Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 56 страница




 

172


Все, что сказано о реакции на витальную угрозу, можно кратко выразить следующим образом: страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству. Последний вариант часто встреча­ ется, когда человек ищет выход, чтобы ’’сохранить свое лицо”. Если же условия столь жестки, что избежать позора (или краха) невозможно, то тогда вероятнее реакция нападения. При этом нельзя упустить из виду, что реакция бегства зависит от двух факторов: во-первых, от интенсив­ ности угрозы, а во-вторых, от степени физической и психической вынос­ ливости субъекта, его уверенности в себе. С одной стороны, причиной могут выступать такие события, которых кто угодно испугается, а с дру­ гой стороны, человек может сам быть настолько слабым и беспомощ­ ным, что напугать его ничего не стоит. Поэтому страх бывает обуслов­ лен не только реальной опасностью, но почти так же часто он может возникать в результате внутреннего состояния индивида, и тогда до­ статочно малейшего внешнего толчка — и реакция обеспечена.

 

Страх, как и боль, — это очень неприятное чувство, и человек пытается любой ценой от него избавиться. Есть много способов преодо­ ления страха. Например, медикаменты, секс, сон или общение с другими людьми. Но одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состо­ яния страха перейти в нападение, тут же исчезает мучительное чувство страха*.

 

Агрессивность и свобода

 

Среди разнообразных витальных интересов человека, которые подверга­ ются опасности, есть одна сфера, которую можно считать самой глав­ ной, — это сфера свободы личности и общества. Вопреки расхожему мнению, что потребность в свободе является достоянием культуры

 

формируется в процессе воспитания, у нас имеется обширный матери­ ал, свидетельствующий, что потребность в свободе является биологичес­ кой реакцией человеческого организма.

 

Это мнение подтверждается тем фактом, что на протяжении всей истории народы и классы выступали против своих угнетателей, если была хоть малейшая надежда на победу, а иногда и при отсутствии такой надежды. По сути дела, история человечества является историей борьбы за свободу, историей революций, от освободительной войны израильтян против египтян, от национальных восстаний против Римской империи и от крестьянских восстаний в Германии XVI в. до революций в Америке, Франции, России, Китае, Алжире, Вьетнаме и т. д.^

 

‘ Я обязан выразить благодарность д-ру X. де Диас Эрнандесу за его интерес­ нейшие соображения из области нейрофизиологии. Я не смогу подробнее рас­ смотреть здесь эти идеи, ибо это потребовало бы специального профессиональ­ ного обсуждения.

 

Социальные революции, имевшие место в истории, не могут отменить того факта, что даже дети совершают революции, хотя и на свой манер. Они борются за свою свободу своими индивидуальными методами: от дурного поведения, отказа принимать пищу и соблюдать чистоту до различных проявлений дерзости

 

неподчинения, включая симуляцию умственной отсталости. Взрослые при этом ведут себя свысока, как и положено элитной группе, наделенной властью. Ради самоутверждения они применяют физическую силу, нередко используя сочетание ’’кнута и пряника”. В результате большинство детей сдаются, предпочитая капи­ туляцию бесконечным мучениям.


 

173


Лидеры слишком часто прибегают к фальшивым лозунгам, утверж­ дая, что ведут свой народ на борьбу за свободу, в то время как сами преследуют цели порабощения. При этом никакие обещания ничего не стоят, ибо даже душители свободы считают необходимым приносить ей клятву верности.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!