

поступок , каждое движение сердца является протестом против религии:

Наивность её олицетворяет здравый смысл, «естественность человека».

Перед взором этого наивного, «естественного человека» спадают маски,

прикрывающие пороки цивилизации. Излюбленный французскими просветителями 18

века приём – судить современную им общественную систему («цивилизацию»)

судом наивного человека или дикаря (перс Узбек в романе Монтескье,

«Персидские письма», наивный юноша Кандид в одноименной повести Вольтера.

Дидро прекрасно  изображает физическую и моральную извращённость

монахинь, которая объясняется как следствие противоестественного стремления

подавить свою плоть. Монашество не подавляет животные инстинкты, а,

наоборот, усиливает их, жизнь в монастыре противоестественна. Мысли автора

угадываются в словах адвоката Манури, защищавшего интересы Сюзаннны на суде

по поводу расторжения её обета : «Дать обет бедности – значит поклясться

быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия – значит обещать Богу постоянно

нарушать самый мудрый и самый важный из законов. Дать обет послушания –

значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы. Если человек

соблюдает свой обет – он преступник, если нарушает его – он

клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика и лицемера».

Своей повестью Дидро вынес суровый приговор мрачному и бесчеловечному

миру монастырства. Он показал, как враждебные человеческой природе

монашеские догмы проникают в сознание людей и уродуют их внутренний мир. С

немалой рассудочностью, реализмом, ясным прозрачным стилем, с чувством

юмора, а также о без каких-либо словесных украшений. В романе нашло своё

отражение всё неприятие Дидро к религии и церкви, трагическое осознание

силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким

представлениям о человеческом долге.

В «Монахине» почти не ощущается присущая литературе 17 века

«резонерская» манера – изобразительная сторона здесь богата, содержательна


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!