Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 244 страница
значения” (Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 164). Примеч. пер.
Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 117.
378
Но в той же самой работе Фрейд воспроизводит и ршую позицию, выраженную им в ’Трех очерках...”, хотя и несколько видоизменившую ся в 1915 г., а именно об агрессивности, независимой от сексуального инстинкта. Эта альтернативная гипотеза предполагает, что источником агрессивности являются инстинкты ”Я”. Фрейд писал: ’’Ненависть как отношение к объектам старше любви. Она происходит из изначального отвержения нарциссическим "Я” внешнего мира^ и потока его стимулов.Будучи реакцией на вызванное объектами неудовольствие, она всегда тесно связана с инстинктами самосохранения, так что сексуальныйинстинкт и инстинкты ”Я” могут без труда составить противополож ности, повторяющие противостояние между любовью и ненавистью. Когда инстинкты ”Я” преобладают над сексуальной функцией, как бывает на стадии садистско-анальной организации, они придают инстинктивной цели также и свойства ненависти” (курсив мой. — Э.
|
|
|
|
Ф.).
Здесь Фрейд полагает, что ненависть старше любви и что она коренится в инстинктах ”Я”, или инстинктах самосохранения, в первую очередь отвергающих ’’поток стимулов” из внешнего мира и составля ющих противоположность сексуальным импульсам. Не мешало бы походя упомянуть о том, насколько важна подобная точка зрения для Фрейдовой целостной модели человека. Создается видимость, будто бы ребенок первоначально отвергает внешние стимулы и ненавидит мир за то, что тот вторгается в него. Эта позиция противоречит той, подкрепленной значительным количеством недавно появившихся кли нических наблюдений, которая показывает, что человек, в том числе
|
|
|
|
ребенок нескольких дней от роду, жаждет внешних стимулов, нужда ется в них и далеко не всегда питает ненависть к миру за его вторже ние.
той же работе Фрейд делает следующий шаг в определении ненависти: ”Я” питает отвращение ко всем объектам, ставшим для него источником неприятных чувств, и преследует их, намереваясь разрушить, безотносительно к тому, не помешает ли это сексуальному удовлетворению или удовлетворению потребности в самосохранении. Действительно, можно утверждать, что подлинные прообразы от ношений ненависти проистекают не из половой жизни, а из
борьбы за сохранение и поддержание самого себя” (курсив
мой. — Э. Ф.). '
Статьей о влечениях и их судьбе (1915) завершается первый этап
размышлений Фрейда о деструктивности. Мы видели, что он одновре менно придерживается двух представлений: об агрессивности как части сексуального влечения (оральный и анальный садизм) и об агрессив ности, независимой от сексуального инстинкта, об агрессивности как свойстве инстинктов ”Я”, которые не приемлют вторжения внешних влияний и препятствий, мешающих удовлетворять сексуальные потреб ности и потребности в самосохранении, и противятся подобному втор жению.
‘ В этом заявлении мы находим выражение основной аксиомы Фрейда о по нижении напряжения как фундаментальном законе функционирования нервной системы. Ср. с подробньпул обсуждением этой аксиомы в конце данного приложе ния.
379
в 1920 г. работой ”По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд начинает основательный пересмотр всей своей теории инстинктов.
этой работе Фрейд приписал характеристики инстинкта ’’навяз чивому повторению”; здесь же он впервые постулировал новую дихотомию Эроса и инстинкта смерти, природу которого он обсуждает более подробно в книге ”Я и Оно” (1923) и в последующих сочинениях. Эта новая дихотомия инстинктов' жизни (Эроса) и смерти приходит на смену первоначальному делению на инстинкты ”Я” и половые инстинк ты. Хотя Фрейд пытается отождествить Эрос и либидо, новая полярность вводит совершенно отличное от прежнего понятие влече ния^.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!