Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 73 страница
Некоторые люди обладают чувством прекрасного.
многих людей развито религиозное чувство в широком смысле слова, которое породило также благоговение, суеверие, веру в существо вание духов и сверхъестественных сил и т. п.
нормального человека есть всегда нравственное чувство, или, выражаясь современным языком, в нем ’’говорит совесть”.
‘ Рихард М. Буке был канадским психиатром, другом Эмерсона и отважным, изобретательным человеком. В свое время он был известнейшим психиатром
|
|
Северной Америке. Сегодня среди профессионалов он полностью забыт, хотя его книга ’’Космическое сознание”, переизданная в 1946 г., на протяжении ста лет была самой популярной среди непрофессионалов.
191
Человек — культурное существо и общественное существо, и он развил культуры и общественные системы, которые по своему характеру и многообразию уникальны^
|
|
Если внимательно проанализировать дарвиновский перечень основ-нь1х психических характеристик человека, то некоторые признаки очень примечательны. Так, он ’’под одной шапкой” размещает целый ряд черт, которые никак не связаны друг с другом, например самосознание, создание символического языка и культуры, а также наличие эстетичес ких, нравственных и религиозных чувств. Этот список собственно чело веческих характеристик страдает поверхностной описательностью, от сутствием классификации, а также полным безразличием к проблеме истоков и предпосылок возникновения этих признаков.
|
|
своем перечне Дарвин упоминает такие эмоциональные состояния, как нежность, любовь, ненависть, жестокость, нарциссизм, садизм, мазо хизм и т. д., которые он считает чисто человеческими, а все остальные он рассматривает как инстинкты. Он считает уже ’’вполне доказанным”,
|
|
’’что человек и высшие животные, в особенности приматы, действительно наделены одинаковыми инстинктами. Они проявляют одинаковые стра сти, наклонности и интересы: наблюдательность и изобретательность; симпатии и антипатии, включая и самые сложные чувства, такие, как ревность, подозрительность, тщеславие, благодарность, великодушие; они могут обманывать и мстить. Иногда они воспринимают смешное, любят подражать и демонстрируют даже чувство юмора. Они могут удивляться, проявляют любопытство; у них одинаковые способности: внимание, сообразительность, умение сравнивать и выбирать, память, фантазия, ассоциативное мышление и разум, несмотря на то, что они находятся на разных ступенях эволюции” (66, 1946; нем.: с. 98).
Дарвин, разумеется, не поддержал бы наш подход к анализу челове ческих страстей, ибо мы большинство этих эмоций считаем исключите льно человеческими, а не унаследованными от наших животных предков.
Большой вклад в развитие эволюционной теории после Дарвина сделал выдающийся современный исследователь Дж. Симпсон. Он особо подчеркивал в человеке те качества, которые отличают его от других живых существ. Он пишет: ’’Важно помнить, что человек — это животное; но еще важнее уяснить, что сущность его уникальной природы следует искать в тех признаках, которые не встречаются у других животных. Его место в природе и его выдающаяся роль определяются не тем, что его роднит с животными, а тем, что его делает человеком” (247, 1951, с.138).
Симпсон предлагает считать основополагаюпщми признаками чело века следующие взаимосвязанные факторы: разумность, гибкость мыс ли, способность к проявлению индивидуальности и социальность. Хотя его ответ не вполне удовлетворительный, его попытка выделить сущест венные характеристики человека в их взаимосвязи и взаимозависимости,
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!