Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 243 страница



 

‘ В переводе на русский язык работа вышла под названием ’’Недовольство культурой” в книге Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура (М., Ренессанс, 1992), по которой воспроизводятся приведенные Э. Фроммом цитаты из данной работы Фрейда. В дальнейшем в тексте дается перевод англоязычного названия,

 

ссылка приводится по указанному изданию. — Примеч. пер.

^В русском тексте ’’невротической”, но это, видимо, опечатка. — Примеч.

пер.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. С. ИЗ.


 

377


’Трех очерках по теории сексуальности” (1905) Фрейд рассма­ тривал агрессивность как одну из ’’составляющих” сексуального ин­ стинкта. Он писал: ’’Садизм в таком случае соответствовал бы ста­ вшему самостоятельным, преувеличенному, выдвинутому благодаря смещению на главное место агрессивному компоненту сексуального влечения”*.

 

Однако, как нередко случалось с Фрейдом, вразрез с основной лини­ ей своей теории он высказал мысль, еще надолго обреченную на бездей­ ствие. В четвертом разделе ’’Трех очерков” он писал: ’’Можно пред­ положить, что импульсы жестокости проистекают из источников, дейст­

 

вительно независимых от сексуальности, но способных соединиться с ней на ранней стадии”^ (курсив мой. — Э. Ф.).

 

Несмотря на это замечание, четырьмя годами позже, излагая историю маленького Ганса в работе ’’Анализ фобии пятилетнего мальчика”, Фрейд заявил вполне определенно: ”Я не могу решиться признать особое агрессивное влечение наряду и на одинаковых правах

 

известными нам влечениями самосохранения и сексуальным”^. В этой формулировке можно почувствовать некоторую неуверенность Фрейда

том, что он утверждает. ”Я не могу решиться признать” звучит совсем не так резко, как простое и полное отрицание, а дополнительная оговорка ”на одинаковых правах” как бы оставляет возможность существования независимой агрессивности — лишь бы не на одина­ ковых правах.

 

 работе ’’Влечения и их судьба” (1915) Фрейд продолжил оба направления мысли: и то, что разрушительность есть составная часть сексуального инстинкта, и то, что она — независимая от сексуальности сила: ’’Предварительные стадии любви проявляются через временные сексуальные цели, по мере того как сексуальные

инстинкты проходят сложный путь .развития. В качестве первой

из этих целей мы признаем фазу вбирания в себя, или поглощения,

— тип любви, совместимый с упразднением обособленного суще­ ствования объекта, который можно поэтому описать как амбива­ лентный*. На более высокой стадии предгенитальной садистско-аналь­ ной организации стремление к объекту проявляется в форме побуждения к господству, для которого нанесение вреда объекту или его уни­ чтожение просто индифферентны. В этой форме и на этой пред­ варительной стадии любовь едва ли отличима от ненависти в своей направленности на объект. Вплоть до установления генитальной организации любовь так и не превращается в противоположность ненависти”.

 

Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности / Фрейд 3. Психология бессознательного. М., Просвещение, 1989. С. 139. / Об эволюции Фрейдовой теории агрессивности ср. резюме Дж. Стрэчи в редакционном введении к книге ’’Цивилизация и недовольные ею” (1930).

 

^ В переводе данной работы Фрейда на русский язык не удалось найти слов, полностью совпадающих с приведенной цитатой. Сходная мысль выражена там

несколько по-иному: ’’Еще в большей независимости от обычной связанной

эрогенными зонами сексуальной деятельности развивается у ребенка компонент жестокости сексуального влечения... Мы можем полагать, что жестокие душевные движения происходят из влечения к овладеванию и проявляются в сексуальной жизни в такое время, когда гениталии еще не получили своего позднейшего


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!