Основные темы и жанровое своеобразие комической оперы.



1. Понятие «комическая опера», характеристика ее жанровых особенностей

2. Тематика и поэтика комической оперы М. Попова («Анюта»).

3. Своеобразие комической оперы А. Аблесимова («Мельник, колдун, обманщик и сват»).    

4. Комическая опера М. Матинского («Санкт-Петербургский Гостиный двор») как один из образцов данного жанра.

5. Комическая опера Н. Николева («Розана и Любим»).

6. Комическая опера Я.Б. Княжнина «Несчастье от кареты»: особенности жанра, характера и конфликта.

Практическое занятие №№7-8.

Повести Н.М. Карамзина.

1. «Бедная Лиза» как типическое произведение сентиментального направления (сюжет повести, особенности конфликта, приемы построения характеров, функции пейзажа, язык и стиль).

2. Художественное своеобразие повести Карамзина«Марфа Посадница или Покорение Новгорода» (сентиментализм или неоклассицизм, республика или монархия).

3. Предромантические тенденции в повестях «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» (новые тенденции в творчестве Н.М. Карамзина в середине 90-х годов, отход от национальной тематики, усвоение традиционных мотивов и образов мировой предромантической литературы).

 

Практическое занятие №9.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

1. Творческая история «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

2. Композиция произведения, тематика глав книги Радищева.

3. Основные проблемы, поднимаемые в «Путешествии…».

4. Жанровое своеобразие произведения Радищева.

5. Художественный метод изображения действительности в «Путешествии…».

 

Практическое занятие №10.

Сатирическая направленность и жанровое своеобразие повести «Каиб» и шутотрагедии «Трумф» («Подщипа») И.А. Крылова.

1. Начало творческого пути.

2. Сатирическая направленность повести «Каиб».

3. Жанровое своеобразие шутотрагедии «Трумф» («Подщипа»), система образов.

Устный ответ на практическом занятии представляет собой развернутый ответ на один из вопросов, предлагаемых по данной теме. Сообщаемая информация базируется на анализе текстов источников, учебных пособий, монографий и работ исследователей, специализирующихся по обозначенной проблематике, а также самостоятельных выводах.

Ответ должен содержать информацию как о сущности рассматриваемого феномена, так и о его бытовании в историко-литературном процессе. При изложении материала допускается использование записей, конспектов лекций.

Рекомендуемое время выполнения заданий:

10 мин. – развернутый ответ, 3-5 мин. – дополнение к развернутому ответу.

Критерии оценки:

За развернутый ответ предусматривается максимальное количество баллов – 2.

При этом студент свободно владеет знаниями о художественном произведении и рассматриваемом историко-литературном явлении, его динамике; умеет самостоятельно анализировать связь явления с другими культурно-историческими процессами; демонстрирует свободное владение навыками анализа, синтеза и обобщения. Оперирует информацией из учебной и научной литературы, отвечает на дополнительные вопросы.

Один балл студент получает в том случае, если владеет знаниями о художественном произведении и рассматриваемом историко-литературном явлении, его динамике; умеет с помощью преподавателя анализировать связь явления с другими культурно-историческими процессами, при этом, испытывает трудности при формулировании самостоятельных выводов, отвечает н на все дополнительные вопросы.

От 0,5 до 1 балла предусматривается за дополнение к развернутому ответу, если в нем сообщается важная, но не озвученная в развернутом ответе другого студента информация, делаются самостоятельные выводы, в качестве аргументов приводятся фрагменты из источников, мнение подкрепляется тезисами из учебной и научной литературы.

 

Конспекты критических статей

Список критических статей для конспектирования:

  1. Белинский В.Г. Кантемир // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.8. – М., 1955 или любое издание.
  2. Добролюбов Н.А. Русская сатира в век Екатерины (любое издание). К данной статье студенты обращаются дважды в ходе изучения дисциплины.
  3. Ключевский В.О. Н.М. Карамзин // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.

 

Под конспектированием обычно понимают краткое изложение материала в письменной форме. В практике работы над источниками сложилось несколько форм конспектирования – в зависимости от цели.

Сплошное конспектирование (всего текста источника) используется, если данный источник сам является предметом исследования. Нередко краткий конспект работы составляется с целью включения данного источника в обзор литературы (во введении или основном тексте). В этом случае наиболее удобен конспект в виде тезисов – краткой формулировки основных положений книги или статьи.

Одна из разновидностей конспекта – цитатный конспект, или текстуальный. Это конспект, полностью состоящий из цитат, в которых заключены интересующие вас мысли автора. Такого рода способ конспектирования очень удобен тем, что при последующем написании текста будут уже готовые цитаты. Правда, для этого необходимо особое внимание к точности записи цитат и правильности оформления ссылок на этапе конспектирования.

Но самый распространенный способ работы с источником – это выписки, когда из текста выбирается только то, что связано с темой. Материал в конспекте может излагаться в свободной форме – в переложении, а также с включением цитат.

Выписывая цитату или излагая фрагмент текста своими словами, желательно сразу давать собственную оценку авторским мыслям, а если есть такая необходимость, то и записывать свой комментарий и просто возникшие по этому поводу мысли.

Немаловажное значение при работе с источником имеет соблюдение определенных требований технического характера. При выписывании цитат или передаче авторских мыслей своими словами необходимо оставлять большие поля – для своих оценок и замечаний. Еще лучше делить страницу вертикальной чертой пополам, чтобы напротив выписок было достаточно места и для записи своих мыслей «по поводу». Более удобно располагать свой текст на той же странице, ниже выписки. Неограниченное количество свободного места на листе дает возможность в этом случае излагать свои мысли подробно и вообще придать «блоку» более законченный, отредактированный характер.

Прежде чем делать выписки из статьи, ее следует просмотреть до конца, чтобы схватить в общих чертах содержание и определить степень насыщенности нужным для вас материалом.

Конспект критической статьи должен содержать точное указание на выходные данные конспектируемой работы.

 

Рекомендуемое время выполнения заданий: 3 часа.

За написание конспектов критических статей предусматривается максимальное количество баллов – 3.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!