Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 242 страница



 

Что касается ’’пессимистов”, то они, по сути дела, мало чем отлича­ ются от оптимистов. Их жизнь столь же удобна и приятна, и судьба человечества их также не тревожит. Они ни в коей мере не отчаиваются, иначе они не могли бы жить столь уютно без забот и хлопот, как они это делают. Их пессимизм в значительной мере выполняет защитную функ­ цию, механизм которой состоит в том, что, когда у человека возникает внутренняя потребность что-то предпринять, ему на ум приходит мысль, что сделать ничего невозможно. Но и оптимисты в свою очрредь защи­ щают себя от такого же внутреннего импульса к действию. Только они делают это иначе: они убаюкивают себя тем, что все идет как следует

 

потому ничего не надо делать.

Автор этой книги стоит на позициях рациональной веры в способ­ ность человека освободиться из плена иллюзий и условностей, которые он сам себе создал. Это позиция всех тех, кого нельзя отнести ни

 

’’оптимистам”, ни к ’’пессимистам”. Это позиция ’’радикалов”, кото­ рые сохраняют ’’рациональную веру” в способность человека предотв­ ратить глобальную катастрофу.

 

Этот гуманистический радикализм вскрывает корни наших бед и пы­ тается освободить человека из плена иллюзий. Он заявляет о необ­ ходимости радикальных перемен — и не только в экономических и поли­ тических структурах, но и в наших личностных и поведенческих струк­ турах, т. е. во всей системе ценностных ориентаций человека.

 

Верить — значит сметь, знадит иметь смелость мыслить немыслимое в рамках реальной возможности.


 

375


Вера — это ежедневная парадоксальная надежда на приход мессии, но одновременно это умение и мужество не потерять себя и не отчаяться, если в назначенный час он не появится. Это не пассивное и терпеливое ожидание, а совсем наоборот — активный поиск и использование любой реальной возможности к действию. И уж менее всего уместно говорить

 

пассивности, когда речь идет об освобождении собственного Я. Разу­ меется, развитие личности нередко встречает серьезные ограничения со стороны общества. Однако люди, которые утверждают, что в рамках сегодняшнего общества изменение личности не только невозможно, но и нежелательно, — это мнимые радикалы, использующие революцион­ ную фразеологию для сокрытия своего противостояния внутренним переменам. На сегодняшний день положение человечества слишком серьезно, чтобы мы могли себе позволить прислушиваться к демагогам (и уж менее всего к деструктивно настроенным демагогам) или же идти на поводу у таких лидеров, которые руководствуются в жизни только рассудком, не включая ни сердце, ни эмоции. Радикальный критический разум лишь тогда бывает плодотворным, когда он выступает в единстве

 

бесценным человеческим даром, имя которому — любовь к жизни.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

ФРЕЙДОВА ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ

 

Эволюция представлений Фрейда об агрессивности и деструктив­

ности.

Пожалуй, самым удивительным в предпринятом Фрейдом исследо­ вании агрессивности является то, что вплоть до 1920 г. он почти не обращал внимания на человеческую агрессивность и деструктивность.

работе ’’Цивилизация и недовольные ею”* (1930) он сам выражал недоумение по поводу этого обстоятельства: ”Но мне теперь непонятно, как мы проглядели повсеместность неэротической^ агрессивности и дест­ руктивности, упустили из виду принадлежащее ей в истолковании жизни место”^

 

Чтобы понять, откуда взялась эта своего рода ’’зона умолчания”, будет полезно погрузиться в умонастроение европейских средних клас­ сов в период перед первой мировой войной. С 1871 г. не было ни одной большой войны. Буржуазия стабильно прогрессировала как политичес­ ки, так и социально, а острота конфликта между классами все больше сглаживалась, благодаря постоянному улучшению положения рабочего класса. Жизнь на Земле казалась мирной и все более цивилизованной, особенно тем, кто уделял не слишком много внимания большей части человечества, проживающей в Азии, Африке и Южной Америке в усло­ виях крайней нищеты и деградации. Казалось, что человеческая раз­ рушительность сыграла свою роль в эпоху мрачного средневековья и в более ранние века, а ныне ей на смену пришли разум и добрая воля. Обнаруживавшиеся психологические проблемы представлялись резуль­ татом сверхстрогой морали среднего класса, и на Фрейда так сильно подействовало открытие пагубных последствий сексуального вытесне­ ния, что он оказался просто не в состоянии придать должное значение проблеме агрессивности вплоть до того момента, когда ее уже нельзя было не заметить по причине начавшейся первой мировой войны. Эта война становится водоразделом в развитии Фрейдовой теории агрессив­ ности.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!