РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 53 страница
Нельзя не признать, однако, что разработанная им концепция русской революции не вызвала в 1905 — 1917 гг. сочувствия в широких социал-демократических кругах и у политизированной части рабочих, которые тяготели к более радикальным решениям и подходам. В то время как Плеханов призывал рабочих к трезвым, взвешенным решениям и хотел действовать наверняка, радикально настроенные массы и их большевистские, эсеровские да и многие меньшевистские руководители готовы были идти дорогой проб и ошибок, рисковать, экспериментировать, но только не стоять на месте. Призрак революционной власти, обладание которой позволило бы намного ускорить ход событий и компенсировать недостаток объективных предпосылок, необходимых для выхода за традиционные рамки буржуазных революций, туманил в то время тысячи горячих голов. И для них осторожный, умудренный опытом Плеханов был слишком пресным и умеренным политиком, звавшим революционеров к строгому самоограничению, разумной осмотрительности и взвешенности решений, а не к смелому прорыву в будущее.
В первые месяцы 1905 г. Плеханов тоже испытал на себе непреодолимое воздействие революционной эйфории. Однако он быстро остыл, стал призывать к тому, чтобы «притормозить» революцию, уверовал в Государственную Думу как инструмент политического воспитания народа и в итоге в 1906—1907 гг. оказался на крайнем правом фланге меньшевизма, которому он не подарил, однако, тогда ни одного яркого и оригинального тактического лозунга. Не пришлась ко двору в революционной среде и его идея общенацио-
|
|
_____________________ _______________________________ 373
налыюй антиабсолютистской коалиции с участием буржуазии, к которой большинство социалистов относилось крайне враждебно.
В условиях резкой поляризации российского социума и острейших социальных и политических конфликтов Плеханов не был принят ни революционерами-радикалами, ни либералами, ибо ни одна из этих группировок не считала его в полной мере «своим». Попытки Плеханова строить стратегию и тактику РСДРП по западным марксистским образцам не соответствовали ни степени зрелости российского капитализма, ни уровню политической культуры тогдашних россиян, ни их менталитету, для которого плехановский рационализм, системность и логика оставались в конечном счете чуждыми и непонятными. Вот почему после 1905 г. популярность Плеханова-политика шла уже по убывающей, его авторитет падал, а попытки защитить и законсервировать «классический» марксизм 40—80-х годов XIX в. все чаще встречали скептически-ироническую или откровенно негативную реакцию. Особенно одиноким чувствовал он себя в 1917 г., хотя сегодня, в исторической ретроспекции, когда мы уже знаем, к чему пришли в конце концов одержавшие победу критики и хулители Плеханова, его политическая осторожность и некоторый «революционный консерватизм», если такой термин имеет право на существование, выглядят в глазах многих наших современников гораздо предпочтительнее, чем революционный экстремизм и безудержное стремление к захвату власти любой ценой.
|
|
Глубокое уважение вызывает характерное для Плеханова чувство ответственности за судьбы своей страны и ее народа, категорическое неприятие им любых проявлений исторически неподготовленного социального экспериментаторства. Особенно ярко это качество Плеханова проявилось в 1917 г., когда он отказался поддержать как победивших большевиков, так и их противников, тоже готовых утверждать свои идеи с помощью штыков. Плеханов не захотел влиться в тот бурный и мутный поток экстремизма и анархизма, который катился тогда по России. И как бы мы ни относились к позиции Плеханова тех дней, его твердость и принципиальность не могут не вызывать уважения.
Конечно, вернувшись весной 1917 г. на родину, Плеханов пережил глубокую драму человека, который не может остановить сползание страны в пропасть гражданской войны. Когда же он увидел позже краешком глаза практику большевистского правления в первые недели и месяцы советской власти, он ужаснулся. Как писал в десятилетнюю годовщину смерти Плеханова не раз упоминавшийся в этой книге А. Н. Потресов, Георгий Валентинович приехал в Россию лишь для того, чтобы увидеть, как страну опять заковали в цепи «со штемпелем пролетариата» его же прежние ученики. «Трудно представить себе худшую египетскую казнь, чем этот тяжелый удар судьбы, - который обрушился на Плеханова... Он был шекспировским королем Лиром, которого покинули и предали его
|
|
374
собственные дети... » 1 И все же, добавим мы от себя, он никогда не жаловался на свою судьбу, «дикую» Россию и ее народ.
Мнение А. Н. Потресова перекликается с воспоминаниями М. К. Куприной-Иорданской, в квартире которой два месяца жил Плеханов после возвращения из эмиграции весной 1917 г. Когда П. А. Кропоткин, который долгое время тоже жил за границей, увидел в Петрограде своих сторонников — расхристанных, вооруженных до зубов молодцов с наглыми лицами, он пожаловался Плеханову: «И для этого я всю жизнь работал над теорией анархизма!» И услышал ответ: «Я в таком же положении. Мог ли я думать, что моя проповедь научного социализма приведет ко всему тому, что говорят и делают сейчас...» 2
|
|
Сравнивая Плеханова с другими лидерами российских марксистов — Лениным, Аксельродом, Мартовым, Троцким, оказавшимися в начале 900-х годов на время в одной искровской «упряжке», невольно поражаешься тому, как далеко разошлись затем их жизненные пути. Плеханов оказался среди них наиболее ярким и талантливым представителем «книжного», в значительной мере догматического варианта марксизма, сформировавшегося в конце XIX в. во II Интернационале. Его характерными чертами были экономический детерминизм, безоговорочное признание мессианской роли рабочего класса как освободителя всех людей труда, соединение социалистических и демократических идеалов и безграничная вера в возможность их достижения. Не отрицая революционного насилия, эта генерация марксистов связывала, однако, подготовку пролетарской революции не с заговорщической деятельностью узкого слоя фанатиков-революционеров, а с политическим просвещением и организацией широких пролетарских масс под руководством марксистской партии.
За 40 лет своей активной революционной деятельности Плеханов прошел путь от юношеских анархистских иллюзий и якобинских увлечений к трезвому пониманию того, что социалистической революции должен предшествовать длительный процесс ее подготовки и любой волюнтаризм может обернуться здесь лишь дискредитацией самой идеи социализма с поистине фатальными последствиями. Особую осторожность следовало, по мнению Плеханова, проявлять российским марксистам, ибо их страна в начале XX в. страдала еще не столько от капитализма, сколько от его недостаточного и деформированного развития. При этом Плеханов хорошо понимал, что без буржуазной цивилизации и буржуазной демократии (со всеми их изъянами и пороками), на одном бунтарстве и патриархальном коллективизме «снизу» и насилии «сверху» социализм построить нельзя.
___________________________
1 Дни (Париж). 1928. 30 марта.
2 Встречи с прошлым. Вып. 6. М., 1988. С. 80.
375
Первая мировая война, в ходе которой Россия, несмотря на известные экспансионистские устремления царского правительства, оказалась в положении обороняющейся стороны, остро поставила вопрос о том, что пролетарский интернационализм без патриотизма не имеет жизненных корней. И по мере того, как ухудшалось военно-стратегическое и экономическое положение России и все острее вставала проблема сохранения территориальной целостности страны и ее государственности, Плеханов все громче призывал к патриотическому единению всех слоев российского общества ради отражения внешнего врага. Но успех оказался на стороне тех, кто сделал ставку на использование войны для свержения в России не только самодержавия, но и капитализма. В силу многих обстоятельств наиболее активная в социальном и политическом плане часть народа в решающий момент поддержала большевиков или, по крайней мере, не противодействовала реализации планов Ленина и Троцкого, выдвинувших очень привлекательные для стоявших на грани полного отчаяния миллионных масс рабочих, солдат и крестьян лозунги типа: «Долой войну!», «Грабь награбленное!» и т. д. и уверявших, что мировая революция спишет все — издержки сепаратного мира с Германией, отсталость России, ее нищету и бескультурье. В этих условиях через Плеханова, который не мог предложить народу ничего равноценного большевистскому максимализму, просто перешагнули, оставив «отца» русского марксизма в гордом и трагическом одиночестве, как перешагнули, впрочем, и через сам ортодоксальный марксизм, прикрывшись рассуждениями о новой эпохе, вреде догматизма и необходимости «творческого» применения заветов Маркса и Энгельса. В итоге больному, изолированному от большой политики и лишенному массовой поддержки Плеханову оставалось лишь устраниться, чтобы не насиловать свою совесть и разум или не разделить печальную участь других «врагов революции», что он и сделал.
В каждом новом поколении у Плеханова, вероятно, будут и свои горячие сторонники, и не менее упрямые оппоненты. Но не будем забывать и еще об одной ипостаси Плеханова, который был одним из культурнейших людей своего времени, подлинным интеллигентом и просветителем. «Света, больше света! — вот что нужно прежде всего», — так писал он в своей знаменитой работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», цитируя известные слова великого Гете. Он хотел видеть Россию не страной рабов и не страной-жандармом, а великим государством подлинно свободных, образованных и уважаемых в мире людей. Таким он и останется с россиянами и не только с ними на все времена — борцом с социальной несправедливостью, великим революционером и патриотом. Как бы ни относились сегодня к идее социализма и к марксизму, имя Георгия Валентиновича Плеханова навсегда принадлежит истории.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Георгий Валентинович Плеханов: жизнь после смерти........ 3
Глава I. Становление революционера............................... 16
Глава II. От народничества к марксизму........................... 60
Глава III. Годы нужды и скитаний.................................. 107
Глава IV. На рубеже веков............................................... 147
Глава V. Раскол.................................................................. 178
Глава VI. Революционная гроза над Россией................. 209
Глава VII. Между политикой и наукой........................... 251
Глава VIII. Защитить Россию!.......................................... 301
Глава IX. Последний год на родине................................ 324
Вместо заключения.
Георгий Валентинович Плеханов:
человек, мыслитель, политик........................................... 366
Тютюкин С. В.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!