Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 111 страница
— результат лености духа — пытается конструировать упрощенные схемы бытия по принципу ’’или — или”; такие схемы только препятству ют истинному проникновению в суть дела*.
Психологическая функция страстей
Чтобы выжить, человек должен получить удовлетворение своих физических потребностей, а его инстинкты заставляют его действовать
в | том | направлении, | которое требуется для выживания. Если | ||
бы | его | поведение | определялось преимущественно инстинктами, | ||
то у него бы не
| было особых жизненных проблем и при | ||||
условии | достаточного | количества пищи, он превращался бы просто |
в ’’довольную корову”^.
Однако удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не делает человека счастливым и не гарантирует ему благополучное состояние. Его проблема не решается таким образом, что он может сперва удовлетворить свои физические (телесные) нужды, а затем (как некую роскошь) может допустить развитие страстей, свойственных его характеру; ведь эти страсти с самого его рождения присутствуют в его личности и часто властвуют над ним не меньше, чем его биологические инстинкты.
|
|
‘ Человек никогда не бывает детерминирован настолько, чтобы в какой-то период его жизни совершенно исключалась возможность кардинального измене ния, вызванного рядом событий или переживаний. Его жизнеутверждающий потенциал никогда полностью не утрачивается, и никогда нельзя предсказать заранее, проявится он или не проявится. Вот почему может иметь место подлин ное обращение (покаяние). Доказательство этого тезиса потребовало бы самосто ятельной книги. Сощлюсь здесь только на обширный материал о глубоких изменениях, которые могут происходить в процессе психоаналитического лече ния, и о многочисленных ’’радикальных” преображениях, происходяших ’’спон танно”. Наиболее впечатляюшее доказательство того, что окружающая среда лишь склоняет к чему-то, но не детерминирует, предлагают исторические свидете льства. Даже в самых отвратительных обществах всегда находятся выдающиеся личности, воплощающие наивысшую форму человеческого существования. Неко торые из них стали глашатаями человечности, ’’спасителями”, без которых чело век, пожалуй, утратил бы перспективу; другие же остались неизвестными. Они были теми самыми людьми, о которых еврейская легенда упоминает как о 36 праведниках в каждом поколении, чье существование гарантирует выживание человечества.
|
|
|
|
^Даже в отношении животных эту ситуацию следует считать недостижимой, ибо у них тоже имеются некоторые потребности, выходящие за рамки чисто физиологических, например, потребность в игре.
232
Если мы внимательнее рассмотрим индивидуальное и массовое пове дение, то мы обнаружим, что сексуальные потребности и голод состав ляют сравнительно малую долю среди всех прочих мотивов поведения, Стержнем мотивационной сферы человека являются страсти — на ра циональном и иррациональном уровне: потребность в любви*, нежности
солидарности, в свободе и правде, в сохранении чести и совести. Человеком владеют такие страсти, как жажда власти, подчинения и раз рушения; такие слабости, как нарциссизм, жадность, зависть и тщес лавие. Эти страсти влекут его по жизни, становятся причиной волнений
тревог; они дают пищу не только для сновидений, но и являются источником, который питает все религии мира, все мифы и легенды, искусство и литературу, — короче, все, что придает жизни вкус и цвет, что делает ее интересной и значимой, ради чего стоит жить. Под давлением страстей одни люди рискуют жизнью, другие способны нало жить на себя руки, если не могут достигнуть предмета своей страсти, (При этом уместно напомнить, что никто не совершает самоубийства из-за сексуального голода или по причине нехватки продуктов питания.) Характерно, что интенсивность страстей не зависит от характера моти ва: и любовь и ненависть могут быть источником одинаково сильных страданий.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!