Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 116 страница




 

237


шара: в Восточной и Северо-Восточной Африке, в Верхнем Конго,

 

Западной Африке, у многих племен Северо-Восточной Индии, в Бен­ галии, Новой Гвинее, Полинезии и (до недавнего времени) на Корсике (67, 1929). Кровная месть является священным долгом: за убийство любого представителя семьи, племени или клана должен понести кару тот клан, к которому принадлежал убийца. Институт кровной мести делает кровопролитие бесконечным. Ведь наказанием за преступление становится тоже убийство, которое в свою очередь ведет к новому витку мести, и дак без конца. Теоретически кровная месть является бесконеч­ ной цепью, и она действительно приводит нередко к истреблению целых семей или больших групп. Кровная месть в порядке исключения встреча­ ется даже среди очень миролюбивых народов, например у гренландцев, которые не знают, что такое война, но знают кровную месть и не испытывают по этому поводу каких-либо страданий (200, 1893, с. 163. Цит. по: 67, 1929, с. 275).

 

Не только кровная месть, но и все формы наказания — от самых примитивных до самых совершенных — являются выражением мести (187, 1968). Классической иллюстрацией этого служит lex talionis (закон возмездия: око за око, зуб за зуб) Ветхого завета. Угрозу наказывать детей за вину отцов до третьего и четвертого поколения следует рас­ сматривать как выражение мести Бога, заповеди которого были наруше­ ны, хотя одновременно мы видим попытку смягчить эту угрозу в форме обещания творить ’’милость до тысяч родов любящим Меня и со­ блюдающим заповеди Мои” (Исх. 20:5, 6). Ту же самую мысль мы встречаем у многих других народов — например, у якутов есть закон, который гласит: ’’Если пролилась кровь человека, она требует искупле­ ния”. У якутов потомки убитого мстят потомкам убийцы до девятого колена (цит. по: 67, 1929, с. 274).

 

Нельзя не согласиться, что кровная месть и закон о наказании выполняют определенную социальную роль в обеспечении стабильности общества. Если эта функция отсутствует, то жажда мести находит иное выражение. Так, проиграв войну 1914—1918 гг., немцы были охвачены желанием мести и хотели во что бы то ни стало отплатить за несправед­ ливые условия Версальского договора... Известно, что даже ложная информация о злодеяниях может вызывать сильнейшую ярость и жажду мести. Так, Гитлер, прежде чем напасть на Чехословакию, приказал распространять слухи о жестоком отношении к немецкому меньшинству на территории Чехословакии. Массовое кровопролитие в Индонезии

 

1965 г. началось после сообщения о зверском убийстве нескольких генералов, которые были противниками Сукарно.

Одним из наиболее ярких проявлений мстительной памяти поколе­ ний является бытующая уже две тысячи лет ненависть к евреям, которые якобы распяли Христа. Репутация ’’христопродавцев” стала одной из главных причин воинствующего антисемитизма.

 

Почему мстительность является такой глубоко укоренившейся и ин­ тенсивной страстью? Попробуем поразмышлять. Может быть, в мести

 

какой-то мере замешаны элементы магического или ритуального характера? Если уничтожают того, кто совершил злодеяние, то этот поступок как бы оказывается вытеснен магическим способом в резуль­ тате расплаты. Это и сегодня еще находит свой отзвук в языке: ’’Пре­ ступник поплатился за свою вину”. По крайней мере теоретически после отбытия наказания преступник равен тому, кто никогда не совершал преступления. Месть можно считать магическим исправлением зла. Но даже если это так, то возникает вопрос, почему так сильно это стремле-


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!