Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 113 страница
XI. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ:
ЖЕСТОКОСТЬ И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ
Кажущаяся деструктивность
От деструктивности следует отличать некоторые известные с давних пор эмоциональные состояния, которые современному исследователю неред ко кажутся доказательством прирожденной деструктивности человека. Серьезный анализ показывает, что они хотя и приводят к деструктивным действиям, но не обусловлены страстью к разрушению.
|
|
Примером такого эмоционального состояния может быть желание, обозначаемое как ’’жажда крови”. Практически пролить кровь человека
*Слово ’’heilig” (’’духовный = святой”, ’’высший”) употребляется здесь не
традиционном значении слова, а охватывает все то, что выходит за пределы ’’прагматической пользы”. С этих позиций убийство ради ’’мести” будет в той же мере ’’heilig”, как и любовь. Ибо оба эти чувства (как и соответствующие им действия) выходят за пределы сферы полезного и банального. Кроме того, надо помнить, что человек нередко называет возвышенным, святым то, что таковым вовсе не является. Например, сегодня все понятия и символы христианства считаются святыми, высшими, хотя у большинства прихожан они уже давно не вызывают чувства глубокой привязанности; с другой стороны, стремление к вла сти, славе, деньгам, к покорению природы — все это подлинные страсти, хотя объекты таких страстей не принято характеризовать словом ’’святой”, ибо они не входят в арсенал религиозной идеологии. Лишь в виде исключения в современном языке встречаются словоупотребления ’’святой эгоизм” (в смысле национального интереса), ’’святая месть” или ’’священная война”.
|
|
|
|
|
|
234
— означает убить его; поэтому выражения ’’убивать” и ’’проливать кровь” употребляются в литературе как синонимы. Возникает вопрос: может быть, в древности существовали какие-то ритуалы, связанные с проливанием крови, а не с жаждой убивать.
На глубинном, архаическом уровне переживания кровь ассо циируется с каким-то ’’особым соком”. В общем виде понятие ’’кровь” приравнивается к понятиям ’’жизнь” и ’’жизненная сила”. Кроме того, кровь издавна считается одной из трех основных субстанций живого тела, в то время как остальные две субстанции составляют молоко и семя. Семя — это выражение мужской силы, молоко — символ женственности, ’’материнства” и созидания. Во многих культах и ритуалах молоко и семя считались священными.
В крови разница между мужским и женским началом стирается.
глубиннейших слоях переживания человек каким-то магическим образом захватывается самой жизненной силой, если он проливает кровь.
Применение крови в религиозных целях хорошо известно. Священ ники храма в Иерусалиме, совершая богослужение, разбрызгивали кровь убитых животных. Жрецы ацтеков приносили в жертву богам еще трепе щущие сердца своих жертв. Во многих ритуальных обрядах братские узы символически скреплялись кровью.
Поскольку кровь является ’’соком жизни”, то нередко прилив жиз ненных сил напрямую связывают с выпиванием чужой крови. На риту альных оргиях в честь Вакха и богини Геры обязательным было поеда ние сырого мяса и выпивание крови. А на Крите во время праздников Дионисия было принято зубами рвать мясо туш только что заколотых
еще живых животных. Подобные ритуалы встречаются также в культе многих хтонических* богов и богинь (45, 1775). Бурке утверждает, что арийцы, вторгшиеся в Индию, презирали аборигенов (Dasyu-Inder) за то, что те способны были есть сырое мясо людей и зверей. Это отвращение они выразили, назвав аборигенов ’’сыроедами”*.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!