Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 79 страница



 

‘Этот подход к дифференциации влечений во многом соответствует клас­ сификации К. Маркса. Он говорит о двух типах человеческих потребностей

 

влечений: первые — это постоянные, устойчивые потребности (как голод и секс), ОНИ составляют общую для всех людей компоненту человеческой натуры и почти не зависят от социальных и культурных обстоятельств, и относительные потреб­ ности (влечения), которые возникают в связи с определенной социальной струк­ турой и формируются конкретными условиями производства и потребления. Некоторые из этих потребностей Маркс назвал нечеловеческими, неестествен­ ными или придуманными (173).


 

197


Фактический материал состоит преимущественно из находок, которые указывают на то, что уже более полумиллиона лет назад синантроп имел культы и ритуалы, свидетельствующие, что его интерес уже тогда не ограничивался чисто материальными потребностями. История древних религий и искусств (которые в те годы не были еще отделены друг от друга)

 

— наш основной источник для исследования души первобытного человека. Разумеется, в контексте данного исследования я не могу подробнее освещать проблемы этой обширной и еще спорной сферы. Я хотел бы, однако, подчеркнуть, что доступные мне данные о примитивных религиях и ритуалах не позволяют нам проникнуть в духовный мир доисторическо­ го человека, так что пока у нас еще нет ключа, с помощью которого мы могли бы разгадать эту загадку. Такой ключ дает только наше собственное переживание. Я имею в виду не осознанные мысли, а те разновидностимысли и переживания, которые скрыты в нашем бессознательном и состав­ ляют ядро коллективного опыта всего человечества. Короче говоря, речь идет о том, что я хочу назвать ^первичным человеческим переживанием Это первичное человеческое переживание само уходит корнями в экзистен­ циальную ситуацию. Поэтому оно является общим для всех людей и не может быть объяснено расовой принадлежностью или наследственностью.

 

Первый вопрос, разумеется, состоит в том, возможно ли вообще найти такой ключ, допустим ли в принципе такой перенос во времени и пространст­ ве и способен ли наш современник проникнуться духом первобытного человека. Все это было предметом интереса мифологии и искусства, поэзии и драматургии— только психологию это никогда не занимало. Исключение составляет психоанализ. Различные школы психоаналитиков пытались по-разному сделать это. У Фрейда ’’первобытный человек” представлял собой историческую конструкцию человека, который принадлежал к патриа­ рхально организованной человеческой общности, в которой господствовал отец-тиран, а все остальные подчинялись; сьщовья подняли против него бунт, и его интернализация стала основой для возникновения супер-эго и новой социальной структуры. Фрейд старался помочь пациенту нашего времени обнаружить свои собственные бессознателышю переживания путем прохож­ дения через те состояния, которые, по мнению Фрейда, пережили его предки.

Хотя эта модель доисторического человека была придумана, а так называемый Эдипов комплекс не представляет собой самый глубокий пласт человеческой психики, гипотеза Фрейда открывает, однако, совершенно новые возможности, она допускает мысль, что у людей самых разных времен инародов (эпох и культур) есть нечто общее, что объединяет ихсихдревними предками. Так Фрейд прибавил еще один исторический аргумент к гумани­ стической вере в то, что существует некое общее для всех ядро человечества.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!