Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 74 страница



также понимание закономерности перехода количества в качество

— это значительный шаг вперед после Дарвина (247, 1951; 1953; 1955). Психологи (в лице известнейшего Абрахама Маслоу) попытались

 

описать специфические потребности человека, на основании чего был составлен список ’’основных потребностей” — физиологические и эстети­ ческие, потребность в безопасности, солидарности, любви, внимании, самореализации, в знаниях и понимании со стороны окружающих (175,

1954). Этот список представляет собой несистематизированный пере-

 

Здесь приведены идеи Дарвина в обобщенном виде, как они сформулирова­ ны у Симпсона (247, 1951).


 

192


чень, и, к сожалению, Маслоу не пытался проанализировать общие предпосылки подобных потребностей в природе человека.

 

Если же мы попробуем определить природу человека на основе специфически биологических и психических факторов, то будем вьшуж-дены обратиться к его появлению на свет.

 

Поначалу кажется, что установить момент начала жизни человека очень легко, но на самом деле это не так-то просто. Что считать началом: зачатие или тот момент, когда зародьпп принимает определен­ ную человеческую форму, акт рождения или момент, когда ребенка отрывают от груди матери, а может быть, и вовсе следует считать, что большинство людей до самой смерти так до конца и не родились. Самое лучшее все же отказаться от попытки фиксировать ’’рождение” человека

 

точки зрения определенного дня или определенного часа, разумнее представить его жизнь как процесс, в ходе которого образуется лич­ ность.

 

Если мы зададимся вопросом, когда возник человек как вид, то ответить на него еще сложнее, ибо здесь мы имеем дело с этапами, измеряемыми миллионами лет, а знания наши опираются на случайные находки (скелеты, орудия труда), вокруг которых по сей день идут споры.

 

Несмотря на ограниченность наших знаний, все же есть такие данные, которые проливают свет на общую картину происхождения человека.

Предпосылкой для возникновения человека можно считать возник­ новение клеточной жизни, т. е. период свыше 1,5 млрд лет назад, или же начало существования первых, простейших млекопитающих (около 200 млн лет назад). Я бы сказал, что человечество начинает свое развитие от гоминидных предков, которые жили 14 млн лет назад, а может быть, и раньше.

 

Рождение собственно человека следует, видимо, датировать момен­том появления первого ’’человека прямоходящего” (Homo errectus), воз­ раст которого исчисляется от 500 тыс. до 1 млн лет соответственно разным находкам останков синантропа в Азии. Можно вести летосчис­ ление человеческого рода, начиная с современного его вида Homo sapiens, который возник 40 тыс. лет назад и во всех существенных биологических аспектах идентичен с сегодняшним человеком*.

 

Если же мы подойдем к вопросу о человеческой эволюции с позиций исторического (а не индивидуального) времени, то мы можем сказать, что человек в подлинном смысле этого слова родился всего несколько минут назад. Или более того, мы можем даже принять такую точку зрения, что процесс его рождения еще не окончен, что пуповина еще не перевязана, что при родах возникли осложнения и потому все еще остается сомнение — родится ли наконец человек, или речь идет о мерт­ ворожденном младенце.

 

Большинство исследователей, занимающихся этим вопросом, связы­ вают возникновение человека с одним конкретным событием, а именно

 

появлением орудий труда. Так считают все те, кто вслед за Бенджами­ном Франклином определяют человека как Homo faber (человек уме­ лый). Маркс резко критиковал это определение и считал его ’’характер­ ным для янки”^. Из современных авторов наиболее убедительную крити­ ку концепции Homo faber можно найти у Л. Мэмфорда (198, 1967).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!